search
main
0

Хоть завтра – в жизнь. Насколько реальны конкурсные проекты, покажет время

Нелегкая задача у групп конкурсантов, готовивших педагогические проекты, – нужно рассказать о своей работе так же коллективно, как группа и простраивала свой «мысленный эксперимент». И нельзя ударить в грязь лицом, значит, «спикерами» должны быть лучшие ораторы и мыслители. В конце концов большинство групп, которые судило жюри во главе с Виталием Рубцовым, ректором Московского городского психолого-педагогического университета, выбрали такой вариант: один человек говорит речь, остальные по мере необходимости включаются в защиту. Что касается формы, здесь задача более или менее ясна – нужно доказать актуальность темы, показать, что проблема, о которой идет речь, пока не решена, наконец, сформулировать цель, задачи, направления деятельности, определиться с ресурсами и бюджетом…

Креативщики идут ва-банк

Проект «Креативная группа» возник потому, что общество нуждается в выпускниках школ, способных оригинально, нестандартно решать жизненные задачи, инициативных и ответственных, готовых самореализоваться после окончания школы. К тому же работа с творчески одаренным ребенком – одно из направлений, обозначенных в президентской инициативе «Наша новая школа».

Между тем условия и механизмы развития интеллектуального и творческого потенциала детей разработаны недостаточно. Вот и ставят участники конкурса «Учитель года России-2009» перед собой цель – сформировать профессиональное педагогическое сообщество, способное создавать (недаром группа названа «креативной»!), распространять и осваивать эффективные технологии развития творческих способностей.

Конкретные задачи ясны и реальны для современной школы. Учителя будут разрабатывать модели развития творческих способностей для разных предметных областей, организуют совместный педагогический поиск методов и технологий, разработку и апробирование форм реализации моделей. Планируется создать свой сайт, придумать внеурочные формы работы, проводить творческие олимпиады, марафоны, интернет-конференции, а также учредить банк эффективных технологий развития творческих способностей школьников.

Конкурсанты намерены поставить свое детище на ноги за два года. Начинается работа с формирования команды проекта – это день сегодняшний. Затем вступает в силу концептуальный этап – разработка моделей развития творческих способностей, педагогический поиск в области существующих методов. Наконец, учителя перейдут к практическому этапу – разработке и апробации форм реализации моделей, созданию сайта креативной группы. И завершат проект рефлексивно-экспертным этапом, в который входят оценка полученных результатов и социальных эффектов, издание сборников методических материалов и ученических творческих работ, проведение ярмарки творческих достижений. Бюджет проекта относительно небольшой – 640861 рубль.

Самое симпатичное в презентации – каждый из участников конкурса уже сегодня готов вложить в копилку проекта свои собственные идеи и наработки. Елена АНДРЕЙЧЕНКО, учитель химии из Нижегородской области, – программу инновационного развития школы «Модель как креативная организация», педагогический опыт развития творческого потенциала учеников в процессе обучения химии, авторские программы. Любовь ЯКУШЕВА, учитель технологии из Республики Хакасия, – разработки уроков для 7-9-х классов, элективные курсы, рабочие программы. Надежда РАСТРЕПИНА, учитель математики из Ростовской области, – педагогический опыт «Организация развивающего образовательного пространства учеников среднего и старшего подросткового возраста средствами математики», элективные курсы, программу дополнительного образования для одаренных детей. Людмила СМИРНОВА, учитель информатики из Вологодской области, – серию уроков по компьютерной графике, опыт по формированию творческой деятельности на уроках информатики и во внеклассной работе, два элективных курса по компьютерной графике, комплекс творческих домашних заданий для учеников

6-7-х классов и творческие задания по базовому курсу информатики. Наталья ЧЕСНОКОВА, учитель географии и основ проектной деятельности из Самарской области, – опыт работы по формированию компетентности на уроках географии и в рамках исследовательского общества учащихся, а также методические разработки для 6-8-х классов. Лариса ЧИЧКАНОВА, учитель русского языка и литературы из Тамбовской области, – элективные курсы, системы уроков. Светлана ЮНИСОВА, учитель начальных классов из Республики Башкортостан, – программу по русскому языку, программу кружка «Умелые ручки», другие материалы. Светлана ГУЗЕЕВА, учитель химии, географии, экологии, краеведения из Сахалинской области, – разработки уроков и творческих заданий, воспитательные мероприятия, элективные курсы.

«Мосты предметы все связали…»

Заранее скажу, что, прослушав защиту этого проекта, жюри единодушно решило: для его воплощения конкурсантам не хватает только новой школы, то есть кардинально обновленного российского среднего образования. Однако это не означает, что проект утопичный. Наоборот, он проработан настолько детально, что хоть завтра в жизнь. Наверное, по этой причине «Межпредметные «мосты» и получили наивысший балл, обойдя остальные восемь конкурсных проектов. А ведь начинала группа учителей (Елена ГАЛЬЧЕНКО из Белгорода, Николай ЕВСТАФЬЕВ из Омской области, Николай ЕГОРКИН из Ленинградской области, Наталья НЕЧАЕВА из Республики Адыгея, Александр РЫЖИКОВ из Орловской области, Любовь СМОЛЬЦАРЕНКО из Хабаровского края, Ирина ФОМЕНКО из Ставропольского края, Валентина ЯКИМОВА из Забайкальского края) с межпредметной интеграции. Эту идею образно выразил Николай Егоркин:

Сопрячь желая знаний горы

Для усвоения в мозгах,

Мы в Интернете разговоры

Вели все лето о мостах.

Мосты предметы все связали,

Соединили мысли в строй.

И горы вдруг доступны стали

Ученикам страны родной.

И к чему пришли?

– К созданию системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования, – констатировала ведущая презентации группы Ирина Фоменко.

В «Нашей новой школе» заложено: главный результат образования – формирование компетентностей. Группа полагает, что в основу процесса должна лечь метапредметность.

Поле деятельности, как говорится, не пахано, ведь на сегодня учебные программы – это разрозненный материал, который ребенку каждый раз приходится осваивать чуть ли не заново. Нет новой практики оценивания на основе метапредметности, отсутствует система психолого-педагогической помощи учителю и ученику в освоении нового содержания образования, наконец, не совершенна система управления образовательным учреждением. Ученики не умеют целостно анализировать информацию, выполнять интегративные упражнения, задания в свободной форме.

Проект направлен на формирование новых структур умственных действий учащихся, на создание нового содержания образования, в основу которого положены принципы метапредметности. Конечный результат – программа внедрения в деятельность учащихся метапредметности и метазнаний.

О направлениях стоит сказать особо, в них, как говорится, вся соль.

1. Создание системы формирования содержания обучения на основе метапредметности. Включает определение фундаментальных образовательных объектов, изучение которых осуществляется в разных областях различными способами, общекультурных знаний об изучаемой действительности, изучение обобщенных способов деятельности как процесса мыследеятельности и мыслепознания. Основной упор – на формирование надпредметных компетентностей.

2. Создание новой системы поддержки ученика и учителя в системе образования. Механизмом решения может стать система инновационных творческих проектов. При этом, во-первых, отслеживается уровень сформированности понятий, фактов, идей, законов, общих для всех наук, во-вторых, определяется, чем для ученика становятся те знания, способы, действия, которые он приобретает в процессе обучения, в-третьих, проверяется, появилась ли у ребенка привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть произошла ли интеграция знаний, в-четвертых, выясняется, появился ли опыт творческой деятельности.

3. Изменение профессиональных качеств учителя. Учитель должен стать конструктором педагогических ситуаций, в основу которых положена метапредметность. Ученик осваивает обобщенные способы мыследеятельности в рамках изучения разнообразных предметов. В роли систем взаимодействия могут выступать межпредметные кафедры, методические объединения – рефлексивные педагогические сообщества.

4. Создание новой системы оценивания знаний учащихся.

5. Создание новой системы управления процессом. Она мозаичная, сотовая. Непосредственно за проект отвечает руководитель образовательного учреждения. Вводятся новые и развиваются существующие структуры, такие как совет по внедрению проекта, психолого-педагогический консилиум, временный научно-исследовательский коллектив по проекту, диагностическая служба. Результат – рост компетентности участников педагогического процесса, рост уровня профессиональных навыков и умений педагогов, появление новой культуры управления с персонифицированной ответственностью за результаты своего труда, повышение интереса к инновационной деятельности, наличие программы внедрения инновационных технологий, формирование компонентов индивидуального стиля педагогической деятельности, высокий уровень мотивации.

Движение к совершенству

Как известно, во многих регионах есть клубы участников конкурса «Учитель года». Существует и Межрегиональный клуб «Учитель года России». Не хватает только стержня, который бы объединил разрозненные силы, ресурсы, идеи, кадры. Таким стержнем может стать проект «Педагогическое PROдвижение», который затеяли конкурсанты 2009 года. Проект направлен (ни много ни мало) на становление нового учителя новой российской школы. Его первейшая задача – распространять инновационный педагогический опыт, который выявляют профессиональные педагогические конкурсы.

Единое сообщество региональных учительских клубов России будет действовать сразу по нескольким направлениям. О них рассказали участники проекта.

Александр НОВГОРОДОВ из Республики Саха (Якутия) продемонстрировал сайт teacher-of-russia.ning.com, который должен обеспечить сетевое взаимодействие учительских клубов. Сейчас сайт находится в разработке, но со временем здесь появятся странички каждого региона, на которых будет вся необходимая информация. Можно будет обмениваться файлами любого размера. А сам сайт планируется на двух языках – русском и английском.

Сообществу необходима сетевая газета или журнал. Рассказывает Ульяна ЧЕРНЫШОВА из Смоленской области:

– Мы предполагаем, что это может быть вкладыш или приложение к нашей любимой «Учительской газете». Условное название – «Хрустальный пеликан». В каждом номере выступают победители и участники конкурса из одного региона. Здесь публикуются классные часы, родительские собрания, уроки, педсоветы, школьные конференции, освещается жизнь школ региона во всем многообразии. Есть обратная связь с родителями. Осуществляется наставничество – любой учитель из глубокой провинции может обратиться к педагогу из крупного города.

– Мы хотим поддержать практику уже существующих межрегиональных слетов учителей, но сделать их более открытыми, доступными, привлекать к участию больше представителей регионов, – продолжает Евгения СТЕПАНОВА из Ярославской области. – В ходе слетов будут проходить мастерские, мастер-классы, «круглые столы», дающие возможность ознакомиться с педагогическими находками учителей.

О важности развития фестивального движения говорила Людмила КАПУСТИНА из Ульяновской области. В этом году именно в Ульяновске прошел большой фестиваль региональных учительских клубов, в котором приняли участие 29 клубов регионального и муниципального уровней.

Другое важное направление работы – поддержка молодых специалистов. Наталья БАЛАГУРОВА из Краснодара считает, что проблему обновления кадрового состава образовательных учреждений можно решить, если перестать готовить учителей – трансляторов знаний. Необходимо создать школу молодого педагога, где студенты будут проходить педпрактику под руководством учителей года и педагогов, победивших в рамках нацпроекта «Образование».

Андрей ШЕВЕЛЕВ из Амурской области озвучил бюджет проекта – 4 миллиона 150 тысяч рублей. Деньги немалые, но необходимые.

Теперь задача этой и всех остальных групп, создававших в трудные предконкурсные месяцы свои проекты, – воплотить теории в жизнь. Стать из прожектеров практиками. «УГ» готова оказать учителям всемерную информационную поддержку.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте