search
main
0

Хранители цивилизации . Самые нормальные люди в мире – это дети

В детстве, когда деревья были большими, а «Семнадцать мгновений весны» был для многих культовым фильмом, маленькая Лариса мечтала стать разведчиком. Считала, что дух (поэзия) и здоровье (спорт) помогут приблизиться к цели. Бег, стрельба из винтовки, баскетбол, волейбол, футбол. Поэзия… и футбол. Они и сегодня с ней.

Еще в те времена, когда по полгода не получали зарплату, Ассоциация женщин Октябрьского района Республики Калмыкия провела первую в России сельскую спартакиаду женщин. Впервые на поле вышла женская футбольная команда «Амулангя» (по-русски «Талисман»), капитаном которой стала Лариса Викторовна Менкенова – удивительно разносторонняя, талантливая, самобытная женщина. В мужской сборной против нее играли муж Виктор Церенович, врач-реаниматолог, и сын Виктор – ныне сотрудник уголовного розыска. А когда родилась дочь Цагана (что означает «светлая») и футбол временно отошел на второй план, с новой силой вспыхнула любовь к поэзии, появились собственные поэтические строки: С алой зарей, С последней звездой, Лишь ветер полынный качнет волну…

Теперь Лариса Викторовна еще и бабушка. Внучке восемь месяцев. Имя ей дали – Айта, что в переводе с калмыцкого на русский язык означает «замечательная, великолепная». Сноха Ольга после окончания Калмыцкого госуниверситета продолжает учебу на очном отделении факультета международных связей в Тайбейском университете (Тайвань, КНР). Не случайно сын выбрал себе жену, похожую на маму в ее стремлении постоянно учиться, постигать новое, расширять кругозор. У Ларисы Викторовны два диплома о высшем образовании: она окончила Краснодарский госинститут культуры по специальности «организация культурно-массовой работы» и Северо-Кавказскую академию государственной службы в Ростове-на-Дону по специальности «правовед и пресс-менеджер». В ее трудовой биографии было много интересного, творческого. Директор сельского Дворца культуры, журналист. 15 лет отдала районной газете. Получив диплом правоведа, могла уйти в адвокатуру, нотариат… Но все-таки стала учителем. «Не сожалею об этом ни минуты, – говорит Лариса Викторовна. – В какой-то момент пришло понимание того, что самые нормальные люди в мире – это дети. В десятом классе увлекалась астрономией, изучала другие планеты. Но теперь твердо знаю, что прежде чем приступить к изучению космоса и иных внеземных цивилизаций, нужно познать человека и, главное, самому быть человеком. По моему мнению, хранители цивилизации – дети и учителя». Впрочем, желание прийти в школу не было для нее спонтанным. Любовь к педагогике привили учителя, о которых Лариса Викторовна вспоминает с особым почтением, – Раиса Манджиевна Санджиева, заслуженный учитель Республики Калмыкия, директор школы, фронтовик, кавалер ордена Ленина, почетный гражданин Республики Эренджен Зельмеевич Санджиев, который ходил в походы, работал на воскресниках и каждое утро встречал учеников в фойе школы. И хотя имел травму (прихрамывал), учил школьников играть в теннис, волейбол, танцевать вальс.

За годы работы журналистом она собрала богатейший материал по истории Октябрьского района, который составил основу музея Сарпинской низменности. Стала его руководителем. В идеале в каждой школе России должен быть музей, считает Лариса Викторовна. Ни один параграф учебника истории не заменит «живого» общения с историей, которое получает ребенок, соприкасаясь с подлинными документами эпохи, с летописью своей семьи. С первого года работы в школе она организовала научное общество. С тех пор ученики 8-11-х классов занимаются исследовательской работой по истории родного края, правоведению, обществознанию, граждановедению. На республиканской научно-исследовательской конференции «Первые шаги в науку» (2005) сразу две ученицы – Менкеева Амуланга (10-й класс, второе место в разделе «История» – работа «Большой Царын в Великой Отечественной войне»), Полянская Гиляна (первое место в разделе «Правоведение» – работа «Воздействие средств массовой информации на формирование нравственных принципов современной молодежи») – стали призерами. В этом же году ученик 10-го класса Оросов Санан завоевал второе место в республиканском конкурсе исследовательских и творческих работ «Репрессированные, но не сломленные».

Четыре года педагогического стажа. Немного для дотошных «оценщиков» результатов труда учителя. Но достижения Ларисы Менкеновой опровергают устоявшиеся и в чем-то консервативные в этом вопросе количественные подходы. Во-первых, победа на республиканском конкурсе «Учитель года Калмыкии-2004», благодарности президента РК, почетные грамоты Министерства образования Республики Калмыкия, уполномоченного по правам человека и др. Но главное – успехи учеников и новаторская работа в большецарынской средней школе №2 им. М.В.Хонинова, где она является учителем обществознания и граждановедения. Что касается второго, нужно обладать смелостью и мастерством, чтобы преподавать сегодня предмет, не входящий в базовый учебный план. Но без этого предмета, по ее мнению, школьникам трудно будет после окончания школы войти во взрослую жизнь активными, ответственными, поликультурными, толерантными гражданами. Не случайно с первых дней в школе ее помощником стало приложение к «УГ» – газета «Граждановедение». Да и сам предмет органично вошел в учебную программу школы. Ученики 5-9-х классов, изучающие его, лучше других осваивают социальный опыт, они более целеустремленны, общественно активны.

Будучи профессиональным правоведом и став учителем, Лариса Менкенова хорошо изучила педагогические концепции, технологии прежде всего ее известных земляков – академика Пюрвя Эрдниева (УДЕ), доктора педнаук Очир Мукаевой (этнопедагогические идеи монголоязычных народов), интерактивные методы обучения, социальное проектирование и многие другие. Осмыслила, систематизировала теорию и практику коллег, выработала свою педагогическую стратегию и прежде всего как сельский учитель сформулировала ее следующим образом: сделать родителей и общественность союзниками в духовном сотворении личности, в становлении юного гражданина. Миссия сельского учителя – суметь превратить школу в социокультурный центр. Она определила для себя принципы, которым неукоснительно следует в работе с детьми. Например, формулируя цели учебного и внеучебного занятия, вначале ставит перед собой и учениками задачу ответить на вопросы: чего мы хотим добиться, или какие результаты совместной работы (учитель + ученик) мы хотим получить? И затем обсуждает то, как достичь этих целей или что нужно для этого сделать? Так, собственно, начинается любая форма общения с детьми: урок, внеучебное занятие, индивидуальная или групповая работа. На уроках граждановедения, правоведения, обществознания Лариса Викторовна применяет технологию сравнительного преподавания. Когда обозначены проблема и тема урока, в качестве «ассоциированных пар» выступают не только «прямые и косвенные величины». Ими могут быть и «линии позитивного взаимовлияния, взаимодействия» при изучении таких тем, как «Государство», «Гражданское общество», «Права и ответственность». Сравнительные характеристики она применяет как одновременное «интегрирование – дифференцирование». Это позволяет обеспечить экономию учебного времени (до 15-20%), и при этом повышается качество усвоенных знаний. Особенно актуально сравнительное преподавание при изучении крупных блоков знаний (когда на «Граждановедение», «Правоведение» отводится один академический час учебного времени).

Возможно, потому, что Лариса Викторовна не обременена грузом и давлением традиционных методов преподавания, она активно применяет социальное проектирование как форму организации учебной деятельности не только на уроках граждановедения, но и правоведения, обществознания. В подготовке и проведении уроков педагог использует варианты организации учебной работы с использованием мультимедийных учебников и ресурса интернета, откуда она перезаписала обучающие программы и информационные папки. Не случайно в кабинете информатики хранятся дискеты необходимых серверов.

Прощаясь, я спросила Ларису Викторовну, что сегодня ее огорчает более всего, чего не приемлет, боится, что является гарантией успеха учителя. Вот что она ответила.

Огорчаюсь, когда не учитываются интересы детей. Когда родители в угоду своему собственному спокойствию, размеренному, отлаженному образу жизни не стремятся расширить жизненное пространство детей.

Не приемлю унижения человека, будь это ребенок или взрослый. Когда унижают ребенка – не приемлю вдвойне.

Боюсь стать урокодателем. Учитель-урокодатель – разрушитель детских душ.

Гарантия успеха учителя – труд и творчество. Вернее, 1 процент таланта, 99 – кропотливой работы разума и души. И конечно же, доброта, терпение, целеустремленность, профессиональная компетентность.

Элиста, Республика Калмыкия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте