28 января министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов впервые встретился с членами президиума Совета молодых педагогов при ЦС Общероссийского Профсоюза образования. Во встрече также приняли участие председатель профсоюза Галина Меркулова, заместитель председателя Михаил Авдеенко, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России Александр Страдзе.
Напомним, что Совет молодых педагогов при ЦС профсоюза создан в 2014 году с целью развития молодежного педагогического движения, подготовки кадрового резерва, формирования корпоративной культуры молодых специалистов сферы образования.Начиная диалог, Дмитрий Ливанов отметил: «Для нас крайне важны те задачи, которые ставит перед собой ваш совет. Министерство ведет активное сотрудничество с профсоюзом по самым разным направлениям, и я думаю, что сегодняшняя встреча откроет новую страницу такого сотрудничества».Галина Меркулова подчеркнула значимость работы с молодежью для Общероссийского Профсоюза образования:- Молодежь – это будущее. В 72 субъектах РФ уже созданы такие советы. И мы хотим, чтобы эффективное партнерство между органами управления образованием и советами молодых педагогов сложилось в каждом регионе.Совет молодых педагогов при ЦС профсоюза и сам очень юн, ему меньше двух лет. Но на его счету не только перспективные планы, но и уже реализованные программы и проекты. Председатель совета, главный специалист Тюменской межрегиональной организации профсоюза Иван Кайнов, рассказывая Дмитрию Ливанову о деятельности объединения, посетовал:- К большому сожалению, интересный опыт молодых педагогов редко становится достоянием многих, выходит за рамки учреждения, где они работают. Совет молодых педагогов призван решать и эту проблему. Мы разрабатываем программы и проводим мероприятия, которые направлены на развитие профессиональных компетенций молодых педагогов. Сегодня активно реализуются региональные и межрегиональные проекты профсоюза, которые представляют площадки для обмена опытом, разработки молодежных педагогических и социальных инициатив. Здесь не могу не отметить форум «Таир» в Республике Марий Эл, лагерь-семинар для молодых педагогов, который ежегодно проводит на Черноморском побережье Совет молодых педагогов Москвы. Заслуживают внимания культурно-образовательные туры по заповедным историко-культурным местам России, реализуемые в Тюменской области, Школа молодого педагога-исследователя в Забайкалье, образовательный форум «Этнова» в Республике Хакасия, Всероссийский летний профсоюзный тренинг-лагерь в Крыму, который проводится ЦС профсоюза при участии молодежного совета.Всего летом 2015 года, объявленного в профсоюзе Годом молодежи, более чем в 20 регионах страны проведены мероприятия, организованные при непосредственном участии советов молодых педагогов. В том числе они были направлены на выстраивание конструктивного диалога с органами власти, развитие проектного движения. В результате такой работы в Ямало-Ненецком округе, например, по решению губернатора Дмитрия Кобылкина 2016 год объявлен Годом молодежных инициатив, где приоритетным проектом в образовании избран профсоюзный проект «Диалог поколений».Визитной карточкой Совета молодых педагогов в 2015 году стала видеоакция «Эстафета успеха», прошедшая по инициативе хакасских коллег. Представители молодежных советов из разных регионов рассказывали о своих успехах, инициативах, проектах в небольших видеороликах, которые размещались на портале Youtube и в социальных сетях Интернета.Один из таких роликов, подготовленный Советом молодых педагогов Волгоградской области, был представлен министру.В заключение Иван Кайнов отметил, что по опыту работы можно сделать вывод: эффективнее действуют те советы, учредителями которых выступают и органы управления образованием, и региональные профсоюзные организации. В связи с этим он предложил осуществлять координацию деятельности Совета молодых педагогов при ЦС профсоюза совместно с Минобрнауки России.Ольга Пряничникова, педагог дополнительного образования ДЭЦ «Эко-Дом», член молодежного совета Домодедовской городской профсоюзной организации Московской области, рассказала министру о масштабном проекте, стартовавшем в 2012 году, – Всероссийской педагогической школе профсоюза.Каждая сессия ВПШ – это пять дней напряженной работы, учебы, творчества. Участники школы не только обмениваются опытом, посещают лекционные занятия, мастер-классы, выполняют творческие задания, но и получают возможность обозначить для себя точки личностного роста. Целевая аудитория ежегодно меняется в зависимости от задач очередной сессии.Первая сессия ВПШ в 2012 году объединила профсоюзных активистов – студентов 3-4‑х курсов педагогических вузов из 43 регионов России. Вторая сессия в августе 2013 года собрала педагогическую молодежь в возрасте до 30 лет. Третья прошла в апреле 2014 года и была направлена на подготовку лидеров молодежного педагогического движения. Образовательная программа была посвящена развитию управленческих навыков, освоению пиар-технологий, изучению успешного опыта работы молодежных педагогических объединений.На 4‑й сессии в 2015 году встретились уже члены региональных советов молодых педагогов, которые анализировали опыт своей работы.Следующая ВПШ, которая пройдет в апреле в Санкт-Петербурге, будет иметь международный статус, сейчас идут переговоры об участии в ней представителей Интернационала образования, молодых учителей из других стран мира.Дмитрий Ливанов высоко оценил проект ВПШ, выразил готовность Минобрнауки России внести свой вклад и, возможно, в будущем стать его соорганизатором.Также в ходе встречи обсуждалась возможность участия министерства во Всероссийском конкурсе «Педагогический дебют», которому в этом году исполняется 10 лет. Впервые конкурс прошел в 2006 году и собрал всего 14 человек. В прошлом году в нем приняли участие более 220 педагогов из 46 субъектов РФ.Учитывая растущий интерес к конкурсу, Максим Гришин, председатель Совета молодых педагогов Республики Марий Эл обратился к Дмитрию Ливанову с просьбой рассмотреть возможность вхождения Минобрнауки России в состав его учредителей. Это позволило бы консолидировать финансовые, организационно-методические ресурсы и добиться системного подхода к проведению конкурса в регионах.Кстати, профсоюз постоянно оказывает помощь конкурсу, в том числе организационную и финансовую, а представители президиума Совета молодых педагогов входят в оргкомитеты «Педагогического дебюта» и состав жюри в регионах.Дмитрий Ливанов согласился с тем, что такой конкурс очень важен для профессионального роста молодых специалистов.Во время встречи у членов президиума Совета молодых педагогов была возможность задать вопросы министру.Учитель физики СОШ №88 Тракторозаводского района Волгограда, председатель Совета молодых педагогов Волгоградской области Олеся Гончарук поинтересовалась:- Чего ждет руководство Минобрнауки России в условиях современного образования от молодых педагогов?- Для нас, конечно, важно, чтобы профессия педагога была престижной, чтобы самые лучшие выпускники школ поступали в педагогические вузы, а после их окончания работали в школах, – признался Дмитрий Викторович. – В этом смысле ситуация стала меняться к лучшему. Пусть не в такой степени, как нам хотелось бы, но все-таки растет конкурс по педагогическим направлениям подготовки, повышается качество приема, мы это видим по среднему баллу поступающих. В 2014 году статистика впервые за многие годы показала, что доля молодых учителей сравнялась с долей работающих учителей пенсионного возраста. Думаю, и в последующие годы этот тренд сохранится, все больше и больше молодых будет приходить в школы.Учитель, педагог – это же не просто профессия, это призвание. Этим учительская профессия отличается от многих других. Важно, чтобы учитель не просто был хорошо подготовлен, но и любил детей, с уважением относился к их родителям. И, конечно, чем больше молодых людей будет делать выбор в пользу этой профессии, тем будет лучше и для нашей системы образования. В конечном счете от того, кто учит наших детей, зависит наше будущее.Учитель русского языка и литературы из Симферополя, председатель Совета молодых педагогов Республики Крым Анна Володина задала вопрос, касающийся адаптации педагогов после окончания вуза:- Начинающий педагог сталкивается с различными трудностями. Как вы считаете, каким образом он может их преодолеть, разобраться с огромным количеством новой информации, придя работать в школу, детский сад, вуз?- Думаю, здесь очень важно наставничество, чтобы молодой специалист после студенческой скамьи попадал под опеку опытных учителей. Когда опытные коллеги объясняют новичку все нюансы работы в школе, ему гораздо легче адаптироваться. Также я считаю очень важным, чтобы в наших педагогических вузах и колледжах увеличивался объем практики. Чтобы будущие педагоги как можно больше общались с детьми, проходили стажировки в школах и детских садах. Поэтому мы сейчас меняем педагогические программы именно с целью увеличения практической работы.Преподаватель Сельскохозяйственного института Хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова, председатель Молодежного совета педагогов Хакасской республиканской организации профсоюза Владимир Чагин затронул проблему патриотического воспитания. Министр отметил, что это одна из основных задач, которую решает образование в целом и конкретный педагог:- В 2016 году начала действовать Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Думаю, она станет мощным инструментом координации усилий во всех регионах, а также каждой школы, вуза в этом направлении.Подводя итоги встречи, Дмитрий Ливанов подчеркнул: «Очень важно, чтобы во всех регионах были созданы советы молодых педагогов. Замечательно и то, что в совете при ЦС профсоюза представлены педагоги разных уровней образования: школа, вузы, дошкольное и дополнительное образование. Такие объединения – большая редкость».Министр заверил, что поддержка молодых специалистов станет одним из важнейших направлений совместной работы Минобрнауки России и Совета молодых педагогов при ЦС профсоюза.
Комментарии