Меня радует, что мои воспитанники любят свою страну, свой город, свое Ясенево или Бутово. Всегда с удовольствием читаю их сочинения на темы «Родной край», «Мои любимые места», «Любимый уголок природы», «Вид из окна», «Что я хотел бы улучшить в своей округе».
Они обычно сидят тихо, не шелохнувшись, словно боясь что-то пропустить, слушают стихотворение о нашей земле, милой нашему сердцу природе. Вот, скажем, стихотворение Владимира Солоухина «Букет». Собранный из неброских былинок, он по-настоящему красив, потому что это нас окружает с детства. Мне интересно наблюдать за своими детьми, как они воспринимают другие страны. Они видят чистые уютные улицы в Западной Европе, ухоженные дворы, красивые цветники, над которыми потрудились мастера-дизайнеры. Конечно, это им понравилось. Но дня за два до конца нашей непродолжительной поездки начали проситься домой. И не только потому, что соскучились по папе и маме, друзьям, им хочется скорее вернуться в свой дом, на свою улицу, свой город. А вот была другая поездка – в Псков, Изборск. Им тоже здесь все понравилось, и, пожалуй, даже больше, чем за рубежом: старый кремль, церкви, старинные здания, простые деревянные избы. И было удивительно услышать, когда мы собрались уезжать домой, просьбу: «Давайте купим здесь дом и будем сюда приезжать». Они ощущали, что здесь тоже Родина, что это их родное, а не чужбина.Минувшей весной я повела свой класс на выставку картин Пабло Пикассо в Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Признаюсь, что были сомнения: будут ли им понятны эти картины, не запросятся ли раньше времени к выходу. Но нет, ребята ходили не торопясь от полотна к полотну, забрасывали вопросами экскурсовода. Искусство Пикассо потрясло их. А когда вышли, неожиданно запросились в музей Ильи Глазунова: «Хотим посмотреть картины нашего российского художника». А потом еще захотели зайти в храм Христа Спасителя.Сейчас мы с пятиклассниками и девятиклассниками изучаем «Слово о полку Игореве». Дети проявляют живой интерес к прошлому нашей страны. А когда в школьной библиотеке состоялась беседа о значении этого произведения, мои ученики были самыми активными, задавали много вопросов и сами рассказывали, какое впечатление произвело на них «Слово…». Эльвира ЛИТОВЧЕНКО, учитель русского языка и литературы школы №931, Москва
Комментарии