13‑14 января в Москве прошел Гайдаровский форум, в ходе которого ведущие эксперты России и зарубежья обсудили ряд важнейших социально-экономических тем. В фокус внимания попали приоритетные инициативы правительства по развитию страны: макроэкономическая политика после пандемии, 30‑летие российского рынка, стратегия социального развития государства, строительство, экология, технологический прогресс, здравоохранение и, безусловно, образование. Гайдаровский форум проводится в России с 2010 года, но в 2022‑м впервые прошел в телевизионном формате. Представители органов публичной власти, лидеры ведущих компаний, руководители крупнейших образовательных учреждений приняли участие в более чем 80 мероприятиях. На сайте форума зрителям были доступны онлайн-трансляции дискуссий. Редакция «Учительской газеты» решила сосредоточиться на самых знаковых для педагогического сообщества событиях форума.
Решимость в условиях неопределенности
Форум в 2022 году начался бодро. В самый первый день, 13 января, состоялась дискуссия «Точка опоры в условиях стремительных перемен. Как человеку адаптироваться к быстрой смене всего», в которой приняли участие президент, председатель правления ПАО «Сбербанк» Герман Греф, Герой Российской Федерации летчик-космонавт Сергей Рязанский и директор Школы антропологии будущего РАНХиГС доктор психологических наук Александр Асмолов.
Как легко понять из названия, на повестку дня эксперты вынесли адаптацию к неочевидным условиям. Интригующая фраза Александра Асмолова: «Вы не адаптируетесь. Каждый раз вы так или иначе конструируете будущее. А конструирование будущего – это всегда выбор», задала тон дискуссии.
Герман Греф выразил свое отношение к проблеме через значимые для себя книги: работу Эдит Эгер «Выбор» и Виктора Франкла «Сказать жизни «Да!». Точками опоры героев стали их семьи, принципы воспитания, культуры, заложенные родителями, а ведущей мотивацией – забота о ближнем. Эстафету принял Сергей Рязанский рассказом о жизни в условиях космической неопределенности. «В отряде космонавтов людей учат быть готовыми к изменениям. Потому что никогда полет не бывает штатным», – подчеркнул Герой России. Космонавт также поднял проблему эмоционального выгорания и отметил, что усталость наступает и от любимой работы.
В таких ситуациях ему помогают уверенность в своих силах, команда и семья. Однако в космонавты отбирают по такому принципу: в ситуации экстренных изменений человек не впадает в ступор, а чувствует драйв, азарт и прилив сил. «У любого человека есть свои страхи, это нормально. Но нас учат действовать при этом четко и хладнокровно. Ты должен контролировать свои инстинкты, а не они – управлять тобой», – уверен Рязанский.
Почти таким же обилием внештатных ситуаций, как открытый космос, отличаются сферы бизнеса и управления. Герману Грефу находить правильные решения в краткие сроки помогает «сенсор неочевидности». На определенных этапах управлять простыми инструментами уже невозможно, можно управлять только поведением людей, а последнее достижимо лишь через управление собой. «Человек все равно сделает то, что он хочет. Нужно его убедить, чтобы он захотел сделать. Убеждение возможно только в том случае, если он видит позитивный или приемлемый для себя пример. Работа управленца заключается в первую очередь в работе над собой», – резюмировал Греф.
Ловушками эмоционального выгорания, по мнению всех участников дискуссии, являются две прямо противоположные тенденции: когда человек полагает, что у него есть все и нет ничего.
Наглядно такую ситуацию на личном примере продемонстрировал Герман Греф. Председатель правления Сбербанка России рассказал о сложных временах, когда ему и его команде приходилось работать по 20 часов в день, а спать по 3‑4 часа. «Ладно бы, я над собой экспериментировал. Я экспериментировал над людьми: люди, работавшие со мной, были вынуждены работать в таком же режиме. Многие не выдерживали. У меня, к сожалению, годы ушли на то, чтобы понять, насколько важен качественный, а не количественный параметр. Насколько важно дать людям возможность поддержания энергетического баланса. Чтобы говорить о нормальной энергетике, нужно говорить о таких вещах, как жизненные цели», – сделал выводы Греф.
Чтобы выжить и сохранить рассудок в быстро меняющемся мире, нужно стремиться к устойчивости, но достичь ее как абсолюта невозможно. «Показатель успешного человека – готовность меняться, готовность к изменениям», – подвел итоги дискуссии Сергей Рязанский.
Образование, приносящее счастье
Как научить школьника и студента критически мыслить и анализировать самостоятельно? В какой степени традиционная модель образования должна сохраниться в цифровом обществе? Ответы на эти вопросы руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев, помощник Президента РФ Андрей Фурсенко, проректор, директор Института бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) Сергей Мясоедов и председатель Совета федеральной территории «Сириус» Елена Шмелева попытались найти в ходе дискуссии «Образование, которое сделает нас успешными и счастливыми».
Споры о путях совершенствования национальной системы образования не утихают и ведутся весьма бурно. Для одних экспертов идеальная стратегия – возвращение к советской модели, другим по душе отрешиться от прошлого и искать новые пути и подходы, соответствующие изменениям в экономике, технологиях и ритме жизни. Теория или практика, прикладные или фундаментальные знания возвести в приоритет?
По словам помощника Президента РФ Андрея Фурсенко, для того чтобы российское образование пришло к успеху, надо скоординировать усилия государства и общества, признать и исправить уже сделанные ошибки и взвешенно относиться к любым новшествам в образовательной сфере.
«Образование, каким бы оно ни должно быть инновационным, при этом должно быть достаточно в каком-то смысле консервативным. Разумный консерватизм, о котором говорил президент, он как раз позволяет сохранять культурный код и передавать его следующим поколениям. Мне кажется, что это очень важно», – отметил Фурсенко.
Еще одна важная проблема современности – равенство и доступность образования. На этом сосредоточилась в своей речи Елена Шмелева. «Счастье для ребенка и семьи – это возможность раскрыться и найти себя для будущего. И то, что мы все вместе создаем эти возможности и условия, говорит о новом качестве нашего планирования и жизни», – выделила эксперт. Шмелева также поделилась с участниками и зрителями дискуссии информацией о развитии в «Сириусе» перспективной технологической программы «Большие вызовы». В рамках этого проекта с учениками работают не педагоги, а инженеры и разработчики ведущих технологических компаний. Такая форма образования ориентирована на отработку практических навыков с гарантией последующего трудоустройства.
В счастливой школе не должно быть уставших учителей! С нагрузкой на педагогов пообещал разобраться Анзор Музаев. «Как одна из целей 2022 года – к 1 сентября хотя бы в каком-то процентном соотношении избавиться от той бумажной волокиты, которая сейчас есть. Второе – качественно доделать работу, связанную с новыми подходами по аккредитации вузов», – заявил руководитель Рособрнадзора.
Образование на протяжении истории человечества всегда шло рука об руку с воспитанием. Счастливый школьник или студент – это сумевший реализовать себя член социума. Иногда важно вовремя «переходить на личности», чтобы сохранить и приумножить потенциал молодежи. «Такие проблемы, как выгорание или поздний инфантилизм, который проявляется у многих студентов, – это тоже проблемы, которые мы должны обсуждать», – заключил проректор РАНХиГС Сергей Мясоедов.
Что делать с «вечными студентами»
Образовательный процесс крайне редко завершается школьным выпускным балом. Гораздо чаще молодежь стремится дальше и выше – в колледжи или вузы, а затем – по пути постоянного самообразования. Задача университетов, а также образовательных центров для взрослого населения создать гибкую среду, гармонично сочетающую интересы государства, бизнеса и каждого обучающегося. Во всех отраслях производства и социума на первый план выходит личность, человек. Этот тренд находит отражение и в индивидуализации образования.
В рамках сессии Гайдаровского форума-2022 «Профессиональное образование XXI века: приоритеты и вызовы» эксперты обсудили, сможет ли гуманное образование удовлетворять конкретные потребности экономики в кадрах, с какими сложностями могут столкнуться нынешние абитуриенты на пути через тернии к звездам.
Как отметил ректор РАНХиГС Владимир Мау, эффективность обучения всегда зависит от качеств конкретного человека, его мотивации и интересов. Все эти позиции на протяжении жизни могут меняться, и учителям всех уровней необходимо учитывать эти перемены.
«Процесс образования должен быть сосредоточен на живом человеке, а не на выполнении определенной функции, так же как в здравоохранении лечить необходимо конкретного человека, а не абстрактную болезнь», – обратился к коллегам и слушателям Мау.
Вступая в дискуссию, Дмитрий Афанасьев, заместитель министра науки и высшего образования РФ, заявил, что исторически выбор учебного заведения, образовательной программы и профессора – это выбор конкретного студента. Он также обозначил несколько ведущих тенденций в отрасли помимо тренда человекоцентричности: смысловую – формирование личностных качеств наряду со встраиванием в ядро экономики, технологическую – сложность мониторинга множества траекторий студентов, психологическую – запрос на умение выбирать, уверенность в себе и четкую постановку целей. «В этих трех развилках лежит сложность персонализации образовательного процесса и того, что общество ждет от образования», – разъяснил свою позицию Афанасьев.
Негативными прогнозами на тему образования взрослых поделился Александр Ларьяновский, управляющий партнер компании Skyeng. По мнению эксперта, впервые общество столкнулось с массовым запросом, но пока не готово к ответу на него, потому что в основном рассчитывает на людей дисциплинированных и мотивированных, а их количество всегда невелико. «Мы не умеем работать с 95%-ной аудиторией взрослых, которые «забили» на свое желание учиться», – поделился наблюдениями Ларьяновский.
Владимир Мау высказал мнение: чтобы изменить подход к образованию у взрослых, следует по-разному мотивировать сам процесс. Решение нашлось у Александра Ларьяновского. «Удаленка» создала возможность оставаться там, где ты живешь, но работать по-прежнему. По всей стране, во всех регионах начнут появляться ролевые модели людей, которым образование помогло больше зарабатывать. Чем больше таких примеров, тем больше мотивации будет у других», – предложил идею управляющий партнер Skyeng.
Участники обсуждения сошлись во мнении, что частное и государственное образование не конкурируют между собой и могли бы сотрудничать в дальнейшем. Резюмируя дискуссию, Дмитрий Афанасьев заявил, что задача высшего учебного заведения заключается в создании среды, где есть место не только для фундаментальных знаний. «Университет должен создать для студента условия выбора, сочетать жесткое ядро и свободу самоопределения, что позволит соотнести интересы государства и каждого обучающегося», – подвел итоги обсуждения чиновник.
Объять необъятное и обсудить весь спектр самых острых, волнующих, спорных проблем современного общества за пару дней невозможно, но сосредоточиться на основных векторах развития, что и сделали участники Гайдаровского форума-2022, критически необходимо. История творится здесь и сейчас, и ответственность за происходящее вокруг нас несем мы сами и наши современники. Мы не можем со 100%-ной вероятностью предсказать, просчитать будущее, но в силах улучшать настоящее, поступательно, поэтапно, маленькими шагами каждый день идти в направлении большой мечты. Самое важное сейчас – смело встречать неизбежные перемены и обдумывать, какую пользу из них мы можем извлечь. Храбрых берут и в космонавты!
Алена ЮРЧЕНКО
Комментарии