Образование по своему предназначению призвано быть ориентированным на будущее, облегчать и приближать его. Чтобы способствовать этой высокой миссии, нужно разобраться в современной образовательной ситуации, выявить, что мешает прогрессивному развитию, а что следует развивать и поддерживать.
Нельзя не обратить внимание на позитивные моменты. Растет понимание роли и нужд образования со стороны общества и руководителей страны. Разработаны и внедряются усовершенствованные образовательные стандарты. Во многих регионах быстрыми темпами расширяется охват детей дошкольным образованием, значительная часть детей-сирот помещена в семьи, идет строительство и обустройство зданий и территорий образовательных учреждений. Успешно протекает процесс информатизации и освоения новых образовательных технологий. Растет зарплата педагогических работников, оптимизируется сеть средних и высших профессиональных учебных заведений. Несколько увеличился приток в образовательную сферу молодых кадров.Однако в целом состояние образовательной системы страны вызывает обоснованную тревогу. В образовательной ситуации явно просматриваются кризисные явления.Напомним общеизвестные факты.Если советское образование занимало ведущее место в мире, то современное российское по оценкам PISA и TIMSS где-то в четвертом десятке из 60-65 стран, представленных в рейтинге. Объявленный приоритет образования, так же как приоритет воспитания в самом образовании, остается во многом декларативным, что в условиях агрессивной среды и сугубо прагматической ориентации значительной части молодежи оказывается малопродуктивным, а само образование – неполноценным.Резко упал престиж педагогической профессии. Наблюдается, несмотря на штатные сокращения, кадровый голод: не хватает воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов. Талантливые молодые специалисты не попадают в образование или не задерживаются в нем. Происходит старение и сплошная феминизация педагогических кадров средней общеобразовательной школы.Диктат чиновников, инициатива «сверху», почти задавил инициативу «снизу», педагогическое творчество новаторов и новаторских коллективов. Под административным прессом педагогическая деятельность свелась к исполнению директив и указаний, часто не затрагивающих кардинальные проблемы развития образования, а порой предлагающих не согласованные с научным сообществом и передовой практикой ошибочные решения и рекомендации, непроверенные экспериментально и непросчитанные по возможным последствиям и отсроченным результатам. Таковы решения по введению в форме тестирования единого государственного экзамена, который уже более 10 лет совершенствуется и во многом дезориентировал среднюю общеобразовательную школу, переключив ее с задач развития и воспитания на задачи подготовки к выполнению тестов и решение типовых задач. Введение подушевого финансирования привело к ликвидации более 17 тысяч сельских школ, а нормативная оплата труда педагогов существенно увеличила их нагрузку.Весьма опасна политика «ужимания» гуманитарного образования и гуманитарной составляющей общего образования, в том числе сведение к минимуму эстетического образования даже в начальной школе, что подрывает основы творческого развития школьников, а значит, и будущих специалистов и исследователей, и затрудняет преемственность культурных процессов.Указанные (и неуказанные) факты, тенденции и решения появились и проявились в силу явного расхождения, дисгармонии между провозглашенной во всех нормативных документах совершенно обоснованной гуманистической социальной стратегией и построенной в соответствии с совершенно иными ориентирами (рыночная экономика, экономия на образовании, толкование образования как сферы услуг, ориентированной на заказ современных работодателей) образовательной политикой.Односторонняя ориентация только на сегодняшнюю экономику (тем более что сегодня она стагнирует и в ней кризисные явления еще более очевидны, чем в образовании) представляется довольно сомнительной.Практика в этих условиях теряет высокие нравственные ориентиры, утрачивает перспективы развития и истинные смыслы проводимых и проектируемых преобразований.Возникает закономерный и остро назревший традиционный российский вопрос «Что делать?», как выйти из кризисного состояния, обеспечить подлинное развитие образования как ключевой базы для прогресса во всех сферах общества?Прежде всего необходимо возродить и всеми возможными средствами утверждать гуманистическую социально-личностную, человекоориентированную парадигму образования, способствуя ее реализации при всех модернизациях и перестройках образовательной системы, всячески ограждая молодое поколение от вредного воздействия мер и установлений, порождаемых лжепарадигмой: «образование часть рыночной системы, сфера услуг, она порождение экономики, которую призвана обслуживать». Последнее положение оправданно применительно только к управленческо-экономическому аспекту образования и не должно возводиться в ранг парадигмы.Опираясь на лучшие мировые и отечественные традиции и используя возможности новых информационных и коммуникативных технологий, нужно взять твердый курс на опережающее развитие образования как ведущий стратегический ориентир. С этой целью следует обеспечить развитие социально-педагогического прогнозирования и опережающего экспериментирования, имея в виду достижение нескольких основных целей и получение соответствующих результатов (продуктов) образования.Прежде всего это становление личности, ее социализация, индивидуализация, телесное и духовное здоровье, творческие созидательные способности. Это также созидание будущего социума, отношений толерантности и сотрудничества на основе гуманистических ценностей. Это создание условий и человеческого ресурса для продвинутой «экономики знаний» (эффективность вложений, высокая производительность труда, человеческий капитал (точнее, экономический потенциал человека). Это, наконец, обеспечение преемственности культурных традиций и воспитание человека культуры. Видимо, последняя функция обобщает все ведущие линии развития образования и потому наиболее значима для перспектив развития общества, ибо объединяет, интегрирует личностно-развивающие, социально-формирующие, экономико-созидательные функции образования.Предусмотренное новыми стандартами компетентностное образование, по существу, должно представлять переход к культуросозидающему образованию, если только не сводить компетентность к его узкоприкладному толкованию как умению решать задачи в определенной сфере деятельности.Наряду с научным стратегическим опережением, необходимым при прогнозировании и проектировании развития (реформирования, модернизации) образования, разработке всех программных документов, необходимо и научно-методическое опережение назревающих решений. Следует с опережением готовить школу и другие образовательные учреждения к нововведениям, проверяя предлагаемые риски, выявляя положительные эффекты нововведений и разрабатывая целесообразные схемы перехода к новому. Сейчас, например, мы убеждаемся в серьезных затруднениях практики в процессе овладения новыми государственными стандартами при сохранении многопредметной структуры обучения, проверочного аппарата ЕГЭ с его, даже по формату ЗУН-концепции, ограниченным содержанием, при отсутствии убедительных прецедентов практики, опережающего эксперимента, конкретных образцов опыта освоения нового поколения стандартов.Приходится, например, разъяснять учителям, что новые ФГОС, ориентированные на компетентностный подход, вовсе не отменяют того, что было предусмотрено ЗУН-концепцией (знания, умения, навыки), в том числе и рекомендаций выделять в поурочных планах образовательные, воспитывающие и развивающие цели урока (хотя эти рекомендации достаточно условны, ибо воспитание и развитие должно идти непрерывно, и обозначать приходилось именно то, что может быть превалирующим, доминантным на данном уроке).Новые рекомендации обозначать в планах урока задачи формирования предметных, метапредметных и личностных компетенций могут предусматривать наряду с ЗУНами выделение в каждом виде компетенций еще ценностных установок, мотивации, опыта, отношений, готовности к действию, т. е. всего, на чем основано умение решать задачи определенной сферы деятельности.С идеей опережающего образования по смыслу очень тесно связана стратегическая цель – достижение реальной приоритетности образования в социально-экономической политике государства. Возникают вопросы: приоритет перед чем? В чем он должен быть выражен? Очевидно, что не перед здравоохранением, культурой, не перед сферами управления, обороны, государственной безопасности. Речь следует вести о соотношении сфер экономики и образования. Неверно считать образование только сферой, обслуживающей экономику и подчиненной только ее нуждам. Образование активно влияет на все сферы общества, но одновременно создает базу для их развития. В.В.Путин совершенно обоснованно поставил вопрос о том, что если образование в чем-то опережает экономику, то это является важным конкурентным преимуществом и строить экономическую политику следует под достигнутые в образовании позиции и результаты (Путин В.В. Россия сосредотачивается. Ориентиры. М., 2012). История доказывает, что образование может не только идти в ногу с экономикой в подготовке кадров, но может, а скорее всего и обязано ее опережать. Так, реформаторское движение в образовании начала 90-х годов ХХ в., вылившееся в демократическое переустройство самого образования (педагогика сотрудничества), опередило демократизацию общественной жизни, трудный и болезненный переход к новым нормам поведения в социальной практике. Здесь можно ставить вопрос если не о приоритете, то, во всяком случае, о паритете, взаимосодействии экономики и образования.Предстоит продолжить меры по реабилитации социального статуса и престижа педагогической профессии. Не последнюю роль в этом плане должна сыграть реформа педагогического образования и системы повышения квалификации педагогических кадров. Присоединение большинства ранее самостоятельных педвузов к государственным университетам даст положительный эффект только при условии создания и реализации университетской модели подготовки педагога, предусматривающей разработку особых учебных планов и программ, интегрирующих университетскую фундаментальность, науко- и культуроемкость с психолого-педагогическим профессионализмом, традиционно более сильном в педвузах и педагогической профориентацией. Дефицит же педагогических кадров уже четко проявился в дошкольном звене образования и в начальной школе. В основной и старшей школе он вуалируется тем, что педагоги ведут по 1,5-2 ставки (о качестве такой педагогической деятельности говорить не приходится).Следует пересмотреть функции, содержание и формы единого государственного экзамена, дифференцировав его по профилям или по предметам, быть может, сделав его добровольным и оставив при этом систему государственного мониторинга качества образования. Ни в коем случае нельзя допускать соревнования за лучшие показатели ЕГЭ, что создает общую заинтересованность в фальсификации его результатов у всех – от сдающего экзамен и его родителей до губернатора (показатели ЕГЭ влияют на оценку работы администрации области).Надежное движение к опережающему образованию может быть обеспечено только на основе союза передовой практики, компетентностного управления и всего комплекса наук, обеспечивающего образование. А это не только педагогическая наука, но и социология, философия, прогностика, психология, этика, информатика и многие другие отрасли науки.Науки, обслуживающие нужды образования, призваны упреждать управленческие решения, конструктивно и профессионально помогать в подготовке новых решений и установок, их освоении и коррекции.Нужно серьезно совершенствовать деятельность Российской академии образования, не сводя ее функции к обслуживанию Минобрнауки и его директив, а добиться серьезного влияния академии на перспективное развитие образовательной системы России на основании четкой социальной стратегии и обоснованной образовательной политики.Предложенные меры, на наш взгляд, позволят преодолеть кризисное состояние образования, добиться гармонизации социальной стратегии, реальной образовательной политики и практики модернизации отечественного образования.Владимир ЗАГВЯЗИНСКИЙ, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ, зав. академической кафедрой методологии и теории социально-педагогических исследований Тюменского государственного университета
Комментарии