Какую картину вы себе представляете, когда слышите слово «перемена»? Скорее всего, это будут хаотично передвигающиеся, бегающие и кричащие школьники. В такие моменты задача учителя – подойти и остановить ученика, объяснить, что такие действия травмоопасны. А ведь такая «излишняя» энергичность на переменах – естественная потребность и способ снятия накопившегося психологического и физического напряжения.
Современная жизнь – это непрерывный рост информационного потока, требующий от человека постоянной интеллектуальной деятельности. Учащиеся, особенно подростки, непрерывно расширяют свои предпрофильные и профильные компетенции как на уроках, так и во внеурочное время, занимаются не только в будни, но и в выходные дни. Все это перегружает нервную систему, приводит к постоянному интеллектуальному и эмоциональному напряжению, тревожности, дискомфорту. При этом двигательная активность школьников снижается. «Что с этим делать?» – задумались в школе №2001 и разработали программу интерактивных перемен.
Наши интерактивные перемены не только организуют пространство для общения и отдыха, но и направлены на психологическую разгрузку учеников, удовлетворение их потребности в смене деятельности и познавательного интереса. Также программа способствует раскрытию творческих способностей, развитию эмоционального интеллекта, навыков коммуникации и стабилизации физического и психоэмоционального состояния наших учащихся. Она включает в себя проведение тематических перемен, которые проходят в разных форматах: квизы, подвижные игры, ART-пленэры, мобильные медиастудии, передвижные музейные экспозиции, флешмобы, DIY-мастер-классы и многое другое. За полтора года прошло много разных мероприятий, и мы приобрели очень полезный опыт их организации и проведения.
Международный праздник «День рождения смайлика» стал точкой отсчета в реализации программы интерактивных перемен. Этот праздник проводится в нашей школе ежегодно. В этот день обязательно проходит диагностика психоэмоционального состояния учащихся с помощью всемирно известных символов настроения – смайликов. В этом с удовольствием принимают участие не только ученики с 1‑го по 11‑ класс, но и учителя.
День радио и телевещания стал профессиональным мастер-классом для многих учеников. Они ознакомились с особенностями работы телеведущих, увидели «кухню» телевидения. В фойе 1‑го этажа корпусов старших школ были сооружены мини-студии, в которых каждый желающий ученик 5-11‑х классов смог не только посмотреть, как проходят телесъемки, но и попасть на телеэкран в прямом смысле этого слова – в качестве ведущего программы «Новости». Сложная задача стояла перед каждым участником: с помощью телесуфлера нужно было не просто рассказать о самом главном, но и, едва ознакомившись с текстом, не допустить ошибок. «Выпуски новостей» в онлайн-режиме сразу выводились на экран телевизора.
Ярким примером перемен, помогающих снять физическое напряжение, можно назвать танцевальные перемены Just Dance. Идея такого формата у вожатых и педагогов-организаторов появилась после проведения одноименного большого школьного танцевального фестиваля, в котором участвовали не только учащиеся, но также и учителя. Формат танцевальных перемен более прост, это их отличает от фестивалей Just Dance, но эффект тот же. Вместо живого выступления танцоров на стационарных или переносных экранах на сцене актового зала, в рекреациях на разных этажах мы выводили видео с танцем, который может повторить любой участник перемены вслед за онлайн-ведущим.
Одним из популярных форматов стал фестиваль караоке. Старшие вожатые заранее собирают заявки на песни и после тщательного отбора создают определенный плейлист. Фестиваль проводится на больших переменах. В фойе на экран выводятся тексты песен, а также включается «минусовка». Принять участие в таком формате может любой желающий. Песенный и танцевальный фестивали особенно популярны, потому что во время пения и танцев дети заряжаются позитивной энергией, даже если просто являются зрителями.
Программу интерактивных перемен создают не только старшие вожатые, но и ученический совет «Совет единомышленников». За время учебных 2019-2020 и 2020-2021 годов такие перемены проходили как очно, так и дистанционно. Они легко были адаптированы под онлайн-реалии и успешно проходили в официальных социальных сетях школы.
За полтора года существования программы интерактивных перемен стало ясно, что такой формат востребован, ведь их участников становится все больше. В социальных сетях они пишут положительные отзывы и предлагают новые формы проведения мероприятий. Это является важным стимулом для работы школьного самоуправления. А также пониманием того, что наши перемены создают в школе атмосферу безопасности и психологического комфорта.
Анжелика СТЕПАНОВА, старшая вожатая школы №2001
Комментарии