search
main
0

Хозяйственные и финансовые договоры

Каждое образовательное учреждение заключает и исполняет множество хозяйственных и финансовых договоров. Поэтому должностным лицам необходимы глубокие знания договорного процесса, прав, обязанностей и ответственности участников хозяйственных и финансовых отношений.

Важное значение следует придавать преддоговорным действиям. Предшествуя заключению договоров подготовительные действия осуществляются в виде преддоговорных контактов.
При этом учреждения и организации системы образования исходят из: потребности проведения в данном году определенного вида работ, оказания услуг и осуществления финансовых операций; возможности выполнения таких действий собственными силами, техническими средствами, за счет собственных источников финансовых средств; возникающей необходимости привлечения сторонних организаций. В подготовительном периоде требуется: определить партнеров в осуществлении хозяйственных и финансовых операций; выявить подлинность намерения юридических и физических лиц заключить договор, их надежность.
В образовании постоянно заключаются договора поставки товарно-материальных ценностей.
Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ) предусмотрено (ст. 506-524), что по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупленные им товары покупателю (например образовательному учреждению).
Существенными условиями договора поставки являются предмет договора (товар), срок исполнения обязательства, цена. Другие условия договора поставки – это ассортимент, качество, комплектность, тара и порядок оплаты товара, а также иные условия по усмотрению сторон с учетом их интересов и действующих правовых норм.
Важными элементами договора поставки является сам текст договора и спецификации, в которых конкретизируются количество, ассортимент и качество товара, его комплектность.
К договору поставки следует прилагать протокол согласования цен, график поставки (декадный, суточный, часовой и т.п.), отгрузочную разнарядку.
Необходимо указывать в договоре, что поставщик обязуется поставлять продукцию в комплекте с документацией (сертификаты и т.п.) и с указанием отпускных цен предприятия-изготовителя (цены товара плюс стоимость тары и упаковки). Суммы указываются цифрами и прописью (с учетом НДС). Если многооборотная тара и средства пакетирования возвращаются поставщику в установленном порядке и сроки, то это учитывается в стоимости договора.
Для учреждений системы образования принципиальным является соблюдение поставщиком обязательств в части комплектности (например компьютеров), качества продукции (школьной мебели), сроков поставки (до начала учебного года), цены товара (чтобы уложиться в сметные назначения).
Покупатель должен своевременно выбирать и оплачивать полученный товар, составлять рекламации (при нарушении указанных выше обязательств) и предъявлять иски о возмещении убытков, уплате неустойки (штрафа, пени).
Учреждения системы образования должны эффективно и целесообразно использовать денежные средства, для чего стараться: заключать договоры поставки непосредственно с предприятиями-производителями, избегая переплат перекупщикам-посредникам за их услуги; получать скидку с цены при несоблюдении поставщиком условий договора по комплектности и качеству товара; требовать замены дефектной партии продукции и возмещения издержек по транспортировке этой партии.
Из-за недостатка собственных транспортных средств и в связи с необходимостью увеличить пассажирские и грузоперевозки образовательные учреждения вынуждены заключать соответствующие договоры с организациями всех видов транспорта.
ГК РФ предусматривает (ст. 784-800), что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и правилами.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (на морском транспорте – коносамента).
По договору перевозки пассажиров транспортная организация обязуется перевезти пассажиров и багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу. Оплата производится за проезд пассажиров и за провоз багажа.
В договоре указываются: пункт назначения; перевозка грузов в прямом или смешанном сообщении; услуги по хранению, погрузке-выгрузке, выдаче грузов; срок договора; взыскание штрафа при простое и задержке вывоза грузов получателем; начисление премии при досрочной погрузке-выгрузке; провозная плата по соглашению сторон или по тарифу.
Образовательные учреждения: заключают разовые или долгосрочные договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа; обязаны выполнять условия договоров; должны предъявлять претензии и иски в случаях задержки отправления или прибытия, за вред, причиненный жизни или здоровью пассажиров, за утрату, недостачу или повреждение (порчу) грузов или багажа; получать льготы или преимущества по провозной плате, предусмотренные законами или иными правилами; получать от перевозчика в порядке возврата провозную плату в случае отказа пассажиров от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства.
ГК РФ предусмотрено (ст. 779-783), что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия и осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. К таким услугам относятся техническое обслуживание и ремонт техники.
Учреждения системы образования эксплуатируют многочисленные технические средства (бытовая техника, электроника и т.п.) и нуждаются в услугах профессиональных организаций по техническому обслуживанию и ремонту техники.
В договоре на эти услуги заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя техническое обслуживание и ремонт техники согласно спецификации, приложенной к договору и являющейся его неотъемлемой частью. Причем на техническое обслуживание принимается техника, находящаяся в эксплуатации в исправном состоянии, которое определяется и заверяется представителем исполнителя и в присутствии заказчика.
Указывается в договоре, что: техническое обслуживание и мелкий ремонт производятся исполнителем на месте у заказчика и дается полный перечень, что сюда включается; средний и капитальный ремонт техники осуществляется на предприятии исполнителя; доставка техники к исполнителю осуществляется и оплачивается заказчиком; раздельно показывается стоимость техобслуживания и ремонта; срок платежа заказчика.
Заказчик (образовательное учреждение): обязан выполнить указания и следовать рекомендациям, данным исполнителем по правильной эксплуатации и хранению техники, допускать к работе с техникой только прошедших специальный курс обучения; в случаях задержки оплаты исполнитель обязан уплатить ему пени в процентах от суммы задолженности; имеет право расторгнуть договор в случае ненадлежащего выполнения исполнителем своих обязанностей и потребовать возмещения убытков.
Образовательным учреждениям в процессе своей хозяйственной деятельности необходимо осуществлять строительство, капитальный ремонт зданий, проектные и изыскательские работы. Все эти работы проводятся в соответствии с договором подряда.
В ГК РФ указано (ст. 702-729), что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика, например, образовательного учреждения) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Заказчик должен иметь в виду, что: работа подрядчика выполняется из материалов, его силами и средствами; подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования, риск случайной гибели или случайного повреждения материалов и оборудования до приемки заказчиком результатов выполненной работы, за убытки, причиненные участием субподрядчиков в исполнении договора.
В договоре подряда на капитальное строительство необходимо определять требования к проектно-сметной документации (ее соответствие строительным нормам и правилам, объем и сроки передачи), обязанности по подготовке площадки для строительства, обеспечению оборудованием, материальными и строительными конструкциями, энергоресурсами, организации и проведении строительно-монтажных и пусконаладочных работ, созданию необходимых жилищно-бытовых условий для участников строительства, порядок возмещения убытков, причиненных строительству стихийными бедствиями. Целесообразно в договоре предусмотреть право заказчика (образовательного учреждения) осуществлять контроль и технический надзор за соответствием выполненных работ проекту.
Цена договора подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Цена договора определяется путем составления сметы (части договора).
Отличием сдачи-приемки работ по договору подряда на капитальное строительство является то, что сначала ее производит рабочая комиссия, составляемая заказчиком (с участием подрядчика), а затем заказчик предъявляет государственной приемочной комиссии объект, принятый рабочей комиссией.
В случае, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, заказчик вправе по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре.
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик (образовательное учреждение) вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Возникающие сложности в финансировании учреждений системы образования, недостаточность средств для обеспечения образовательного процесса и ведения хозяйственной деятельности руководством этих учреждений нередко компенсируются за счет других источников, в том числе путем получения арендной платы с организаций и физических лиц, которым сдается внаем часть зданий, оборудования, транспортных средств, складских помещений. Законом РФ “Об образовании” предусмотрено (ст.39), что образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора или арендодателя имущества.
В соответствии с ГК РФ (ст. 606-625) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (например учреждение системы образования) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество во временное пользование. Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается, определяются особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде определенных в твердых суммах платежей, вносимых периодически или одновременно, возложения на арендатора обусловленных договорами затрат на улучшение арендованного имущества.
Арендодатель (образовательное учреждение): обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества, которое сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т.п.); вправе истребовать сданное им в аренду имущество, возмещения убытков, либо расторжения договора в случаях несвоевременного или неполного внесения арендной платы, непредоставления арендатором имущества в указанный в договоре аренды срок.
Образовательное учреждение может также выступать и в качестве арендатора, например, при недостаточности учебных площадей, помещений для проживания обучающихся, проведения оздоровительных и физкультурных мероприятий.
В данном случае это учреждение руководствуется положениями соответствующих статей ГК РФ о правах, обязанностях и ответственности арендатора. При этом особое внимание следует уделять определению условий арендной платы, в которую могут входить амортизация, экспозиционные расходы и т.д. Все это может оплачиваться в разные сроки.
Наиболее ярким примером договора, сочетающего образовательную и финансовую деятельность образовательного учреждения, является договор на оказание платных образовательных услуг.
ГК РФ (ст. 779-783) относит к договорам возмездного оказания услуг и договор на оказание услуг по обучению.
В Законе РФ “Об образовании” (ст. 45 и 46) предусмотрено оказание платных образовательных услуг государственными и муниципальными, а также негосударственными образовательными учреждениями. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются наличие платных образовательных услуг и условия предоставления их на договорной основе (ст. 13 Закона).
Минобразование РФ разработало Методические рекомендации по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования (письмо от 01.10.2002 г. N 31ю-31нн-40/31-09).
Исполнитель обязан до заключения договора предоставить заказчику информацию о себе и оказываемой образовательной деятельности и дополнительных образовательных услугах (о лицензии, аккредитации и т.п.).
По требованию заказчика исполнитель обязан предоставить: свой устав; образцы договоров; основные и дополнительные образовательные программы; перечень категорий абитуриентов, имеющих право на получение льгот, и перечень этих льгот.
Договор заключается в письменной форме и должен содержать следующие сведения: наименование исполнителя, его организационно-правовую форму, характер деятельности и статус (вид образовательного учреждения); юридический адрес исполнителя; ФИО, паспортные данные и адрес заказчика; уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ; перечень (виды) образовательных услуг; форма обучения (очная, вечерняя, заочная, экстернат, форма семейного образования); сроки и стоимость обучения, порядок оплаты; документ, выдаваемый по окончании обучения; порядок изменения и расторжения договора, ответственность сторон.
Исполнитель обязан: зачислить потребителя; обеспечить надлежащее исполнение договорных услуг; создать условия для освоения потребителем выбранной образовательной программы; проявить уважение к личности потребителя, обеспечить условия укрепления его здоровья; выдать документ об окончании учебного заведения.
Обязанности заказчика (потребителя): своевременно и в полном объеме вносить плату; выполнять учебные задания; соблюдать требования устава исполнителя, правил внутреннего распорядка; бережно относиться к имуществу исполнителя; возмещать причиненный ущерб (убытки).
Существенное значение в системе финансовых отношений учреждений системы образования имеют расчетные и кредитные договоры.
В соответствии с ГК РФ (ст. 845-860) договор банковского счета представляет собой договор, по которому банк обязуется принимать и зачислять поступившие на счет, открытый клиенту, денежные средства, выполнять распоряжения владельца счета о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведение других операций по счету. Банк не вправе определять и контролировать направления использования средств клиента.
При заключении договора клиенту открывается счет в банке определенного вида. В договоре сторонами согласовываются цена на услуги банка, процент за пользование банком денежными средствами, находящимися на счете клиента.
Клиент предоставляет банку документы на лиц, которые от его имени имеют право распоряжаться о перечислении и выдаче средств с его счета.
В случаях, предусмотренных законом (ст.858 ГК РФ), налагается арест на денежные средства клиента или приостанавливаются операции по счету. В обязанности банка входит соблюдение тайны банковского счета (ст.857 ГК РФ).
ГК РФ предусмотрено (ст. 819-821), что по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить денежные суммы и уплатить проценты за них.
Кредитный договор является возмездным (возврат суммы кредита), срочным, платным (проценты за пользование суммой кредита).
Учреждения системы образования должны быть очень внимательными при возникновении необходимости привлечения кредитных ресурсов. Чтобы кредитный договор с коммерческим банком не оказался кабальным – незначительная сумма кредита, не решающая проблем заемщика, на очень короткий срок и с непомерными процентами за пользование кредитом.
Риски, связанные с реализацией учреждениями системы образования договорных хозяйственных и финансовых отношений, нередко связаны с:
– совершением ошибок на этапе подготовки и заключения договоров, в результате недостаточно продуманной сделки, неудачно выбранного партнера, неполного включения в договоры существенных условий, записей в договоре, допускающих неоднозначное толкование, неверного установления срока исполнения, неиспользования в сложных случаях экспертов (консультантов);
– нарушениями в ходе исполнения договоров, например, несоблюдением условий договора одной и всеми сторонами договора, несвоевременным обнаружением нарушений обязательств, допущенных другой стороной, опозданием с корректировкой (изменением) или расторжением договора;
– ошибками, совершаемыми в случае возникновения конфликтных ситуаций, когда должным образом не фиксируются отклонения от условий договора (например, при оформлении акта передачи материальных ценностей), опозданием с обращением в арбитражный суд, пропуском срока исковой давности, не в полной мере осуществлением взыскания материального ущерба и штрафных санкций.
В письме Минобразования России от 01.07.2002 г. N 21-55-133 ин/03, обобщающем результаты контрольно-ревизионных работ, отмечается, например, что в заключенных Самарским государственным профессионально-педагогическим колледжем договорах аренды не конкретизируются обязательства сторон, метраж предоставляемых в аренду помещений. В Нижегородском государственном техническом университете по некоторым договорам аренды не производилась индексация ставки арендной платы, значились площади меньше фактически занятых, вследствие чего была недоплачена арендная плата в сумме 1,1 млн.рублей. К тому же, пени за просрочку платежей не взыскивались.
В заключение считали бы необходимым высказать некоторые пожелания. Так, целесообразно внести дополнения в Гражданский кодекс РФ: в ст. 786 “Договор перевозки пассажиров” – в части заключения и исполнения долгосрочного договора перевозки детей (например, в школу в сельской местности, на культурные и туристические мероприятия); в ст. 508 “Периоды поставки товаров” – в части установления графика поставки товаров, например, в срок до начала учебного года или летних каникул.
В Законе РФ “Об образовании” целесообразно дополнить: ст. 45 – в части того, что государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе сверх устанавливаемого им ежегодно числа обучающихся за счет средств госбюджета принимать дополнительно на платной основе с оказанием образовательных услуг в пределах государственных образовательных стандартов; ст. 32 – записью о том, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за обеспечение эффективного, целевого использования и сохраненности собственных и заемных средств.

В.А.ПРИВЕЗЕНЦЕВ,
кандидат экономических наук,
заслуженный экономист РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте