С началом нового учебного года наша школа стала участницей городского проекта «Лингвистическая вертикаль», который направлен на получение знаний и прикладных умений в области языковой подготовки.
В рамках образовательной программы ученики ознакомятся с востребованными профессиями и узнают о новых требованиях к компетенциям специалистов в лингвистике и межкультурной коммуникации. Учащихся ждут увлекательное путешествие в мир иностранных языков, интересные встречи, познавательные мастер-классы и лекции, интеллектуальные соревнования, олимпиады и конкурсы.
Участие в проекте «Лингвистическая вертикаль» не случайно. В школе уже более десятилетия существуют предпрофильные и профильные классы, в которых в рамках учебного плана выделяется увеличенное количество часов на углубленное изучение основного иностранного языка – английского, а также на изучение второго иностранного языка по выбору. У нас в качестве второго иностранного обучающиеся выбирают французский, немецкий, испанский либо китайский языки. Учителя иностранного языка школы системно и постоянно применяют на своих уроках материалы МЭШ, разработанные как ими лично, так и коллегами из школ города.
Выпускники школы из года в год успешно сдают единый государственный экзамен по английскому языку.
Иностранный язык как профессия является весьма востребованным в обществе. Вместе с тем нельзя не отметить, что изучение любого иностранного языка развивает человека, укрепляет его память, совершенствует музыкальный слух, обогащает и укрепляет навыки взаимодействия с людьми, развивает интерес и уважение к другим культурам, их традициям и обычаям. Это несомненные приоритеты в личностном развитии ребят. Однако проект «Лингвистическая вертикаль» направлен в первую очередь на формирование нового типа языковой личности, что продиктовано потребностями процесса глобализации, характерными для современного общества.
Согласно научному определению обучение и развитие языковой личности нацелены в конечном итоге на создание поликультурной языковой личности, в которой сформирована способность и готовность взаимодействовать с представителями разных стран и культур. Поликультурная языковая личность – это личность, в которой средствами иностранного языка развивается комплекс компетенций, обеспечивающий ее готовность и способность активно взаимодействовать в позитивном ключе с разными представителями многонационального мира. Для российского школьника вполне естественно быть по сути своей поликультурной личностью, так как российское общество всегда было поликультурным. Сейчас, когда современный молодой человек органически вписан в сеть массовых коммуникаций, он непроизвольно становится как носителем общечеловеческой культуры, так и представителем и выразителем своей собственной национальной культуры. Полилингвистическое и поликультурное образование в России приобретает особую значимость именно сейчас, когда межнациональные отношения являются одним из решающих факторов, определяющих условия существования человека. Толерантность к другим взглядам, обычаям, умение видеть особенности своей культуры в контексте культур других народов и мировой культуры в целом, воспринимать мир как совокупность сложных взаимосвязей, нарушение одной из которых может привести к глобальной катастрофе, – это цели современного полилингвистического и поликультурного образования.
Межкультурная и поликультурная коммуникации все более активно осуществляются и в информационной сети Интернет, участие в которой требует от поликультурной языковой личности сформированности такой компетентности, как коммуникационно-технологическая (владение технологиями общения в Интернете).
Мы, люди, живущие на планете Земля, разные, наша несхожесть создает богатство и многообразие мира – эта истина очевидна. Но, изучая чужой язык и через него постигая менталитет и культуру, мы становимся ближе, мы взаимодействуем и объединяемся. Образование при этом становится логичным продолжением культурного развития и воспитания в юном человеке нравственности и духовности.
Ирина КАЛМЫКОВА, учитель английского языка школы №2006
Комментарии