Проблема отношения молодежи призывного возраста к службе в рядах Российской армии на протяжении многих лет остается одной из самых острых социально-политических проблем для страны в целом и для Москвы в частности, поэтому повышение престижа службы, формирование позитивного отношения к ней стало одним из приоритетных направлений политики города.
Известно, что потенциал призыва в год только от системы профессионального образования столицы составляет около 5 тысяч призывников. За последние годы призыв увеличился, но незначительно. Увеличение количества призванных отчасти связано с уменьшением срока службы до 1 года, отчасти – с повышением качества морально-психологической подготовки в колледжах.В этом контексте нас заинтересовало: «Хочет ли молодежь сегодня служить в армии, с каким внутренним настроем ребята отправятся служить, какой образ Вооруженных сил сложился в их сознании?»Для подготовки студентов к службе в армии в колледжах ведут систематическую кропотливую работу. По военно-патриотическому воспитанию и преподаванию основ военной службы в колледжах работают 181 педагог-организатор ОБЖ и 147 педагогов дополнительного образования. Из них 269 – офицеры запаса, 109 имеют высшее военное образования. Преподаватели, осуществляющие подготовку по основам военной службы и занимающиеся военно-патриотическим воспитанием, передают ребятам свои знания, делятся опытом, творчески подходят к решению педагогических задач, стремясь сделать занятия не только познавательными, но и увлекательными.На сегодняшний момент мы располагаем данными, полученными в результате анонимного анкетирования, – репрезентативной выборкой опроса 304 студентов старших курсов из 7 колледжей Москвы – МТЭК, ПК №18 «Митино», №№22, 31, 37, 47, 50.Утвердительно на вопрос о желании служить в ВС РФ ответили 29%, отрицательно – 55% опрошенных студентов, затруднились ответить 16% опрошенных.С одной стороны, такой результат может быть рассмотрен с оптимистической позиции – нет тотального неприятия службы, а с другой стороны, 29% желающих служить пока не тот результат, на который нацелена вся система допризывной подготовки в колледжах. Эти цифры говорят о том, что систематическая работа по допризывной подготовке, безусловно, способна дать положительный эффект, что подтверждается ответами, полученными на вопрос о желании получить в колледже навыки, полезные для предстоящей службы в ВС РФ: среди тех, кто не определился, хочет ли он проходить службу, 67% отнеслись с интересом к идее получения полезных для службы навыков в период обучения в колледже, 32% среди не желающих служить также отнеслись к этой идее с интересом.На вопрос о том, какие именно знания и навыки студенты хотели бы получить в рамках дисциплины «Основы военной службы», были следующие ответы:- в теоретической части: юридические права солдата, история ВС РФ, методика управления коллективом, информационная безопасность, устав и порядок, виды и техническое устройство вооружения, теория вооруженных конфликтов;- в практической части: вождение, тактические занятия, рукопашный бой, единоборства, прыжки с парашютом, оказание первой помощи, физическая подготовка, огневая и боевая подготовка.В ходе исследования выяснилось, что у учащихся очень слаба осведомленность о спектре гражданских специальностей, которые могут найти применение в Вооруженных силах, в так называемых гражданских специальностях, родственных военно-учетным. В основном студенты называли такие профессии, как «водитель», «оператор ЭВМ», «повар».Мы поинтересовались, какие виды войск наиболее привлекательны для студентов СПО, и выяснили, что лидирующую с большим отрывом позицию в рейтинге занимают Воздушно-десантные войска, за ними следует Военно-морской флот, Ракетно-космические и Мотострелковые войска (см. схему). Такая картина предпочтений говорит о том, что в сознании допризывной молодежи сформирован позитивный образ этих видов войск. Также предпочтения могут интерпретироваться как несколько романтизированные, основанные не на реальном представлении о повседневном быте этих войск, а на образах, созданных искусством: кино, живописью, литературой.Что касается вопроса о причинах нежелания служить в ВС РФ, на него были получены следующие варианты ответов:- потеря времени (36%);- моральное и физическое унижение (34%);- вред здоровью (22%);- непрестижно (6%).Никаких проблем и причин для нежелания служить не видят только 2% опрошенных, остальных беспокоят практически в равной мере три аспекта: моральное и физическое унижение, вред здоровью и потеря времени. Престижность службы для опрошенных практически незначима. Для них важно, чтобы служба не была пустой тратой времени, не препятствовала профессиональному развитию, а давала полезный практический опыт, в получение которого многие из них не верят. Вред здоровью и неуставные отношения также тревожат допризывную молодежь колледжей, поскольку эта проблематика активно освещается СМИ, и нивелируются положительные, интересные аспекты, связанные со службой. К сожалению, существует значительный перекос в подаче информации СМИ, в результате которого у молодежи формируются негативные стереотипы. Причем не только у молодежи, но и у их родителей, особенно матерей, в свою очередь зачастую усиливающих своими опасениями тревоги сыновей.Таким образом, полученные нами результаты настраивают на продолжение систематической, даже точечной, индивидуальной работы с допризывной молодежью колледжей, так как многие студенты действительно ждут от своих педагогов реальной помощи в подготовке к службе, хотят быть объективно информированными, чтобы достойно отдать долг Отечеству.Отдельно хотелось бы отметить познавательную активность ребят, желание как можно больше получать практических занятий, где они могли бы приобретать боевые навыки и заниматься физическим развитием. Многие московские колледжи дают своим студентам такую возможность.Виктория КОСОГОВА, член совета молодых ученых НИИРПО
Комментарии