search
main
0

Хрестоматийные истины – для учебника. Музыка

Мои коллеги, учителя музыки, выдвинули на XI конкурс методических разработок «Сто друзей» совсем небольшое количество материалов, но над присланными разработками стоит поразмышлять. К сожалению, в этом году размышления большей частью грустные.

Однако начнем с положительных заметок. В номинации «Технологии и методики преподавания» работу, посвященную организации школьного хора, прислала педагог вокальных и хоровых дисциплин гимназии №2 города Гурьевска Калининградской области Лариса Иваницкая. Эмоциональное, подробное описание педагогического опыта свидетельствует о глубокой заинтересованности педагога-хормейстера хоровой деятельностью. Чувствуется педагог-практик со сложившейся системой работы. Фотографии ансамблей, хоров и дипломов свидетельствуют о реальной художественно-музыкальной деятельности педагога и школьников.

Сценарий «Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества», созданный в номинации «Организация внеклассной деятельности» учителем музыки и МХК средней школы №58 поселка Мулино Нижегородской области Светланой Бубновой, может быть интересен учителям литературы, МХК и классным руководителям. Биографический материал тесно связан с поэзией, музыкой. Предполагается участие самих школьников в подготовке и проведении мероприятия, что тоже неплохо.

Радует, что учителя музыки стали активнее использовать технические возможности компьютерных программ. Это сказывается на разнообразии наглядного материала, его качестве.

На этом, увы, комплименты заканчиваются. Дальше придется делать не очень приятные, но объективные замечания, по традиции нашего конкурса – анонимные для этой публикации.

Когда рецензируешь работы, огорчает любой недочет – начиная от орфографических ошибок, опечаток и заканчивая такими «перлами»: «Красная площадь находится в центре города Москвы. Вдоль Красной площади Красная стена. За ее стенами находится Кремль. Среди построек Кремля есть Белый дом, где заседают Государственная Дума и Правительство. Во главе Правительства Президент РФ Путин В.В., которого избрал народ». Так в сценарии сформулирован ответ на вопрос: «Какие достопримечательности Москвы вы знаете?»…

Не забывайте о том, что поставленная на уроке конкретная цель должна быть достигнута. Если учитель написал, что цель занятия – воспитание патриотизма, значит, в конце урока нужно каким-либо образом замерить возросший уровень данного качества учащихся. Не забывайте об элементарной логике. Вот формулировка цели: «проверка знания музыки русских и зарубежных композиторов, знакомящих нас с представлениями и традициями наших предков», а вот установка классу перед началом викторины на том же занятии: «Ну а теперь, как всегда, вопросы. Вопросы, которые не будут уточнять, хорошо ли вы знаете музыку, но зато помогут вам с помощью музыки учиться главному искусству, как говорил Б.Брехт, – «искусству жить на Земле» (курсив мой. – Е.С.).

Конечно, хорошо, когда педагог – образованный человек, в свое время аккуратный студент, сохранивший конспекты лекций. Но урок, присланный на конкурс, должен содержать ваш, авторский материал, ваш опыт, ваши открытия, которых ждут ваши коллеги. Не стоит присылать работу, где изложены хрестоматийные истины педагога-хормейстера – распевание, дыхание, артикуляция и т. д. Опытный педагог знает это как дважды два, потому что без специальных знаний к хору и не выйдешь, а начинающему учителю лучше воспользоваться специальной литературой, которой очень много, она хорошо и грамотно написана.

Еще один совет – необходимо указывать, какая конкретно музыка звучит на вашем уроке (знакомое ребятам произведение или новое, которое дается, чтобы проверить, знают ли дети стилевые особенности музыки данного автора). Если вы даете музыку для создания определенного эмоционального фона, укажите это в специальной сноске и обязательно назовите автора и произведение. Зачастую Лунную сонату Бетховена, равно как и музыку Шопена, используют просто по принципу «красиво звучит». Иногда в разработке пишут абстрактно: «Музыка», а какая конкретно, не указывают.

Надеюсь, мои советы помогут вам в работе. Творческого вам вдохновения!

Елена СИДОРОВА, учитель музыки, методист кабинета филологического и эстетического образования Вологодского института развития образования, лауреат конкурса «Учитель года России-1995»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте