В работе педагога-психолога в дошкольном учреждении используются разнообразные здоровьесберегающие технологии. Основная задача этих технологий заключается в обеспечении эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в дошкольном учреждении и семье, обеспечении социально-эмоционального благополучия ребенка.
В нашем образовательном комплексе реализацией данных технологий занимается педагог-психолог посредством специально организованных встреч, игровых тренингов с детьми, а также воспитатели и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе.Один из элементов здоровьесберегающих технологий, который мы активно используем в работе с дошкольниками, – песочная терапия.Песочная терапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на малейшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.Существует несколько вариантов использования песочной терапии в работе с дошкольниками.С детьми младшего дошкольного возраста мы используем песочную анимацию, занятия в мини-песочнице. Основная цель таких занятий – снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильных ощущений. Дети создают простые картины при помощи песка, выполняют несложные упражнения под тихую, спокойную музыку. Занятия проводятся при помощи большого количества маленьких фигурок с сухим или влажным чистым песком. На занятиях дети путешествуют в сказочную страну вместе с Песочной феей – хранителем волшебной песочницы. Каждый раз, усаживаясь вокруг песочницы, ребята слушают рассказ Песочной феи о новой интересной игре.В результате подобных упражнений дети высвобождаются от негативных эмоций, заряжаются положительной энергией, лучше адаптируются к условиям детского сада.С детьми старшего дошкольного возраста мы используем технику «рисование песком». Рисование песком – одно из направлений песочной анимации, в котором используются заготовленный шаблон, цветной песок. Для создания картины необходимо лишь засыпать зоны рисунка песком определенного цвета, создать песочную фреску.Картины из песка – это не только необычно, но и очень полезно. Мелкая структура материала россыпью позволяет отлично развивать мелкую моторику детей. Изготавливая картины из песка, малыш сосредотачивается на том, чтобы взять щепотку этого рассыпчатого материала, а после аккуратно распределить его по поверхности в соответствии с узором. Для начала выбираются самые простые рисунки с малым количеством цветов песка и крупными зонами закрашивания. Позже можно усложнять технику и в результате дойти до изображения сложнейших многоцветных картин с большим количеством мелких деталей. Очень хорошо использовать подобные упражнения с гиперактивными детьми, детьми с повышенным уровнем тревожности. Занятия проводятся индивидуально совместно с педагогом-психологом. В процессе рисования песком у детей развиваются усидчивость, аккуратность, чувство цвета и гармонии. Впечатления от работы те же: «руки творят – душа отдыхает» – только цветной песок вносит свою изюминку, и вкупе с песочной терапией мы получаем еще и цветотерапию. Ну а получившуюся картину можно сохранить, повесить на стену – и в этом тоже есть свой плюс. У детей всегда получается отличный результат, что положительно влияет на их самооценку.Рисование песком используется и в работе с родителями. В ходе психолого-педагогических гостиных, проводимых педагогом-психологом, рисование песком используется как элемент арт-терапии. Дети с радостью вместе с родителями создают шедевры из цветного песка. Рисование песком содействует гармонизации детско-родительских отношений, позволяет лучше понять друг друга, является одним из способов проведения совместного досуга дома.Как мы видим, возможности песочной терапии в работе с дошкольниками безграничны. Данный метод позволяет гармонизировать (упорядочить) внутренний мир ребенка, проработать психотравмирующие ситуации на символическом уровне; изменить отношение к себе, своему прошлому, настоящему и будущему, к другим, в целом к своей судьбе, укрепить доверие к окружающим, развивать новые, более продуктивные отношения с миром.Татьяна ШЕХОВСКАЯ, педагог-психолог школы №947
Комментарии