Четырехлетний мальчик рассматривал картинки в книжке о музеях мира. Одна из них настолько поразила его воображение, что он притащил увесистый том к бабушке и потребовал ответа на вопросы: «Вот там стоит статуя, но у нее кто-то отломал руки! Разве нет мастера, который может сделать новые?!» Ребенок, как говорится, зрит в корень. Почему же люди уже столетиями посещают музеи, стоят перед поврежденными когда-то статуями, даже обломками произведений, просто вещей прежних времен, но не пытаются их «исправлять», изменять? Почему старательно сохраняют свидетельства прошлого, реставрируют картины, если возможно, кропотливо отчищают найденные при раскопках предметы, стараются разгадать их загадки и представить себе жизнь минувших времен?
Не берусь давать советы, когда, с какого возраста стоит приобщать детей к истории, к искусству. Но в том, что музеи посещать нужно, не сомневаюсь. Музеи – хранилища истории, будь то небольшой музей школы, университета, большая картинная галерея или необычный музей, посвященный одному направлению человеческой деятельности. По сей день благодарна учительнице начальной школы Алине Масловой, и сегодня работающей в лицее №130 города Новосибирска, за то, что она сводила своих учеников и нас, родителей, в Музей Солнца.
Уникальный музей! Стоит побывать в нем и детям, и взрослым. Солнце – источник тепла, добра, света, самой жизни. Директор музея Валерий Иванович Липенков и сотрудники с удовольствием проведут посетителей по всем комнатам, расскажут о том, как собирались экспонаты. Первые сделаны руками Липенкова, талантливого человека всегда увлекала резьба по дереву. Сегодня в небольшом здании бывшего детского сада собраны более двух тысяч экспонатов, деревянные изображения, рисунки, расписные сувениры, украшения, посуда… Оказывается, человечество всегда изображало солнце на стенах, на картинах, на чем угодно. Сложно назвать материалы и места, где бы не отдавали дань светилу.
Посетив Музей Солнца, школьники в меру своих талантов увлеченно рисовали солнце во всех ракурсах. Рисунок моей дочери занял тогда призовое место и был использован в различных детских проектах. В Академгородке находится и еще один музей, куда смело можно смело приводить учеников начальных и средних классов. Это выставка под открытым небом около станции Сеятель при въезде в Академгородок. Здесь представлены паровозы, локомотивы, вагоны от составов начиная с 1932 года. Есть и уникальный экспонат, стоящий на своей собственной узкоколейке, – произведенный в Германии на рубеже ХIХ-ХХ веков паровоз, найденный в тайге относительно недавно. Почему именно там, среди болот, никто не знает. Для того чтобы доставить паровоз в музей, специально прорубали просеку длиной восемнадцать километров. Он был отреставрирован и выставлен на обозрение. Возле каждой машины – табличка с кратким описанием. Стоит один раз увидеть удивленные глаза детей, их восторг (особый интерес к экспонатам проявляют мальчики), чтобы понять: да, сюда нужно приводить школьные экскурсии.
Среди моих любимых мест, с которыми я много лет обязательно стараюсь знакомить и детей, и взрослых, – Новосибирская художественная галерея. В ней находится постоянная экспозиция произведений Николая (1874‑1947) и Святослава (1904‑1993) Рерихов. Все картины были переданы ими в дар галерее. Отец и сын десятки лет рисовали уникальные пейзажи, больше всего их привлекали горы, Восток, Индия. Святослав рисовал портреты и цветы. Невероятные краски, сочетание света и тени, экзотические места, проработка деталей и используемый обоими художниками фон сразу притягивает взгляд. Тысячи созданных ими полотен можно встретить в самых разных точках земного шара, в музеях всего мира. Не берусь и пытаться передать словами удивительные краски, настроение, возникающее при виде их картин. Можно лишь постоять возле них, обойти все помещение и унести с собой чувство изумления и радости.
В любом городе есть уникальные музеи, картинные галереи, а значит, есть возможность приобщиться к самой истории. Для того и нужны эти удивительные места, чтобы человечество не забывало, откуда что взялось. Музей-квартира знаменитого актера или писателя не менее интересны, чем показ ювелирных изделий любой эпохи, уникальные фрески или выставка последних научных достижений и различных приборов, используемых в любой области человеческой деятельности.
Нина КОПТЮГ, фото автора
Комментарии