search
main
0

Хозяин, иди в гости. Коллективный способ обучения – история, теория и практика

Для выявления эффективности применения методики коллективного взаимообучения Ирина Нагимова провела эксперимент в средней школе №7 города Чайковский Пермского края. 31% школьников отметил повышение своего интереса к биологии. 83% учеников считают, что нужно переходить к коллективным занятиям по другим предметам. 38% сказали, что после введения коллективных занятий их отношения с одноклассниками улучшились. 56% уверены, что для более глубокого понимания предмета необходимо беседовать с одноклассниками или с учителем по уточнению сложных для понимания тем. 17% заявили, что нужно объяснять материал другим – тогда лучше понимаешь сам.

Единица учебного материала по данной методике – информационная карточка с цветовым сигналом, состоящая из двух частей. карточки – вопросы, рядом с ними указатель, который помогает найти ответ в справочной литературе. карточки – задание по теме практического характера, оно может быть в виде рисунка, схемы, таблицы.                                          Единицей учебного материала служит карточка с цветовым сигналом (всего 4 вида карточек). На каждом столе свой тип карточки, которая состоит из двух частей:  верхняя часть содержит информацию, а нижняя часть – задание для самостоятельной работы.    Запуск в паре  по алгоритму (методика КВО « заданиями»):         Выполните задание части карточки, ответив на вопросы.   Работа в парах сменного состава. См. приложение «Работа в парах сменного состава на уроке Работа в группах и выступление спикеров групп.

Из истории коллективного способ обучения

КСО – такая форма организации учебного процесса, при которой обучение осуществляется в динамических парах, когда каждый учит каждого.

В системе КСО пользуются принципом, известным ещё с античных времён: «Учи, учась (у своих учеников)

Учи, обучаясь (у другого)».

Приёмы КСО использовали и развивали многие видные педагоги, в том числе Я.А.Каменский, отец Жирар, И.Г.Песталоцци. Этот способ использовали брахманы в древней Индии, по такому же принципу была выстроена Белл-Ланкастерская система в Европе и обеихАмериках.

Принципиально новый шаг в развитии метода коллективного обучения сделал Александр Григорьевич Ривин. Названия метода были разные: «талгенизм», «сочетательный диалог» (или соцдиалог), «оргдиалог», а суть была одна. Он ввёл в учебный процесс «организованное переменное диалогическое общение», т.е. общение учеников в парах и упорядоченную смену этих пар.

В 1918 год. Несколько жителей небольшого местечка Корнин приехали в Киев, чтобы найти квалифицированного педагога, который смог бы пройти с их детьми программу средней школы. А.Г.Ривин согласился, и таким образом попал в Корнин. Сначала он занимался всего лишь с шестью учениками, но вскоре потребовал включить в свою группу ещё около тридцати ребят. Ученики Ривина  работали в парах и очень редко группами  (не более 20%). Учебные пары не были постоянными, напротив, их состав постоянно менялся. А.Г.Ривин этот принцип формулировал так: «Получил – передай, тебя научили – и ты тут же научи другого».

За 10 месяцев успели продвинуться в усвоении школьного курса больше чем за 3-4 года. Все они успешно сдали экзамены за среднюю школу, окончили высшие учебные заведения и защитили диссертации.

В 1970 году В.К.Дьяченко назвал этот метод «работа в парах сменного состава» (ПСС).

Затем А.Г.Ривин переезжает в Москву, где в 1930 году рождается объединение «Дикий вуз». Он просуществовал около года и после признания комиссией достижений знаний был преобразован в Высшую техническую школу. Ривин, Вихман и другие организаторы оказались оттеснёнными от своего проекта. В январе 1941 года с 64-ти летним Ривиным и его методом знакомится Дьяченко.

После войны В.К.Дьяченко продолжает дело Ривина. Он создаёт концепцию исторических стадий учебного процесса.

Благодаря деятельности В.К.Дьяченко, а также стараниям Д.Брейтермана, В.В. Архиповой, Ю.Г. Макаровой, научно-исследовательской фирме «Элиана» и многим другим, работа по освоению, применению и распространению методика Ривина оживает. НИФ «Элиана» разработала целый ряд методик коллективного взаимообучения (КВО).

Современным теоретиком КСО является Виталий Кузьмич Дьяченко. Его слова: «Обучение есть общение обучающихся и обучаемых».

Коллективный способ обучения (КСО) или коллективное взаимообучение (КВО) организуется с использованием четырёх оргформ: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, причём коллективная форма – ведущая.

В начале работы по данной методике обязательно необходимо провести с классом обучающие тренинги (См. приложение «Подготовка учеников к парной работе»), чтобы научить:

1. Ориентироваться в пространстве.

2. Слушать партнёра и слышать то, что он говорит.

3. Работать в постоянном шуме.

4. Искать нужную информацию.

5. Использовать листок индивидуального учёта.

6. Переводить образ в слово и слова в образ.

Методика взаимообмен заданиями

Взаимообмен – значит, каждый из партнеров что-то знает, и в паре они передают информацию друг другу.

Работа начинается с ввода или так называемого «запуска» раздела. Раздел считается введенным в работу (запущенным в технологический процесс), если каждое его задание выполнено хотя бы одним учеником. Педагоги разработали несколько приемов ввода:

·        ввод делает учитель;

·        ввод делает ассистент;

·        групповой ввод;

·        самоввод;

·        самоввод с групповой консультацией учителя

·        ввод в паре.

Карточки по этой методике состоят из двух частей:

Первая часть – для ввода, она же для взаимообмена.

Вторая часть – задание для самостоятельной работы, оно же для взаимоконтроля.

Задание для ввода – это, как правило, определение, небольшой текст, схема и т. д., то есть это своего рода образец, который ученик должен записать в тетрадь, внимательно разобрать и научиться объяснять товарищу.

Во второй части карточки – задание на закрепление. Для закрепления берется небольшая тема или подтема. Выбранный материал разбивается на «порции», и каждая «порция» оформляется на одной карточке. Набор карточек, содержащий материал всей темы, называется бионом, причем ученик может начать работу с любой карточки и выполнять задание в любой последовательности.

Получив карточку, ученик внимательно изучает первую часть, учится объяснять. Приступает к самостоятельному выполнению второй части. После этого начинается поиск партнера, для этого заполняется лист учета.

Когда образовалась пара, работа происходит следующим образом:

Алгоритм работы при вводе

1.     Прочитай содержание первой части карточки

2.     Выполни задание второй части карточки, ответив на вопросы.

3.     Один ученик остается «хозяином», другой идет в «гости» – ищет партнера.

См. приложение «Алгоритм работы в ПСС и лист учета».

Мурманская методика, или методика мониторов

Изучая историю взаимного обучения, пришли к выводу, что Мурманская методика – это разновидность Ланкастерской системы, в которой широко использовались мониторы и совместное взаимообучение. Поэтому стали использовать термин «методика мониторов».

Для монитора готовятся:

1.     Таблица (своего рода опорный конспект).

2.     Полная информация по таблице (сейчас это учебник, справочная литература, первоисточники).

3.     Вопросы к таблице различного уровня сложности.

4.     Задания для самостоятельной работы по данной теме различного уровня сложности.

Единица учебного материала по данной методике – информационная карточка с цветовым сигналом, состоящая из двух частей. Первая часть карточки – вопросы, рядом с ними указатель, который помогает найти ответ в справочной литературе. Вторая часть карточки – задание по теме практического характера, оно может быть в виде рисунка, схемы, таблицы.

Педагог пишет на доске алгоритм работы и образец листка учета, который фиксирует движение учеников при изучении карточек. На парту выдается одна карточка. Свою готовность отвечать по карточке ученики выражают поднятием руки. Педагог задает контрольные вопросы и, убедившись в готовности ребят, выдает им второй экземпляр этой карточки. После этого идет распределение ролей в паре и работа далее по алгоритму. При этом каждый ученик повторяет карточку дважды. Первый раз – в качестве ученика, второй – тренера.

Структура карточек такова, что вопросы в них перекликаются, поэтому достаточно повторить две трети (необходимый минимум) всех карточек, чтобы усвоить данный объем материала.

См. приложение «Методика мониторов. Алгоритм работы в ПСС»

Методическая разработка занятия

«Характерные особенности строения акул»

Материал занятия предназначен для детей в возрасте 10-12 лет. Методика, по которой простроено обучение, позволяет отлично усвоить материал, развивая при этом коммуникативные способности учащихся, умение выделить главную мысль, отвечать на вопросы и сравнивать.

Цель: с помощью методики КВО сформировать общее представление о строении акул.

Задачи:

1)    изучить характерные особенности строения акул;

2)    развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: карточки с цветовыми сигналами, алгоритм работы в парах сменного состава.

План занятия:

1.     Оргмомент – 5 минут.

2.     Ввод в паре – 5 минут.

3.     Работа в парах сменного состава – 25 минут.

4.     Работа в группах и выступления спикеров групп – 10 минут.

1.Единицей учебного материала служит карточка с цветовым сигналом (всего 4 вида карточек). На каждом столе свой тип карточки, которая состоит из двух частей:  верхняя часть содержит информацию, а нижняя часть – задание для самостоятельной работы.

См. приложение «Карточки к уроку».

2.Запуск в паре  по алгоритму (методика КВО «Взаимообмен заданиями»):

1)    Прочитайте содержание первой части карточки.

2)    Выполните задание второй части карточки, ответив на вопросы.

3)    Один остаётся «хозяином», другой идёт в «гости» – ищет партнёра (карточка остаётся на столе).

3.Работа в парах сменного состава.

См. приложение «Работа в парах сменного состава на уроке «Характерные особенности строения акул»

4. Работа в группах и выступление спикеров групп.

После того, как по листку учёта определяется, что 70% материала усвоено, все разбиваются на группы аналогично цветовым сигналам. В каждой группе выбирается спикер, который кратко описывает суть предложенного материала.

Выступления спикеров по вопросам:

1)    Какая особенность в строении акул вам показалась наиболее интересной?

2)    Какие отличительные признаки в строении акул вы выявили?

3)    Какой вопрос вам запомнился больше всего во время работы в ПСС?

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Заключение

В результате применения методик КВО на уроках у ребят повышается интерес к предмету, уровень умений выделять главную мысль, переводить один вид информации в другой, доказывать свою точку зрения, давать репродуктивный ответ, качественный показатель успеваемости.

Учитель эффективно применяет методики КВО, если отводит на долю коллективных занятий от 20 до 50 процентов учебного времени.

Ирина Нагимова, педагог дополнительного образования Станции юных натуралистов города Чайковский Пермского края, участница XII конкурса методических разработок «Сто друзей»

Во вложенных файлах – приложения к тексту.

Фото Алексея Ветчинкина

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте