search
main
0

Хоть не самолет, а за тридевять земель унесет

Будешь книги читать - будешь все знать

Дошкольная группа – это маленький мир, где живут разные культуры и национальности, разные традиции и разные возможности. Чтение способно объединять, стирать разногласия и границы и в то же время учит эти границы уважать, ценить индивидуальность и самобытность как отдельной личности, так и целой культуры.

Представляем вам опыт работы команды педагогов дошкольных групп школы №1504 по созданию развивающей читательской среды дошкольного мира. Именно создание условий в дошкольной группе по поддержке интереса к книге, популяризации детского чтения, формированию положительного образа читающего человека может стать основой для базы культурного развития ребенка.

Поддержка естественного стремления дошкольника приобщиться к такой сфере социального опыта, как читатель, происходит через разные педагогические проекты и авторские технологии.

С книжкой уютно

Самый первый шаг – это среда. Создание книжных уголков – удобных зон для чтения с мягкими модулями, уютными уголками уединения и, конечно, книгами. Книгами на разные темы, о разных событиях, детских интересах, постоянно обновляющимися. Важным моментом в воспитательно-образовательном процессе педагоги дошкольных групп считают не только организацию непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, но и факты неформального чтения во время свободной игры, во время отдыха, в дополнение к любому развивающему занятию, а также выставки книг по теме проектов, событий, текущих занятий.

Неожиданный адвент-календарь

Для нас очень важно не давать готовых ответов, а создавать вовлекающие в деятельность и мотивирующие условия для детей. Одним из шагов по перезагрузке развивающей читательской среды в группе и стало создание книжного адвент-календаря.

Книжный адвент-календарь – это календарь в ожидании знакомства с книгой. Это конвертики, кармашки или коробочки с загадками, заданиями, иллюстрациями к детским произведениям. В календаре дошкольников ждут книги по образовательным событиям, произведения писателей-юбиляров, любимые книги детей, сказки перед сном.

Время вопросов

Семейное, домашнее чтение – это поддержка ребенка-слушателя, ребенка-читателя! Через создание поля для книжных вопросов, которое адресовано прежде всего родителям, мы поддерживаем интерес к кругу детского чтения. Поле для книжных вопросов содержит тему, предложение, вопрос к родителям о любимых детьми произведениях, детских читательских предпочтениях.

А еще это поле:

– возможность познакомиться поближе с семьями дошкольников;

– возможность рассказать родителям через вопросы на поле о целях, направлениях работы, о жизни группы;

– возможность делиться идеями, интересной и полезной информацией;

– возможность для обратной связи: от родителей к педагогам и от педагогов к родителям.

QR-коды

Еще одной идеей для развивающей читательской среды дошкольной группы стали QR-коды, через которые педагоги обмениваются с родителями радиоспектаклями и аудисказками, детскими буктрейлерами. QR-коды размещаются в стендовой информации.

Буктрейлеры

Образовательное событие по знакомству с автором, книгой – это не просто скучная информация, это увлекательная история! Эту историю может рассказать детям только взрослый. Знакомясь с биографией писателей, вы и сами начинаете по-другому смотреть, воспринимать, чувствовать авторские тексты. Такие истории для детей и взрослых появились сначала в наших дошкольных группах, а теперь они стали частью большого проекта Городского методического центра «Игры и занятия для дошкольников. Детский календарь событий». С нашими родителями мы делимся буктрейлерами через QR-коды.

Семейный марафон по созданию авторской детской книги

Что может быть интереснее совместного дела вместе с мамой и папой? Только участие в семейном творческом марафоне! Марафон длится 4 недели. Задания выдаются 1 раз в неделю и размещаются в раздевальной комнате. Выполнять задания дома можно в своем режиме. В каждом задании есть вопросы к детям, которые задают родители. Детям предлагается рассказать, придумать, ответить на эти вопросы и сделать к ответам рисунки. Родители записывают ответы. Так и появляется на свет авторская детская книга с приключениями, историями, мечтами и волшебством. Через месяц дети и родители представляют свои книги в группе, прочитывают и обсуждают все вместе. И хотя задания марафона для всех едины, ни одна книга не бывает похожей на другую.

Читательский калейдоскоп

Конкурс «Читательский калейдоскоп» – связующее мероприятие дошкольного и начального общего образования. В течение года дети и родители выбирают произведение, автора или любимую книгу, по который создают семейный проект: презентацию, мультфильм, театральное произведение, творческую работу… В апреле в дошкольных группах и начальной школе проходит фестиваль, где дети вместе с родителями представляют свои проекты.

Опыт работы по созданию развивающей книжной среды дошкольных групп так заинтересовал коллег, что данная тема стала ключевой на семинарах в рамках городского проекта «Взаимообучение московских школ» и «Взаимообучение городов».

Давайте вместе поможем вырастить талантливого читателя, ибо все начинается с детства, в том числе и чтение хороших книг!

Валентин РЫТИКОВ, директор школы №1504;
Вера ЛИВЕНЦЕВА, старший воспитатель школы №1504;
Илона КОТЛЯР, воспитатель школы №1504

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте