Испокон веку, с советского времени школьные директора жаловались на отсутствие возможности распоряжаться пусть даже совсем небольшими, но все же деньгами, которые отпускаются на ремонт, закупку мела, ведер, веников и прочие хозяйственные нужды.
Комментарий «УГ»Вот уж действительно, получается как в поговорке: «и хочется и колется» директорам наших школ стать в них полновластными хозяевами. С одной стороны, надоело ходить с протянутой рукой то в централизованную бухгалтерию, то к богатому дяденьке-спонсору, то к родителям, дескать, давайте скинемся. А с другой… Это ведь надо ни больше ни меньше как менеджером стать в своих родных стенах! Получить солидные экономические знания, знания бухгалтерского дела. Ну или хорошего бухгалтера для школы найти. А кто пойдет за гроши? Замкнутый круг получается.Не разомкнуть?Да почему же! Ведь есть же примеры толкового хозяйствования. Директора либо сами получают второе высшее образование, либо заместителей по хозяйству обучают. И бухгалтеров находят! Главное все-таки хотеть. Привычный (и такой уютный) образ директора школы только как организатора учебно-воспитательного процесса сегодня устарел.Будем учиться хозяйствовать?
Иначе говоря, они всегда стремились к хозяйственной самостоятельности, к тому, чтобы не зависеть от централизованной бухгалтерии, не ходить, образно выражаясь, с протянутой рукой. Однако законов , позволяющих школе быть самостоятельной и даже зарабатывать деньги, не было.
И вот в нашей стране появился Закон «Об образовании», позволяющий школам переходить в разряд юридических лиц. Но странное дело: только 10 процентов всех российских школ к сегодняшнему дню перешли на хозяйственную самостоятельность. Почему? Мы решили выяснить это и попросили своих собственных корреспондентов задать директорам вопрос: «Вы за или против хозяйственной самостоятельности. Вот что они ответили.
Михаил ХУТОРЕЦКИЙ, директор школы № 28
Конечно, нас заставят, но…
Бесспорно, школе нужна финансовая самостоятельность. Человеку хочется быть хозяином. Однако, есть несколько «но».
Сама по себе школа если и может заработать деньги, то очень и очень маленькие. Она остается на содержании или у муниципалитета, или у государства. А значит, вопрос в том, сколько школе дают денег. На сегодняшний день ее финансируют по остаточному принципу. Сначала – сколько нужно коммунальщикам, дорожникам, а потом, что останется, – нам. И вот представьте себе, что я – директор школы, которая является юридическим лицом, становлюсь хозяйственно и финансово самостоятельным. Я имею свою печать, бухгалтерию и так называемую самостоятельность. Что означает эта самостоятельность при полном отсутствии финансирования? В чем она заключается, что я должен делать сам? В заработной плате моя самостоятельность? В приобретении оборудования? В ремонте? Но денег-то – ноль!
Поэтому вывод один: финансовая самостоятельность возможна только в условиях нормативного финансирования образовательных учреждений. Как только появится нормативное финансирование, я буду знать, сколько денег положено на ремонт моей школы – с учетом старости здания. Я буду знать, сколько денег положено на оплату коммунальных услуг при условии, что у нас будут стоять приборы учета. Кстати, на сегодня ситуация с этим такая: тепловые счетчики поставлены в августе 2002 года! Простояли ровно год, но никто не хочет их принимать в эксплуатацию. Почему? Невыгодно. Если принять их в эксплуатацию и считать тепло в школе по этому счетчику, оплата будет раз в пять меньше. Экономия выгодна мне, выгодна муниципальной власти, но она не выгодна поставщикам тепловой энергии. А именно от этих людей зависит, принять в эксплуатацию счетчики или нет. Между прочим, сам прибор стоит несколько десятков тысяч рублей, а то и больше. Деньги затратили, но результата нет до сих пор.
Так какая может быть финансовая самостоятельность в условиях полной зависимости? Распределять те крохи, которые нам выделяют? Я понимаю, что есть единичные школы, где существуют свои внебюджетные счета и куда стремятся определить своих детей многие родители с приличным достатком. Да, родители могут помочь спонсорскими средствами. Но таких школ – единицы. Кроме того, можно зарабатывать за счет аренды. Но, если посмотреть наши счета, мы арендой зарабатываем 20 или 30 тысяч рублей в год. А на капитальный ремонт 90-летнего здания нашей школы минимум нужен миллион в год, то есть это на текущие работы капитального характера, чтобы здание можно было эксплуатировать. Эти деньги для нас, как дополнительные средства на лекарства пожилому человеку. Как человеку в старости нужны лекарства и какое-то специальное питание, так и «пожилой» школе нужны средства для поддержания ее в рабочем состоянии. Хотя в некоторых вопросах мы без труда можем поспорить с молодыми школами.
Думаю, нас заставят сделать в школах самостоятельные бухгалтерии. В Центральном районе Воронежа только в одной школе – в гимназии имени Кольцова – есть своя бухгалтерия. В остальные же денежные потоки идут через районную централизованную или через город. Я не вижу смысла вводить школьные бухгалтерии при том финансировании, которое есть сейчас. Закон «Об образовании»,где речь идет о нормативном финансировании никто не выполняет и не выполнит! Это невыгодно. Если мы сейчас посчитаем норматив, а он может считаться по-разному, это очень сложно – выдумать норматив, нужно очень много учитывать. Но если его все-таки рассчитают, то мы увидим, что средства, необходимые образованию, увеличатся в пять, а то и в десять раз по сравнению с тем, что нам дают сейчас. Сейчас – сколько дали, на то и живем.
Людмила РЕЗНИКОВА, директор лицея
Буду менеджером! Только пусть научат
Хозяйственная самостоятельность – хорошее дело, когда есть деньги. Школам сегодня – централизованно выдаются средства на хозяйственную деятельность. Но их едва хватает! Мы всегда стоим перед выбором, что купить, в первую очередь: то, что надо было еще вчера, или то, что понадобится завтра. О спонсорах в нашей сельской местности говорить не приходится, их нет. Колхозы, то есть нынешние сельскохозяйственные предприятия, платят большие налоги и тоже говорят, что денег нет. И хозяйственная самостоятельность сводится к тому, что мы просто побираемся. У богатых родителей просим… банку краски, у руководителей предприятий – материальную помощь. А сколько комиссий потом тебя проверят. И вот когда в этих унижениях пребываешь годы, начинаешь думать о самостоятельности и хозяйственной независимости.
Но это тоже палка о двух концах. Допустим, что самостоятельность все же мы получили. Значит, мы уже не школа, а некое предприятие и теперь будем подчиняться законам предприятия? И здесь понадобятся дополнительные штаты. Кассир, завхоз, бухгалтер, экономист – строки в уставе о предпринимательской деятельности. Бизнес всегда требует экономических обоснований и выкладок. Нужно будет думать о налогах. Школу уже сейчас начали облагать налогами. А мы не можем заработать даже на платных курсах для поступления в вузы!
Я почему-то сегодня думаю так: пока я несамостоятельна, то чуть-чуть защищена. А когда я стану самостоятельной да вдруг не смогу зарплату вовремя дать, – что тогда будет?
А с другой стороны, самостоятельность нужна. Нужны средства, рассчитанные на количество учеников. Но ведь нет таких средств! Так о чем говорить?
Это одна сторона вопроса. Другая состоит вот в чем. Сегодня я, как директор школы, несу ответственность за создание условий и организацию педагогического процесса в школе. Я это умею! Я создала такие условия. А вот быть менеджером – не умею. Никто меня этому не научил. Да и кого в стране научили этому? Где есть такие курсы? Хозяйственная же самостоятельность потребует от меня серьезных экономических знаний и умений.
ст.Каневская, Краснодарский край
Ольга БАЛАНЧУК, директор лингво-гуманитарной гимназии № 47
Противно быть в роли просителя
Как и многие директора школ, я устала ждать милости от государства и взвалила на себя весь груз проблем по содержанию учебного здания. А это не так-то просто. Школе, которая считается одним из престижных учебных заведений областного центра, 35 лет, и за всю историю своего существования она ни разу капитально не ремонтировалась. Больше всего, конечно, беспокоит крыша.
Нам ежегодно приходится красить стены. Учебное здание находится в низине. Сырость быстро съедает краску, к концу года большие куски отстают от стен, отваливаются, поэтому огромные суммы тратятся, чтобы придать им эстетический вид. В классных комнатах ремонт полностью на плечах родителей, за что я неустанно благодарю их. На совете гимназии, в который входят ученики, учителя, родители решается, сколько собирать денег на латание «дыр» школы. Взнос на учебный год составляет 150 рублей. Собранные суммы идут на покупку мебели, спортинвентаря, приобретение различного оборудования для опытов по физике, химии и другим предметам. О расходовании собранных средств отчитываюсь на заседании совета гимназии.
В Кургане в прежние времена была хозяйственная группа, помогавшая учебным заведениям решать хозяйственные дела. Там можно было получить необходимую консультацию. А сейчас приходится самим искать ремонтную бригаду, вникать во все тонкости строительных дел.
Да, школьные директора тянут хозяйственный воз. И если школы не прерывают учебный процесс, значит, они справляются. Но я считаю, что их материальное состояние должно быть государственной заботой. Нормативное финансирование, о котором уже давно говорят, – это выход. Тогда школы стали бы выбираться из той чрезвычайной ситуации, в которой они находятся. И, наверное, получая средства на достойное обустройство школьной жизни, педагогические коллективы стали бы с большим рвением бороться за сохранность контингента учащихся. Возможно, при новых условиях и получилась бы здоровая конкуренция между учебными заведениями, о которой много говорят и пишут. Внебюджетные средства тоже необходимы, здесь и попечительские советы помогут, бывшие выпускники школ протянут руку помощи при правильно поставленной работе. Но, повторяю, государственная поддержка должна быть!
Для любого директора нет ничего неприятнее в работе, чем быть в роли просителя. Мы должны ходить с гордо поднятой головой.
Валентина САХАРОВА, директор лицея № 229
Позвольте мне решать, что школе важнее
Когда-то, после перестройки, возникал вопрос о финансово-хозяйственной самостоятельности. Некоторые учреждения на нее выходили. Им давали смету расходов, то есть определенный бюджет, и тогда они имели право этой сметой пользоваться так, как считали нужным. Если была экономия или, наоборот, перерасход, допустим, электричества, то весь коллектив знал: перерасходовали, значит, все выплачиваем за счет зарплаты. Отсюда появлялась внутренняя собранность людей, ответственность за тот же невыключенный свет. Не так давно возникло казначейство, и пошло жесткое ограничение статей. Иначе говоря, экономию от статьи, скажем, на заработную плату, никуда нельзя применить. Ни на какой ремонт или, предположим, покупку оборудования. То же самое по всем остальным параметрам. И самое неприятное, что предлагающиеся суммы, как правило, значительно. меньше, нежели заявленные. Например, по нашему лицею статья «приобретение предметов снабжения, расходования средств» подразумевает 221,9 тысячи рублей, а дали 139. Как выкручиваться?
Тендер – тоже невероятное препятствие. Вот нам в этом году наш депутат Тарасов дал деньги, и мы решили приобрести класс физики, поскольку у нас физико-математическое направление есть, а кабинет физики в жутком состоянии. Первое, что мы сделали, это дали заявку, потом стали бегать искать организации, что хотят попасть на тендер, после эстафету приняла районная тендерная комиссия. Таким образом, время идет, а кабинета пока нет. Хотя, должна отметить, в последние два года с финансированием стало заметно лучше, деньги на ремонт выделяются, раньше же и сметы не было: кто смел, тот и съел. Есть и статьи, которые выдерживаются, – это зарплата, питание и всевозможные оплаты коммунальных услуг. На прочее, допустим, приобретение тряпок, моющих средств, мела, я должна получить 96 тысяч, а получила 14.
Когда-то мы думали: выходим на финансово-хозяйственную самостоятельность, значит, можно создать ассоциацию нескольких школ. Чтобы не находиться в своей смете – скорлупе, а более широко ее применять. Например, собираются директора и решают, кому деньги нужнее сегодня. Сметы объединяются, и средства одалживаются как бы одному, потом другому. «Деньги, следующие за учеником» – принцип, способный вывести из тупика, только дайте мне положенное и позвольте решить, что мне надо в первую очередь, а что подождет.
Санкт-Петербург
Александр МИРОНОВ, директор Варламовской средней школы
Хорошего бухгалтера найти трудно
– В директорах я с 1972 года, и прежде, конечно, у руководителей школ такой головной боли не было – деньги. Но вот уже года три, как наша школа приобрела хозяйственную самостоятельность. Финансируемся мы из двух источников – районного бюджета и областного. Районная администрация финансирует коммуналку и содержание зданий, и вот сейчас текущий ремонт. Область выделяет деньги на образовательный процесс.
У школы два филиала: за 10 километров – школа-сад, за 17 – начальная школа. 108 километров – кружочек, но у нас есть автобус, а транспорт – это отдельные деньги. Вообще это большое подспорье – целевые программы. По программе «Сельская школа» мы получили компьютеры. Участвуем в программе «Образовательный центр» – готовимся таковым стать, и уже заказан в рамках этой программы проект пристроя к школе на 120 мест. С зарплатой у нас тоже проблем не возникает.
У нас, конечно, есть свои небольшие деньги (сэкономленные на больничных листах), и все их мы тратим на то, чтобы сделать школьный обед более полноценным. Разнообразить его, обогатить – на рубль пятьдесят особенно ведь не развернешься. И овощи, выращенные на пришкольном участке, идут как дополнительное питание, и все, что экономим, тратим на эти же цели.
Хозяйственно самостоятельная школа имеет право предоставлять населению платные образовательные услуги, что позволяет привлечь в ее бюджет дополнительные средства и пустить их на развитие. Но я такой возможностью воспользоваться не могу, Варламово – поселок небогатый. О каких платных образовательных услугах может идти речь, когда мы оказываем материальную помощь малообеспеченным семьям!
Попечительский совет практически создали в этом году. Компрессорная станция, малое предприятие «Надежда» – сельскохозяйственное, жилкомхоз – в финансовом смысле очень слабенькие. У местной администрации и бизнеса также не бог весть какие деньги. Собрал я их, рассказал о наших нуждах. Они не отказываются помогать, но потянуть всего просто не в состоянии. Об оборудовании компьютерного класса, впрочем, договорились. Разбили весь «объем» на кусочки, каждый из попечителей в течение года будет что-то делать.
И тут еще вот какая проблема. От департамента образовательные средства мы получали «одной строкой», и это давало простор для маневра. Небольшой, но он был. Мы могли перебрасывать деньги со статьи на статью, и за счет этого жили. Но теперь нам предстоит работать в условиях казначейского исполнения бюджета, и я этого даже боюсь. Почему? Механизм не отлажен, да и предусмотреть распределение финансов очень сложно. Очень грамотный нужен бухгалтер, а в сельской местности такого специалиста найти трудно. И потому встает вопрос о том, что бухгалтера надо где-то выучить. Либо бухгалтера, либо меня самого. Либо завести должность менеджера в школе.
п.Варламово, Сызранский район, Самарская область
Александр ОСИПОВ, директор гимназии №2, председатель Комиссии по социальным вопросам районного совета
Норматив – это разумно
Я не против наведения порядка в финансовых вопросах, но, на мой взгляд, коль он есть в одном, то его обязательность нужна и в другом, и в третьем. На сегодняшний день не исполняется ни один норматив, что был бы выгоден учителю. Взять хотя бы статью Закона «Об образовании», где говорится о том, что зарплата работника системы образования должна быть не ниже уровня зарплаты работника промышленности.
Идея «деньги, следующие за учеником», заслуживает одобрения, однако этот норматив никак и нигде не выполняется, зато штатное расписание некоторое время назад почему-то решили привести в норму. И здесь мы имеем, извините, ляпы. Например, ставка дворника в школах определяется от количества классов. От 7 и более. А о территории кто-либо подумал? А если у меня полтора гектара за плечами, а в соседнем лицее – 3,5 га? Разве одному человеку под силу справиться? В соседнем лицее 49 классов, значит, им положено семь ставок дворников, но, оказывается, это не предусмотрено.
Да, мы давно готовились, приводили классы в соответствие с требованиями, чтобы в них обучались по 25 человек. Но и тут столкнулись с необдуманностью. Допустим, набрали класс, а один ребенок ушел, уехал в другой город. В классе осталось 24 человека, и он уже не делится на группы для иностранных языков. Или на трудовое обучение. Я должен мальчиков и девочек всех вместе учить обтачивать детали и заниматься вышиванием?
Раньше у нас, как у гимназии, было десять дополнительных ставок на дополнительную работу: секции, студии, факультативы. За их счет я мог покрыть прорехи. Теперь нас и еще два наших лицея уравняли с обычной общеобразовательной школой. Стандарт правительство области оплачивает, а на все остальное предлагают изыскивать внутренние резервы. Откуда они у директора школы? Откуда они в местном бюджете? Я депутат и знаю, как каждый год распределяются средства: отдашь образованию – оторвешь у культуры, поможешь культуре – дыра в медицине. Может быть, имеет смысл не так резко начинать приводить все в норму, а предложить хотя бы какой-то переходный период?
Пока нормативное финансирование для меня нечто абстрактное, но если бы на каждого ученика выделялся определенный норматив, это было бы разумным. Школа начала бы бороться за каждого ребенка, стараясь стать конкурентоспособной. И потом, норматив на ребенка – это совершенствование учебного процесса. Как было раньше: мне давали на год 3-5 тысячи рублей, я делал план заказа в учколлектор и знал, что в этом году получу необходимые наглядные пособия, доски, химические реактивы и т.д. Я был хозяином и по-хозяйски думал, что мне надо приобрести. Последние десять лет о такой государственной заботе речи не было. Финансируются только коммунальные услуги, телефон. Нормативное финансирование может улучшить положение. Я бы знал тогда, что на моих 700 учеников положена определенная сумма, допустим, 150 тысяч рублей. Исходя из этого, я бы рассчитывал, что необходимо приобрести для школы на следующий год. Но пока, увы, учителю химии, нуждающемуся в новых реактивах, я могу сказать только: «Извини».
Тихвин
Ленинградская область
Наталья ШУСТОВА, директор Масленниковской средней школы
Мы боремся за каждого ребенка, ведь за ним – живые деньги
В условиях острейшего бюджетного дефицита как воздух нужен был механизм, позволяющий рационально использовать имеющиеся средства, и он появился – нормативное финансирование самостоятельно хозяйствующей школы. Финансирование школы по нормативу из расчета на одного ученика сделало наш бюджет прогнозируемым, управляемым. Хозяйственная самостоятельность и возможность маневрировать средствами, поступающими «одной строкой», позволили мне оперативно и эффективно реагировать на непредвиденные ситуации и работать над увеличением школьного бюджета.
Но самым, на мой взгляд, большим плюсом новой экономики стало то, что она сделала ученика фактическим центром «школьного мироздания». Школа стала бороться за каждого – ибо за каждым стоят живые деньги.
Пришлось задуматься над тем, как сделать школу наиболее привлекательной. Информационная культура со второго класса, языки по выбору, новые предметы и курсы, предпрофильная подготовка в основной и профилизация старшей школы, здоровьесберегающие технологии, развитая система дополнительного образования (в нашей функционирует около 50 детских творческих объединений), молодые, высокопрофессиональные кадры (средний возраст наших педагогов – 33 года; за год аттестовалась треть коллектива – 15 человек, получив высшую, первую и вторую категорию) – вот далеко не полный перечень того, что делает сегодня школу, в том числе и сельскую, конкурентоспособной.
Иными словами, новая школьная экономика спровоцировала рост качества образования. И о том, что такой рост произошел, свидетельствуют результаты ЕГЭ и приток учеников. В нашей школе сегодня обучаются дети не только других сел нашего района, но и трех сел соседнего – Безенчукского. В селах этих есть свои средние школы, но дети и их родители отдали предпочтение нашей. Мы организовали дополнительный маршрут школьного автобуса, и безенчукские дети пришли к нам, привезя с собой отпущенные государством на их образование деньги.
70 человек – 500 тысяч рублей, с помощью которых мы сформировали новую информационную среду, превратив библиотеку в медиатеку.
Но новые ученики – это не единственная возможность привлечь в школу дополнительные средства. Интеллектуальная деятельность наших педагогов не только существенно повышает качество образовательных услуг, которые предлагает наша школа, но улучшает финансовую ситуацию. Воспитательная система, созданная в стенах Масленниковского ОУ, заняла первое место в конкурсе воспитательных систем, что проводил Департамент образования и науки Самарской обладминистрации. Победа принесла школе 20 тысяч рублей, и сейчас эта наша программа участвует в конкурсе российском.
Лучшей была признана и наша программа «Библиотека как медиатека» и, победив на конкурсе областном, также ушла на российский.
Мы участвуем во всех конкурсах, содержание которых соответствует осваиваемым нашими педагогами направлениям, боремся за гранты, пытаемся войти во все программы и проекты, которые обещают какое-то движение – техническое, технологическое, финансовое, материальное. Одним словом, не сидим сложа руки. Понятно, что это сложности дополнительные, но кому сейчас легко?
с.Масленниково, Хворостянский р-н, Самарская область
Наша справка
Из Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. 07.07.2003).
Статья 12. Образовательные учреждения
…2. Образовательное учреждение является юридическим лицом…
Статья 33. Порядок создания и регламентации деятельности образовательного учреждения.
…3. Для регистрации образовательного учреждения учредитель представляет документы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ).
5. Права юридического лица у образовательного учреждения в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента регистрации образовательного учреждения…
Комментарии