Людмила МИТРЮК, начальник Юго-Восточного окружного управления образования: – Естественно, что каждый руководитель хочет, чтобы его учителя работали творчески. Зависит это, несомненно, от самих педагогов, но зачастую решающую роль играет обстановка в образовательном учреждении. Насколько объективно руководитель может оценить работу учителя, поддержать его идеи, создать необходимые условия для творческой работы, будет зависеть и морально-психологический климат в коллективе. Письма учителей, вопросы на окружном сайте, анализ кадровой ситуации в образовательных учреждениях говорят о том, что здесь есть нерешенные проблемы.
От того, насколько объективно руководитель ОУ будет оценивать работу учителей, будет зависеть стимулирующая часть оплаты их труда. Руководитель становится менеджером и должен так выстроить мониторинг уровня и качества обученности, чтобы тот стал способом объективной оценки качества работы учителя. Тут нужны прежде всего изучение работы учителя, объективная оценка его труда. Руководитель обязан знать работу учителя не по выступлениям на педагогических советах, а прежде всего посещая уроки учителей в системе, а не от случая к случаю, организуя мониторинг уровня и качества обученности учащихся. Все это убедительно показывает, как возрастает роль методической службы. Всем хорошо известны слова замечательного педагога Константина Дмитриевича Ушинского: «…никакая реформа образования невозможна иначе как через голову учителя». Сложный контингент детей, разнообразие видов образовательных учреждений, необходимость одновременного выполнения социальной и обучающей функций требуют нового учителя, владеющего целым спектром педагогических и информационных технологий, способами и методами работы как с мотивированными учащимися, так и с требующими коррекции. Воспитание такого учителя – задача и администрации школы, и методической службы. Реализация приоритетного национального проекта «Образование» способствовала развитию творческих начал в работе учителей округа, применению ими нетрадиционных методов, новых педагогических технологий для повышения качества образования. За прошедшие три года свыше 110 учителей ЮВАО стали победителями национального проекта и получили вознаграждение в размере 100 тысяч рублей. В этом году таких учителей 46. Они становятся своего рода общественными методистами, наставниками молодых специалистов, проводят мастер-классы, творческие семинары, курсы для учителей. Еще в древности китайский философ Конфуций сформулировал основные принципы педагогики: «Когда благородный муж учит и воспитывает, он ведет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, указывает путь, но позволяет ученику идти самому. Поскольку он ведет, а не тянет, он пребывает в согласии с учеником. Поскольку он побуждает, а не заставляет, учеба дается ученику легко! Поскольку он лишь открывает путь, он предоставляет ученику возможность размышлять. Согласие между учителем и учеником, легкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовется педагогикой». А Николай Рерих считал: «Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идеи и способностей поколения взрослых, с которыми он имеет дело. Но учитель, в самом широком смысле слова, может совершить больше, нежели завоеватель и государственные главы. Учителя могут создавать новое воображение и освободить скрытые силы человечества». Нам остается в своем отношении к учителю лишь следовать советам классиков.
Комментарии