search
main
0

Храм науки, дом ученых. Волгоградский государственный университет 30 лет спустя

В отличие от многих других вузов, создававшихся на базе институтов, ВолГУ начинался с чистого листа. Первые преподаватели и сотрудники, первые студенты – именно они, не побоявшись сложностей, 30 лет назад начали с нуля создавать университет, строить свои традиции. Именно они заложили основы того неповторимого университетского духа, который объединял и будет объединять всех, чья судьба так или иначе связана с ВолГУ. Постоянное движение вперед, формирование и поддержка инициатив, понимание институциональной сущности университета – эта позиция позволила нашему вузу сегодня стать центром образования, науки, культуры и социальной активности. Об основных итогах деятельности и перспективах развития университета рассказывает ректор ВолГУ, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный работник высшей школы РФ Олег ИНШАКОВ.

Эпоха «собирательства»

Строительство университета началось задолго до первого приема студентов. Тридцать шесть лет назад Советом министров СССР было принято постановление о создании в городе-герое Волгограде государственного университета. Строительство вуза получило поистине всенародную поддержку. К его созданию причастны многие промышленные и аграрные предприятия, научные и учебные учреждения, органы власти и общественные организации Волгограда, области и других регионов страны.

Задуманный проект внешне казался грандиозным, претендовал на соответствие мировым стандартам создания крупных университетских комплексов и включал более 50 зданий и сооружений. Они должны были образовать единый университетский кампус с учебными и лабораторными корпусами, связанными переходами, с отдельными административными зданиями, объектами инфраструктуры, общежитиями. Однако все это оказалось слишком сложным и дорогим для государства в период крупных реформенных изменений. В то же время университет приобрел иммунитет, закалился, окреп и твердо стал на ноги.

– Первые годы существования ВолГУ под руководством М.М.Загорулько можно назвать эпохой «собирательства», – говорит Олег Васильевич, – временем, когда университет обретал своих преподавателей из других вузов Союза, оборудование из разных стран, книги из различных библиотек, своих первых студентов. Тогда, пожалуй, главной целью было аккумулирование вокруг себя людей, сил, средств, для того чтобы реализовать заложенный потенциал, воплотить надежды и устремления.

В 1980 году университет встретил 250 студентов, которые распределились по пяти специальностям. Обучали их 29 преподавателей, включая 2 докторов наук и 29 кандидатов наук.

Государственная аттестация 1995 года высоко оценила работу ВолГУ. На тот момент в университет было принято уже 1844 человека (в 7 раз больше первого набора). К этому времени в вузе на 6 факультетах и 30 кафедрах по 23 специальностям 4276 студентов обучали 21 доктор наук, 137 кандидатов наук. В открытых начиная с 1993 года 3 диссертационных советах было защищено 11 кандидатских диссертаций. Это было значительным ростом нового университета.

Качественный прорыв

В 1995 году ректором Волгоградского государственного университета был избран Олег Иншаков. Начался новый этап в истории вуза, когда необходимо было утвердиться в образовательном, культурном, научном, общественном пространстве региона, найти свой неповторимый, оригинальный путь, не утратив при этом классических основ.

Прошло уже 15 лет с того момента, и многое существенно изменилось: укоренились традиции, укрепился научно-образовательный потенциал, значительно расширились масштабы деятельности, внедрены созидательные новации. Появились инновационные образовательные программы и темы исследований, многократно возросло число направлений подготовки, специальностей и специализаций, программ дополнительного и послевузовского образования, произошел переход на многоуровневую систему образования.

– В день своего 30-летия университет по праву может гордиться своими свершениями, – убежден Олег Васильевич.

ВолГУ сегодня – это будущее региона

Сегодня Волгоградский государственный университет – динамично развивающийся вуз России, входящий в Евразийскую ассоциацию университетов, признанный центр образования, науки, культуры и социальной активности Южного федерального округа. Высокий уровень обучения, научно-исследовательской и издательской деятельности университета подтвержден сертификатом соответствия международному стандарту ISO 9001:2008.

Современные образовательные и информационные технологии – неотъемлемая часть учебного процесса ВолГУ. Здесь есть уникальный программно-технический электронный учебно-методический комплекс, балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов, единая информационная образовательная среда, включающая размещенные на сайте вуза научные и образовательные порталы, модули для проведения тестирования и анкетирования студентов и сотрудников, свободный доступ к образовательным, научным и исследовательским ресурсам через Wi-Fi, электронная библиотека. Фонды научной библиотеки ВолГУ, насчитывающие более 830 тысяч изданий, обеспечивают студентов как классическими, так и современными учебными, научными, художественными и периодическими изданиями, источниками.

ВолГУ – признанный региональный лидер в области развития фундаментальной и прикладной науки. Активная исследовательская работа по 22 приоритетным научным направлениям, реализуемые международные проекты, федеральные и отраслевые программы способствуют развитию научных школ. В университете работают региональные отделения Российской академии естественных наук, Академии гуманитарных наук, Международной академии наук высшей школы, Юридической академии, Российской социологической ассоциации. Успешно развиваются партнерские связи с более чем 20 институтами Российской академии наук. В университете создано 13 научно-образовательных центров и 16 научных групп по проблемам химической физики, астрофизики, радиофизики, нанотехнологий, стратегического управления регионом, внешней политики и безопасности России, эколингвистики, проблемам изучения человека в системе российских ценностей и институтов, управления экологической безопасностью Нижней Волги. Сотрудники университета стали победителями 10 конкурсов по Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. Под руководством ученых ВолГУ разработаны и активно используются рекомендации по совершенствованию финансовой, банковской и страховой систем, социальной ответственности бизнеса и социального партнерства, сферы высшего образования, корпоративного управления, сохранения и использования культурного наследия. Уникальные издания, подготовленные в ВолГУ, по достоинству оценены на региональном и федеральном уровнях. Так, Энциклопедия «Сталинградская битва» стала абсолютным победителем конкурса «Лучшие книги года».

На основе договоров и соглашений о сотрудничестве ВолГУ осуществляет партнерское взаимодействие с 52 вузами СНГ, Европы, США, Китая. Университет участвует в научных и образовательных программах Европейского Союза, совместно с вузами-партнерами работает по проектам, направленным на создание инновационной образовательной среды. Участвуя в программе TEMPUS, университет в консорциуме с европейскими вузами и университетами стран СНГ осуществляет программу повышения качества интернационализации образовательной деятельности.

В ВолГУ сложилась и эффективно работает система социального партнерства, действуют программы социальной поддержки многодетных семей, одиноких матерей (отцов), семей, имеющих несовершеннолетних детей, молодых преподавателей и сотрудников, студентов из социально незащищенных групп (детей-сирот, детей-инвалидов и др.) и молодых ученых. Совместная работа администрации ВолГУ и профсоюза всегда ориентирована на всестороннюю поддержку сотрудников и студентов в реализации социальных гарантий, в оздоровлении и отдыхе.

– За время существования университет выпустил 35 тысяч студентов. Их можно встретить в России, Европе, Америке, – рассказывает ректор. – Они успешно трудятся в Государственной Думе и Совете Федерации РФ, в Счетной палате и Администрации Президента РФ, в администрации и Думе Волгоградской области, в ЛУКОЙЛе и Газпроме, Волтайре и Химпроме, в «Радеже» и НПФ «Империя», в банке «Возрождение» и Альфа-банке. Они работают в судах и прокуратурах, в школах и газетах, на предприятиях и в общественных организациях. Как о них отзываются? Творческие и инициативные, компетентные и принципиальные, активные и культурные. ВолГУ работает для того, чтобы выпускники университета были благополучными людьми.

Что день грядущий нам готовит

Следуя совету Уинстона Черчилля «уже сегодня делать то, о чем другие будут думать завтра», ВолГУ совершенствует все сферы своей деятельности: образовательный процесс, научно-исследовательские направления, международную, социальную, культурно-массовую, спортивную и воспитательную работу, административную и хозяйственную деятельность. Что же ждет его на новом этапе?

– За тридцать лет своего существования ВолГУ продемонстрировал небывалый прогресс: его потенциал вырос в 50 раз, – утверждает Олег Васильевич. – Это результат огромного труда многих людей. Наш университет не простое учреждение высшего образования. Мы построили особый храм науки и дом ученых, в котором творим и передаем знания, воспитываем и утверждаем гуманизм. Возможно, не всегда все получается. Но мы продолжаем трудиться и искренне стремимся к совершенству, надеемся на свои силы, уверенно идем в будущее. ВолГУ нацелен на «эффективное» будущее, и не только свое, но и региона, страны.

– Что же касается задач на ближайшие годы, – делится Олег Васильевич, – то в прошлом году мы утвердили Комплексную программу модернизации государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет» на период 2008-2011 гг. Этот документ предусматривает пути модернизации подготовки конкурентоспособных специалистов, производства и внедрения интеллектуальных продуктов, оказывающих позитивное влияние на социально-экономическое и научно-техническое развитие, повышающих конкурентоспособность России, ее Южного федерального округа в глобальной среде. Каковы пути реализации этого проекта? В первую очередь хотелось отметить необходимость укрепления связей с Российской академией наук, развитие проблемных междисциплинарных научных исследований. Неоднократно уже обсуждался вопрос о коммерциализации деятельности кафедр, усилении связи с практикой. Не обойтись сегодня университету без внедрения высоких технологий обучения, достижения нового уровня информатизации, перестройки форм и уровней образования, без развития международных связей и программ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте