На каждом уроке перед учителем стоит глобальная проблема: как вовлечь всех учащихся класса в активную мыслительную деятельность? В арсенале опытного учителя имеется достаточное число приемов, помогающих этого добиться.
Предлагаю игровой прием, называемый мною “Контракт”.
Суть этого приема в том, что перед изучением новой темы учитель заключает с каждым учеником класса деловое соглашение. Посредством контракта устанавливаются определенные права и обязанности сторон.
КОНТРАКТ
Учитель математики Хисматуллина Р.Р., с одной стороны,
и уч-ся _____кл. _________________________________
(Ф.И.)
с другой, заключает договор на следующих условиях:
1. Хисматуллина Р.Р. обязуется изложить теоретический материал по теме ___________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________
и пояснить его на конкретных примерах.
2. На изучение темы отводится _________ уроков.
3. Уч-ся _______________________________
(Ф.И.)
обязуется усвоить тему в ее практическом применении к решению задач на оценку “_____”.
4. Оценка выставляется по итогам самостоятельной работы. Самостоятельная работа проводится _______________
(дата)
5. Уч-ся _____________________________________
(Ф.И.)
имеет право задавать учителю вопросы в ходе изучения темы как на уроках, так и во время консультаций.
6. Если оценка за самостоятельную работу окажется ниже той, которая оговаривается в контракте, учитель имеет право выставить “2” как за несоблюдение договорных условий.
7. В том случае, если оценка окажется выше оговоренной, выставляется та, которая предусмотрена контрактом.
Дата _______________ Подписи сторон _______________ _______________
Подписание контракта обязательно для всех учащихся класса, но за каждым из них остается право выбора в главном: либо рискнуть и взять повышенные обязательства, либо подстраховать себя оценкой “3” или “4” (в зависимости от конкретного случая). Подписывая договор, учащийся тем самым гарантирует учителю, что тема будет усвоена, и с этого момента несет личную ответственность за результат обучения.
Именно это и заставляет его быть активным на уроке.
Рашида ХИСМАТУЛЛИНА,
учитель математики средней школы N 6
Артемовск,
Свердловская область
Комментарии