search
main
0

«Хранители русского языка»: детскую литературу и влияние чтения на грамотность обсудили в кластере «Октава»

В декабре 2024 года в Туле на базе Творческого индустриального кластера «Октава» завершилась третья Всероссийская профессиональная олимпиада для учителей «Хранители русского языка», организованная Государственным университетом просвещения и Благотворительным фондом «Эмпатия» Михаила Шелкова. В финале профессионального состязания встретились педагоги из разных регионов России. Они не только прошли заключительные испытания, но и обсудили современную литературу и чтение как способ повышения грамотности.

В рамках финала третьей Всероссийской олимпиады для учителей «Хранители русского языка», организованной Государственным университетом просвещения и Благотворительным фондом «Эмпатия» Михаила Шелкова, прошла дискуссия «О современной литературе: как читают учителя». Педагоги-конкурсанты вместе с экспертами обсудили, как чтение современной литературы может повысить уровень грамотности в школе и за ее пределами.

– Мне очень понравилась наша дискуссия. Для меня это был уникальный опыт встречи с сообществом профессионалов из разных городов, я надеюсь, что смог в какой-то мере показать, что современных писателей не нужно бояться, они не кусаются. В основном аудитория была скромная, но те, кто задавал вопросы или отвечал из зала, всегда говорили что-то интересное, – поделился Иван Бевз, филолог, драматург, автор «Чем мы занимались, пока вы учили нас жить», «Кажется, нам здесь не рады».

– Мне безумно приятно, что организаторы выдели столько времени на этот важный (не побоюсь этого слова) разговор. Потому что я искренне верю, что детская литература – большой помощник на пути увлечения чтением детей, – рассказала Оксана Сергеева, учитель литературы, автор канала «Детские книги читать».

– Мои впечатления от финала олимпиады в Туле в культурном кластере «Октава» очень положительные. Классные, вдохновленные своей профессией учителя, задающие вопросы, участвующие в разных мероприятиях, которые подготовили для них организаторы. Слушающие нас, писателей, тоже взявших с собой в Тулу с вдохновение. Меня, как бывшую школьницу, очень-очень порадовало бы, если бы мои учителя поучаствовали в такой олимпиаде, поехали в другой город, вернулись к нам, рассказали о том, что они увидели и узнали… Я бы, наверное, тоже очень вдохновилась. Поэтому это – огромный вклад и в жизнь самих учителей, и в судьбы и жизни детей, которых они учат, – отметила Валентина Филиппенко, детский писатель, автор книг «Папа ищет работу», «Квадратный тигр» и «Пафка и шкаф».

– Больше всего мне запомнились учителя, которые брали слово. Они с очень большой любовью делились своими педагогическими технологиями: как в своих классах, в своих городах они помогают школьникам увидеть интерес в чтении. Это прекрасные методы, в основе которых лежит любовь, — и к детям, и к литературе. Думаю, на пересечении этих двух векторов и рождается тот самый учительский подход, который многие из нас, воспитанные им, проносят в сердце через всю жизнь. – поделилась Дарья Анацко, литературный редактор издательства «Абрикобукс», которая выступила модератором дискуссии. – Также хочу отметить высокий уровень организации, тщательную разработку офлайн-программы для учителей – организаторы старались, чтобы педагогам было и полезно, и интересно, и чтобы они могли проявить себя,

Открытая дискуссия «О современной литературе: как читают учителя», организованная в ходе финала Всероссийской олимпиады для учителей «Хранители русского языка», подняла много волнующих, как родителей, так и учителей вопросов. Сетевое издание «Учительская газета» решило узнать у присутствующих на дискуссии экспертов, действительно ли современные дети и подростки совсем не читают книги.

Ксения Молдавская

– «Дети не читают» – очень удобная формула, которую каждый может использовать по своему разумению: сокращать уроки литературы, перенасыщать школьную программу, множить запреты… Дети читают не больше и не меньше, чем читали их родители, бабушки и прадедушки. Я имею в виду поколенчески. Чтение слишком сакрализовано в нашем обществе. Почему бы так же не сакрализовать танцы или рисование или катание на коньках? Чтение – всего лишь один из способов получения удовольствия, радости от жизни. Но мы же забываем про радость, когда речь идет о чтении. В рамках дискуссии как раз говорили о радости и удовольствии, о стремлении на уроках читать и обсуждать книги, а не «проходить» их. Ни одна книга не может считаться законченной, пока ее не обсудили читатели, – заявила Ксения Молдавская, критик детской литературы, редактор, журналист и педагог.

Сегодня родители читают в основном те произведения и тех авторов, с которыми их в детстве познакомили папы и мамы, бабушки и дедушки – Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Агнию Барто, Владимира Сутеева, Николая Носова и других. Немногие взрослые смогут сходу назвать три-пять современных детских авторов. Почему так происходит и в каком состоянии находится современная детская литература, нам рассказали эксперты.

– С детской литературой все хорошо. Она живет, развивается, ищет новые пути и новые способы сделать мир лучше, но и прежними, известными, пользуется с удовольствием. Судя по нашим детям, все у нее, у детской литературы, получается. Главная тенденция детской и подростковой литературы XXI века – она не пытается говорить со всеми читателями на одном языке. Сегодня в книгах можно встретить столько образов, персонажей, стилей, что каждая бабочка обязательно найдет себе подходящий цветок, если, конечно, захочет его искать, – отметила Ксения Молдавская.

Дарья Анацко

– Дети читают что угодно, потому что они разные и интересы у них тоже разные. В детском-подростковом сегменте рынка есть общий тренд на фэнтези и графическую литературу, но это не значит, что читают только их. Ключевой момент здесь в том, что дети всегда будут с большим интересом читать то, что важно для них именно сейчас — и хорошо, что современные российские авторы об этом пишут, – рассказала Дарья Анацко.

– Чтобы популяризировать чтение среди подростков, нужно сначала популяризировать его среди взрослых, а молодежь обязательно подтянется, – добавил Иван Бевз.

– Что касается популярности авторов – увы, здесь речь не о каких-то объективных факторах, а о совершенно субъективных. Это о пиарных провалах крупных издательских холдингов, которые наращивают количество книг, не успевая их представить публике. Это о недостаточности информации: больше двадцати лет назад умер журнал «Детская литература», закрылись кафедры детской литературы в педагогических и библиотечных вузах, отказываются говорить о детских книжках серьезные литературные издания. Вообще детская литература маргинализируется в общественном мнении, становится предметом общественного обсуждения только в связи с крупными скандалами или странными инициативами. К примеру, 3000 экземпляров (стандартный начальный тираж детской и подростковой книги) недостаточно для создания общего культурного пространства на территории всей страны, но печатать больше издатели боятся: при несовершенстве систем информации и книгораспространения шанс распродать большие тиражи библиотекам и индивидуальным читателям невелик, – пояснила Ксения Молдавская.

Многие взрослые люди рассказывают о том, что в школе у них «отбили» охоту к чтению. При этом сегодня на образовательные организации и учителей возлагается огромная ответственность – «привить» детям любовь к чтению, открыть для них этот волшебный мир литературы.

Оксана Сергеева

– Мне кажется, «привить любовь» нельзя. Это касается и книг, и футбола, и театра. Можно заинтересовать, попробовать увлечь, поддержать. По моим наблюдениям, все зависит еще и от личного примера. Если в семье читают сами родители, они же читают детям вслух, то есть шанс вырастить читающего ребенка. Что я делала с учениками? Выбирала на внеклассное чтение интересные (близкие детям) современные детские книги. Обсуждали их, ходили иногда смотреть спектакли по знакомым произведениям, в теплое время года читали после уроков на улице, снимали ролики по книгам, – рассказала учитель литературы Оксана Сергеева.

– От слова «должен» нужно уходить по отношению к учителям, потому что они и так очень много всего должны: и в работе, и в бумажной волоките. Этого хочется поменьше. Но то, что учителя могут советовать, что почитать, — это точно. И то, что учителям нужно советовать и помогать в этом, — это тоже правда. Классно, что есть рекомендательные списки у той же Российской государственной детской библиотеки, потому что они очень помогают. И есть еще блогеры, которые собирают списки новинок или списки зимнего чтения, которые тоже бывают очень полезны, – высказала мнение Валентина Филиппенко.

– У меня был прекрасный учитель литературы Ольга Александровна Шевчук. Она включала нам музыку перед чтением текстов, у нее были интересные обсуждения на уроках. А это было больше 20 лет назад. Еще меня смущает, что сейчас принято обвинять во многих бедах именно учителей. Я понимаю, что учителя бывают разные, но я верю, что понимающих больше. В нашей профессии все сложно с результатами, они сильно отсрочены. Недавно мне написала девочка, которую я учила всего один год, это было шесть лет назад. Она сказала, что с радостью вспоминает время, когда мы вместе собирались и читали книги. И мне кажется, что таких учеников много, которые с благодарностью вспоминают своих учителей, но не пишут им. Понятно, что высказываний «учителя отбили желание читать» больше, – отметила Оксана Сергеева.

Во многих семьях есть традиция читать своим малышам на ночь сказки, рассматривать яркие и красивые картинки в книгах. В доказательство – достаточно посмотреть отечественные семейные фильмы, в которых обязательно будет сцена с чтением книги на ночь. Но как только дети отправляются в школу, многие родители начинают считать, что они уже выросли и могут читать самостоятельно. Мы узнали у экспертов, до какого возраста стоит читать детям и как выбрать книгу, которая заинтересует ребенка.

Валентина Филиппенко

– Я, например, была проактивным ребенком, мне читали лет до пяти-шести. Но я знаю и подростков, которые любят, чтобы им почитали сказки. Это тоже нормально. Все зависит от того, какие отношения строятся у родителей с детьми. Папа когда-то читал нам Булгакова по ролям, когда мы уже учились в первом или втором классе. И я за это ему очень благодарна, – поделилась Валентина Филиппенко. – Так что я не ограничивалась бы каким-то конкретным возрастом и опиралась просто на историю взаимодействия с малышом. Или уже даже не малышом. Как-то раз на мероприятии у своих друзей я собрала кучу детей и сидела читала с ними книжки. Кому-то из низ было, по-моему, уже по одиннадцать лет, и они – представляете? – слушали с удовольствием! Нет возрастных ограничений для такой любви.

Я помню, мне дали свободу начать выбирать книжки в библиотеке, когда я училась в первом классе. Но библиотекарь была со мной: смотрела, что я выбираю, советовала что-то или от чего-то отговаривала. Просто для эксперимента можно предложить ребенку в любом возрасте самостоятельно выбрать себе книгу. Естественно, из детского отдела, чтобы не было в ней жестокости или эротики. И посмотреть, справится ли он с этим произведением. Главное, чтобы он потом не разочаровался в своем выборе и не отказался попробовать еще раз. А как представить ребенку книгу для самостоятельного чтения? Попробуйте взять его в книжный магазин, оговорить конкретный бюджет и предложить на эту сумму выбрать себе книжки. Или можно прийти вместе в библиотеку, посмотреть на книжные полки и сказать: «Выбирай! Все, что выберешь, можешь унести с собой». И посмотреть, как он справится. Нам с сестрой-двойняшкой родители как-то устроили соревнование: нужно было прочитать три книжки, сшить фартук и приготовить какую-нибудь еду. Это был классный челлендж, потому что книги мы выбирали сами, читали в какой-то мере на скорость, и это нас очень мотивировало и вдохновляло. Своему ребенку тоже можно предложить устроить недельный челлендж, в конце которого он получит какой-нибудь бонус. А книжки для этого челленджа пусть он выберет сам. И еще: кому-то из детей интересен научпоп, и стоит поддерживать этот интерес. Разрешать читать про драконов, космос, динозавров, биологию, балет… Кто-то любит художественную литературу, находит в ней вдохновение. Или прячется в ней, то есть появляется какой-то эскапизм. И тут уже возникает вопрос, стоит ли это тотально поддерживать или наоборот нужно доставать ребенка из скорлупки, в которой он прячется, – рассказала детская писательница Валентина Филиппенко.

Сейчас многие взрослые перешли на аудиокниги. Это удобно: не нужно носить с собой тяжелый томик, параллельно ты можешь делать что-то еще делать. Родители пытаются заинтересовать аудиокнигами и детей: коль не хотят читать, так пусть хоть слушают. При этом вокруг аудиокниг постепенно разгораются споры – действительно ли они полезны и не спровоцируют ли обратного эффекта.

– Я могу сказать, что сама часто слушаю лекции и подкасты. Но, как старовер, книжки действительно предпочитаю читать, слушать мне их сложно. Только научпоп – исключение, но к нему я отношусь, опять же, как к подкастам. Но! Есть очень классные аудиоспектакли по детским книгам, – поделилась своим мнением Валентина Филиппенко. – Нам в детстве включали и «Алису в стране чудес», и русские народные сказки. У ребенка такие аудиоспектакли развивают фантазию, потому что многое он может не додумать или не представить в силу своего возраста и не хватки опыта. А аудиоспектакли и, например, мультики, помогают в этом. Понятно, что иногда, если есть возможность прочитать книгу самостоятельно, лучше прочитать. Но в машине, когда едете в школу, на занятия или просто путешествуете, классно включить хорошую аудиоверсию книги и послушать ее всей семьей. Можно посмеяться, попеть, дополнительную информацию получить благодаря интонации актера. Я отношусь к этому очень хорошо и считаю, что это полезно.

Участники дискуссии

Принято считать, что учителя читают в основном только научную литературу, необходимую для преподавания их предмета, какие-нибудь педагогические труды, а на более легкое чтение у них просто не хватает времени, о детской литературе вообще речи не идет. При этом возникает вопрос: а должен педагог вообще читать литературу для детей, следить за новинками и вообще быть «проводником» для своих учеников в этом мире. В ходе открытой дискуссии, организованной в финале Всероссийской олимпиады для учителей «Хранители русского языка», выяснилось, что учителя любят читать, стараются это делать в каникулы или во время отпуска.

– По результатам опроса, который мы проводили к этой дискуссии в рамках олимпиады, большинство не успевает читать, но очень, очень хотят. В основном читают в отпусках и на каникулах. Было бы здорово, если бы система учитывала важность внеклассного чтения для самих учителей и давала им такую временную и ресурсную возможность. На мой взгляд, учителю нужно обязательно читать детскую, подростковую и юношескую литературу. Причем важное уточнение: не просто литературу этого сегмента, а именно современную! Это позволит актуализировать свое видение литературного процесса, быть на одной волне с учениками и никогда не забывать, что для них по-настоящему важно, – сказала Дарья Анацко, модератор дискуссии.

В этом году участниками Всероссийской профессиональной олимпиады для учителей «Хранители русского языка впервые стали студенты 3-4 курсов факультета русской филологии Государственного университета просвещения. Они стали яркими представителями молодых людей, которые прекрасно знают русский язык, но при этом используют в своей речи сленг, слова для которого чаще всего берутся из английского языка. Сейчас в нашей стране стараются ограничить использование заимствований и англицизмов, при этом взрослые, чтобы понимать своих детей, учат модные словечки, как иностранный язык. Так, где же найти ту самую «золотую середину» и как быть учителям, на каком языке разговаривать со своими учениками, мы попытались выяснить у экспертов.

Иван Бевз

– Я уверен, что не нужно запрещать использовать сленг и вряд ли это вообще получится, это живая часть языка. И учителям необязательно говорить «йоу», чтобы их внимательнее слушали. У нас все-таки есть некоторая нейтральная территория, на которой возможна коммуникация — уважение и равенство. Я стараюсь не снисходить до подростков и вести себя с ними на равных. Попытка «говорить с ними на одном языке» скорее будет восприниматься как снисхождение, это не мой метод, – высказал свое мнение Иван Бевз, филолог и драматург.

– Не очень хотелось бы, чтобы под поддержкой русского языка понимались какие-то охранительно-консервативно-репрессивные вещи, направленные на защиту языка от того, от чего его на самом деле защищать не надо. Потому что в последнее время много стало разговоров о том, что язык нужно ограждать от заимствований, нужно бороться с иностранными словами, нужно штрафовать тех, кто использует жаргонные слова и так далее. Это вызывает тревогу, потому что тем самым мы вторгаемся в процесс нормального, здорового развития языка.

Русский язык всегда, во все эпохи, был открыт для заимствований, всегда охотно и много брал слов из других языков. И невозможно из языка что-то искусственно вытащить. Невозможно в язык что-то насильно вставить, если ему это не нужно. Поэтому попытки как-то вмешаться, как-то пытаться поставить на контроль – это не то, с моей точки зрения, чем нужно заниматься. Не в эту сторону нужно смотреть: не наказывать, а рассказывать, как устроен язык. Поддерживать издание словарей, справочников, грамматик и учебников. Не запрещать, а просвещать, то есть поддерживать проекты, образовательные и просветительские акции, направленные на распространение знаний о русском языке, олимпиад, конкурсов, «Хранителей русского языка», Тотального диктанта, – сказал Владимир Пахомов, ученый секретарь Орфографической комиссии РАН, председатель Филологического совета.

Владимир Пахомов принял участие в дискуссии дистанционно

В рамках открытой дискуссии, которая была организована во время финала Всероссийской олимпиады для учителей «Хранители русского языка», также были представлены результаты опроса более 1000 учителей-словесников о проблемах русской речи, эксперты обсудили , как чтение современной литературы может повысить уровень грамотности в школе и за ее пределами.

– Действительно, чтение очень важно для повышения грамотности. Когда ребенок много читает и у него хорошая зрительная память, то формируется то, что принято считать врожденной грамотностью – человек правильно пишет, не зная правил. Но одного только чтения недостаточно. Потому что язык меняется, и «правильное вчера» может оказаться «неправильным сегодня». И наоборот. Это абсолютно естественно, так всегда было, есть и будет. Кроме того, некоторые правила невозможно только начитанностью взять, например, правила русской пунктуации. Поэтому нужны и другие способы повышения грамотности. То есть как мы постоянно тренируем мышцы, нужно держать в тонусе ту самую «языковую мышку», «мышцу грамотности». Для этого нужно себя постоянно проверять и перепроверять, обращаться к словарям, вспоминать правила, писать диктанты, читать научно-популярные книги о языке, ходить на фестивали о науке, слушать подкасты, читать Telegram-каналы – сейчас очень много просветительского и научно-популярного контента, связанного с русским языком. Это все, как мне кажется, можно и нужно брать. Этому всему можно научиться, – отметил Владимир Пахомов.

Сейчас много говорят о том, что молодежь плохо знает русский язык, проводят всевозможные сравнительные опросы, где задают одинаковые вопросы респондентам разного возраста. По мнению ученого секретаря Орфографической комиссии РАН Владимира Пахомова, сравнение знаний 20-летних с 50-летними и 70-летними людьми некорректно.

– Что мы понимаем под знанием русского языка? Если речь идет о знании языковых норм – лексических, грамматических, произносительных и правил правописания, то невозможно сравнивать между собой разные поколения. Потому что у разных поколений разный жизненный опыт, разный уровень начитанности, разные дистанции между нынешним возрастом и временем окончания школы. Поэтому 20-летних нужно сравнивать не с 50-летними и 70-летними, то есть не с их родителями, бабушками и дедушками в их нынешнем возрасте, а с их родителями, бабушками и дедушками, когда им самим было 20 лет. И вот в этом случае, если мы сопоставим 20-летних в разных поколениях, то не увидим каких-то разительных перемен.

Нынешняя молодежь знает русский язык ровно так же, как его знало поколение родителей, бабушек и дедушек. Потому что трудности языковых норм, правил правописания общеизвестны. Самые сложное орфографические правила не изменились: «не» с разными частями речи, одна или две «н» в прилагательных или причастиях, написание наречий и так далее. С этими трудностями сталкивается каждое поколение, изучающее русский язык.

Но знание русского языка — это еще и словарный запас, знание фразеологических единиц русского языка, крылатых выражений, знание того, что лингвисты называют прецедентными текстами. То есть, когда мы используем какие-то фразы, как цитаты из литературных произведений или кинофильмов, и понимаем этот общий культурный код. Сейчас такого нет, чтобы одни и те же книги и фильмы читали и смотрели почти все, как это было в поколении родителей, бабушек и дедушек. И в этом случае можно говорить о том, что уровень владения русским языком, уровень словарного запаса, наверное, оставляет желать лучшего.

С другой стороны, нынешние молодые люди более чутко относятся к границам друг друга, более внимательны к речи своей и чужой, остро чувствуют момент, когда речь собеседника начинает быть агрессивной. А ведь знание русского языка – это знание того, как, когда и какое слово можно употребить или нельзя в зависимости от ситуации общения. И у молодежи больше осознанности в выборе слова, – пояснил Владимир Пахомов.

Всероссийская профессиональная олимпиада для учителей «Хранители русского языка» проходит уже в третий раз. Она направлена на выявление интересных практик и поддержку преподавателей русского языка, на совершенствование профессиональных компетенций педагогов и формирование экспертного сообщества учителей русского языка.

Всего за время существования олимпиады ее участниками стали более 28 тысяч педагогов со всей страны, а также из заграншкол МИД России. В этом году впервые приняли участие студенты 3-4 курсов факультета русской филологии Государственного университета просвещения.

– Олимпиады – хорошая возможность для специалистов с запросов на развитие: проверить себя, пообщаться с коллегами, посмотреть на общероссийский процесс, откалиброваться, получить новые знания, – считает Дарья Анацко.

– Я хорошо отношусь к олимпиадам и конкурсам для педагогов, если они качественные и со смыслом. Конкурсы, в которых можно чему-то новому научиться, познакомиться с интересными коллегами. Плюс есть еще один момент – учителю иногда полезно стать в позицию «ученика». А многие конкурсы дают такую возможность, – рассказала Оксана Сергеева.

Сама я как учитель всяких конкурсов избегаю. Но у меня есть множество других способов проявить свою эстетическую и культурную позицию: я критик, эксперт, создатель литературного конкурса и так далее. А вот когда человек не распыляется, как я, а сосредоточен на одной самой важной работе, тогда ему безусловно необходимо встречаться с коллегами, показывать себя и смотреть на людей, сверять эстетические и профессиональные часы и да – громко говорить о своих профессиональных, этических и эстетических ориентирах, заявлять свою культурную позицию. Олимпиада в этом смысле – очень хороший инструмент, – поделилась своим мнением Ксения Молдавская.

Участниками олимпиады «Хранители русского языка» в 2024 году стали более 6,5 тысячи педагогов из 89 субъектов РФ и заграншкол МИД России. Из них выбрали 82 финалиста – именно они встретились в Туле, чтобы пройти заключительные испытания и определить победителя.

Торжественная церемония награждения прошла в Творческом индустриальном кластере «Октава». Победителем назвали учителя русского языка Московского государственного образовательного комплекса Михаила Михайловича Михайлова. Призерами стали: Марина Сергеевна Трофимова (Ленинградская область), Наталья Владимировна Шадрина (Воронежская область), Татьяна Владимировна Захарова (Самарская область), Татьяна Владимировна Воробьева (Московская область).

Теперь первая пятерка, а также 30 следующих за ними в турнирной таблице педагогов будут получать ежемесячно по 50 тысяч рублей от Благотворительного фонда «Эмпатия». Выплата будет осуществляться на протяжении всего 2025 года.

– Мероприятия, которые проводятся для детей, обычно требуют от педагогов дополнительной подготовки, изучения материалов, и оттого интересней, когда учителя сами становятся участниками соревнований. Возможно, это совсем не просто. Я, будучи уже взрослым человеком, но не преподавателем, иногда тоже участвую в конкурсах и фестивалях и знаю, что это активизирует человека, мотивирует и вдохновляет, если ты понимаешь, зачем ты это делаешь и делаешь это с удовольствием. Поэтому я надеюсь, что преподаватели, которые участвовали в олимпиаде от Благотворительного фонда «Эмпатия», получили удовольствие, дополнительную порцию вдохновения и, конечно, новые знания, – отметила Валентина Филиппенко.

Сетевому изданию «Учительская газета» удалось побеседовать с победителем олимпиады «Хранители русского языка» 2024 года Михаилом Михайловым. Поговорили о его профессиональной деятельности, о русском языка и, конечно, об участии в олимпиаде.

Фото предоставлены организаторами олимпиады «Хранители русского языка»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте