search
main
0

Хотели как лучше, а получилось… Вместо модернизации – очередная комбинация по отъему денег

Власти Воронежской области проигнорировали предложения обкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ, педагогической общественности по наведению порядка в сфере учительских зарплат. Хаос в регионе, вызванный введением с начала учебного года новой системы оплаты труда, очевидно, теперь продолжится и в 2008 году – трехлетний бюджет области (депутаты одобрили его в окончательном чтении 22 ноября) был принят без учета требований работников образования. Вместо того чтобы экстренно разрешить острые вопросы, вызванные очередным экспериментом, власти предпочли замалчивание проблемы. Областная организация профсоюза с таким положением дел категорически не согласна и намерена отстаивать права педагогов с помощью всех форм профсоюзной борьбы.

За несколько дней до принятия регионального бюджета в окончательном чтении Воронежский обком профсоюза направил на имя губернатора Владимира Кулакова письмо, где говорится о многочисленных нареканиях, поступающих от педагогов по поводу эксперимента: «Практика применения НСОТ показывает, что повышение заработной платы произошло не у тех учителей, которые качественно работают, а у тех, где больше учеников в классе. У 47 процентов учителей зарплата по новой системе оплаты труда оказалась значительно ниже, чем они получали по единой тарифной сетке (разница составляет от 1 до 3 тысяч рублей). От 8 до 11 тысяч рублей получили только 9,26%, а у 51,58% зарплата меньше 5 тысяч рублей».

По мнению профсоюза, для малокомплектных школ, а их в области треть, новая система оплаты труда, которая тесно связана с наполняемостью классов, неприемлема. Вызывает большую тревогу и занижение нормативов на реализацию государственного стандарта общего среднего образования в школах региона в 2008 году, о чем в Открытом письме депутатам областной Думы сообщил заведующий лабораторией экономики и инноваций в образовании Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования Владимир Попов. На этот шаг он пошел после того, как не смог со своими расчетами достучаться до руководства Главного управления образования области. Владимир Попов прогнозирует снижение в 2008 году расходов на заработную плату работников школ. И как следствие – невыполнение обязательств Воронежской области в комплексном проекте модернизации образования (КПМО) по росту абсолютного значения средней зарплаты педагогов.

«Согласно нормативам, рассчитанным отделом финансово-экономической политики, бухгалтерского учета и отчетности Главного управления образования Воронежской области, – говорит он в своем письме, – рост заработной платы работников общеобразовательных учреждений в 2008 году по отношению к 2006 году, соответствующий обязательствам Воронежской области в КПМО, наблюдается только в одной категории учителей, работающих в обычных классах 1-й ступени городских школ (48,3%)». Для всех остальных учителей, по прогнозам Владимира Попова, заданный нормативами рост зарплаты по отношению к 2006 году составит от 36,1% до 47,8%. Особенно низкий рост доходов запланирован для педагогов сельских школ на 2-й и 3-й ступенях обучения, для учителей гимназических, компенсирующих и коррекционных классов городских школ.

Обком профсоюза обратился к губернатору с просьбой скорректировать нормативы финансирования на 2008-й и последующие годы. «Если расходы на образование, в частности на новую систему оплаты труда, не будут значительно увеличены, – предупреждает профсоюз, – НСОТ грозит провал. Обстановка в коллективах накалена. Учителя требуют проведения акции протеста против НСОТ. Исходя из вышеизложенного, предлагаем отказаться от указанной системы оплаты труда и перейти на окладно-премиальную».

К своему обращению обком приложил копии писем от коллективов учителей, в которых четко просматриваются все недостатки новой системы оплаты труда. Приведем некоторые выдержки из них.

«Мы надеялись на то, что эксперимент повлечет за собой повышение заработной платы учителей, – говорят педагоги школы №13 Ленинского района Воронежа. – Однако началась неразбериха с оплатой труда, в которой не могут разобраться даже финансовые работники. Сейчас стало очевидным, что механизм эксперимента совершенно не отработан, и это привело ко многим негативным моментам: зарплата учителя остается неоправданно низкой, она составляет 3000-5000 рублей в месяц. И это в то время, когда возросли цены на самые необходимые продукты питания (в среднем на 25-70 процентов). Как учитель может прожить на такие деньги? На его иждивении находятся дети, которых каждый день надо кормить, обувать и одевать, надо поставить на ноги, дать образование. Оплата классного руководителя оказалась ниже по сравнению с прошлым годом (по-старому было 20 процентов от ставки, а по новой системе 480 рублей). Ничтожно мала оплата за проверку тетрадей. Новая система оплаты труда, основанная на количестве учащихся в классе (чем больше детей, тем выше цена урока), приведет к нездоровому соперничеству в педагогическом коллективе. Количество учащихся в классах будет увеличиваться, а качество образования понижаться: дать хорошие знания в классах, где учатся более 30 человек, невозможно! Но ведь одна из основных целей эксперимента – повышение качества образования! Мы отказываемся от эксперимента, который ведет к дальнейшему обнищанию учителя, к его униженному положению в обществе».

Коллектив школы №71 Железнодорожного района Воронежа тоже хочет отказаться от новой системы, так как зарплата большинства учителей оказалась ниже той, которую они могли бы получить по единой тарифной сетке: «Например, учителю биологии высшей квалификационной категории Т.М.Мазаловой, являющейся отличником просвещения, работающей на полную ставку и имеющей 45 лет трудового стажа, в сентябре 2007 года было начислено 2800 рублей, тогда как по ЕТС она получила бы 4024 рубля 20 копеек. Учитель математики первой категории, отличник просвещения Е.М. Горлищева, классный руководитель и руководитель школьного методического объединения, стаж 32 года, имеет нагрузку 18 часов, получила за сентябрь 2972 рубля 86 копеек по НСОТ, по ЕТС получила бы с учетом 15-процентной надбавки 5330 рублей 30 копеек. Учитель русского языка и литературы первой категории Г.В.Шишкин, классный руководитель, стаж 25 лет, имеет нагрузку 29 часов, получил за сентябрь 3801 рубль по НСОТ, по ЕТС получил бы 8438 рублей 66 копеек… Администрация школы проинформировала нас о возможных доплатах за сентябрь и октябрь в ноябре, но цены на основные продукты питания растут каждый день, и ожидаемая доплата уже фактически обесценивается».

Протестуют против эксперимента учителя вечерней средней школы №6 Ленинского района Воронежа: «В ныне существующей форме НСОТ заставляет увеличивать количество учащихся в классе до 30 человек для сохранения прежнего уровня оплаты труда. Многие годы ратовали за сокращение количества детей в классах для эффективности образовательного процесса и как быстро об этом забыли. Непонятно почему уменьшилось вознаграждение за классное руководство при том, что объем обязанностей увеличился из-за сокращения социальных педагогов и психологов в школе. Огорчает, что учащиеся-инвалиды, которые вышли из интернатского возраста, никому не нужны, так как проезд к такому ученику на дом стоит больше, чем смешная цена урока в 3 рубля. Мы требуем прекратить непродуманный, грабительский эксперимент над учителями».

Однако, как мы уже отмечали, формирование бюджета прошло без учета предложений профсоюза. Проигнорировали депутаты и предложения по изменению нормативов подушевого финансирования, высказанные Владимиром Поповым.

Воронежские педагоги от отчаяния стали обращаться за защитой своих законных прав к «гаранту Конституции», то бишь к президенту Владимиру Путину. Так, еще 4 октября председатель Павловского райкома профсоюза Елена Высочина направила Президенту России телеграмму, в которой от имени учителей района попросила главу государства взять под личный контроль повышение заработной платы работникам образовательных учреждений Воронежской области. Примерно месяц спустя в Интернете появилось открытое письмо президенту от учителей школы №43 Воронежа. А учителя школы №70 коллективное письмо на имя председателя Правительства РФ Виктора Зубкова даже отвезли в Москву сами. В декабре в адрес президента (а также правительства, областной Думы, прокуратуры, губернатора и других инстанций) ушло еще одно письмо, которое написали 83 учителя Панинской средней общеобразовательной школы. В частности, в нем говорится: «Еще не зная о конкретных мероприятиях по переходу на новую систему оплаты труда, в июле учителя поставили подписи о своем согласии перейти на НСОТ по приказам руководителей образовательных учреждений, надеясь на то, что хуже уже быть не может. Как же они ошибались! После двух месяцев бесконечных расчетов, каких-то мизерных доплат, обещаний и надежд учителя наконец поняли, что прежняя система (ЕТС) была гораздо лучше, чем новая, согласно которой зарплата более чем у половины коллектива педагогов стала еще меньше и сегодня в нашей школе составляет в среднем около 3,5 тысячи рублей. Это очередной серьезный удар по самолюбию учителя, простить который очень трудно… Учителю не важно, по какой системе ему платят, – важно, чтобы он реально ощутил эту прибавку. Создается впечатление, что в нашей стране за демографический спад расплачивается только учитель: количество детей уменьшается – падает зарплата учителя. У наших же чиновников, несмотря ни на что, зарплата только растет».

Пока трудно сказать, какой будет реакция на переполненное болью и отчаянием письмо панинских педагогов. А вот в Павловский район ответ уже поступил. Правда, подписал его не президент и даже не какой-нибудь чиновник Министерства образования и науки РФ. Ответ пришел за подписью… руководителя Главного управления образования Воронежской области Якова Львовича. Он признался председателю Павловского райкома профсоюза Елене Высочиной в том, что в районе «стимулирующая часть фонда оплаты труда частично осталась нераспределенной и невыплаченной» (а ведь, помнится, еще на заседании комитета по культуре и образованию областной Думы 17 октября Львович заверил депутатов, что долги педагогам будут погашены не далее чем в первой декаде ноября). Но больше всего возмутило Елену Анатольевну даже не это, а информация Якова Евсеевича о том, что «средняя заработная плата учителей района за октябрь 2007 года составила 6486 рублей, что на 55% выше среднегодовой за 2006 год».

«Конечно, если сложить увеличившиеся вдвое, а то и втрое зарплаты учителей первой ступени (1-4-е классы) и выросшие в два-четыре раза зарплаты директоров школ с тем, что получают остальные учителя, то картина в целом получится неплохая, – говорит Елена Высочина. – Но профсоюз беспокоят конкретные зарплаты конкретных учителей, которые работают на второй и третьей ступенях общеобразовательных школ. Они-то в большинстве своем не то что никакой прибавки не получили, но еще и потеряли в зарплате. Да, сегодня им производятся доплаты из созданного в области гарантийного фонда до прежнего уровня, но что с ними будет завтра? А как они выживают сегодня? Цены на продукты и товары народного потребления за какие-то два месяца возросли значительно. Об этом кто-нибудь из разработчиков новой системы оплаты труда подумал? И вообще, почему в НСОТ упор был сделан на директоров школ и учителей начальных классов, а не на учителей-лидеров? Ведь сам же Львович в своем письме написал о том, что «в федеральной программе государственной поддержки регионов, внедряющих комплексный проект модернизации образования, ключевая роль отводится такой системе оплаты труда учителей, которая направлена на повышение доходов в зависимости от качества образования».

Сегодня в Павловском райкоме профсоюза и в областном комитете заняты тщательным анализом кризисной ситуации. Ищутся варианты по выходу из нее. Так что, как говорится, на президента надейся, а за помощью все-таки лучше приходи в свой профсоюз.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте