Лингвистическое образование необходимо каждому школьнику вне зависимости от того, какие у него в будущем будут профессия и специальность. Наука этимология – это один из интереснейших разделов лингвистики, изучающий происхождение слова. В школьном курсе преподавания русского языка этимология, безусловно, необходима. Лучше усвоить семантику, орфографию незнакомого слова позволяют этимологическая работа и составление этимологической справки. Особенно в условиях сельской школы. Поэтому в своей работе я использую этимологию слова как подспорье, как дополнение, помогающее объяснить, запомнить значение слова и его написание.
Как правило, я использую прием составления этимологической справки. Ее готовит или учитель, или подготовленный ученик-старшеклассник. Сейчас у нас в школе обучаются 97 детей, из них в классах средней ступени – 53 ребенка, а на старшей ступени – 10 детей. Практически все они с интересом включаются в дополнительную исследовательскую работу.
Прием составления этимологической справки формирует интерес к слову, языку и его истории. Мы не ограничиваемся уроками и ведем большую внеурочную работу, поскольку этимология вызывает у ребят живой интерес. У нас разработан элективный курс под названием «Этимология русских слов». Сейчас в нашей школе проходит неделя русского языка и литературы, и в рамках этой недели в один из дней пройдет лингвистическая викторина «Знаешь ли ты русский язык?», в которую мы обязательно включаем вопросы по этимологии слов. Наши ребята занимаются мини-исследованиями и делают свои небольшие проекты. В итоге повышается интерес к самой науке, а кроме того, и это очень важно, укрепляется практическая грамотность.
Приведу два примера нашей работы. Учеников заинтересовала такая строчка: «Отцвели уж давно хризантемы в саду». Стало интересно, какова этимология слова «хризантемы». Мы изучали историю этого слова, воспользовались дополнительной литературой.
В кабинете русского языка мы с ребятами собрали небольшую библиотеку по этимологии. Когда почувствовали нехватку специальной литературы в школе, начали собирать публикации из специальных журналов под рубрикой «Этимологические справочники», сброшюровали их и пользовались ими. Затем приобрели этимологические словари для школьников, очень нам понравился словарь под редакцией Андреевой.
Так вот, возвращаясь к слову «хризантемы». Выяснилось, что сначала это слово употреблялось в мужском роде – «хризантем». В русском языке это слово появилось не позже последней четверти XVIII века в литературе по ботанике. То есть источником заимствования стала латынь, которая использовалась в науке ботанике. В XIX веке слово расширяет свой ареал, а на рубеже XIX-XX веков воспринимается уже как самостоятельно освоенное слово, и закрепляется оно в новой форме – «хризантема».
Еще один характерный пример с наречием «стремглав». Когда ученики заинтересовались этим словом, мы обратились к его истории и выяснили, что образовано оно из двух слов: «стрем», что означает «вниз». Можно сравнить со словом «стремнина», одно из старых значений его – это «бездна», «пропасть». А вторая половина слова – «глава», то есть голова. В буквальном смысле слово «стремглав» означает «вниз головой». Конечно, ребятам это очень интересно.
Кстати, к нам в школу на заседание клуба любителей русского языка и литературы иногда приходят местные жители. И бывает, мы даже получаем задание от односельчан исследовать то или иное слово. Для школьников это дополнительная мотивация к учебе и исследованиям.
Ольга СУРАВОВА,
учитель русского языка и литературы,
директор Хитровской школы
Рассказовский район,
Тамбовская область
Комментарии