Успех развития системы образования на Северо-Западе в значительной степени зависит от профессионализма и компетентности педагогических кадров, способных к обновлению образовательного процесса, к эксперименту, к внедрению новых технологий в практическую деятельность. Исследования, поиски, погружение в среду инновационных направлений стали для учителей разных предметов важным компонентом формирования мировоззрения через участие в подпрограмме «С».
В течение двух лет в рамках экспериментальной площадки «Северо-Западный округ – научное будущее России: воспроизводство фундаментальной (практико-ориентированной) науки на территории СЗАО и стратегические типы занятости молодежи» шло создание креативного педагогического пространства, где учителя стремились к получению новых знаний, к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию. Исходя из стратегической образовательной инициативы округа, что «российская школа должна учить детей мыслить», мы считаем, что мыслить – это не значит запереться от всех в кабинете и погрузиться в чтение древних фолиантов, что мыслить – значит активно участвовать в производстве новых знаний, в том числе знаний об обществе, на основе которых можно проектировать новые стратегические типы занятости и соответствующие им новые наукоемкие производства. Мыслить, на наш взгляд, это значит создавать новые типы богатства и соответствующие им новые схемы социального действия.
В 2006-2007 учебном году учителя социально-гуманитарных дисциплин из 25 учебных заведений под руководством заместителя директора НИИ ИСРОО Ольги Глазуновой изучали «Новые педагогические технологии в преподавании: формирование мировоззрения». На практических семинарах они заново постигали, что формирование личности человека – одна из самых важных целей образования, искали ответ на вопрос, как, какими средствами сознательно и целенаправленно выращивать личность. В процессе инновационной работы Ольга Игоревна подводила нас к использованию методов разумного самопринуждения, в конце концов это помогло нам выработать привычку, а затем и потребности выполнять необходимые действия как оптимальные продуманные поэтапные шаги, планируя нестандартные уроки по метапредмету «Проблема».
На начальном этапе работы практического семинара новый метод использовался учителями неосознанно, он от них требовал пересмотра традиционных технологий и отношения к проблеме. Однако в процессе совместной исследовательской деятельности руководителя и учителей постепенно пришло осознание новизны, необходимости использования метода. Педагогические технологии, дающие положительные результаты, не приносят чувства удовлетворения, когда заимствованы у других. Участие в экспериментальной деятельности по формированию мировоззрения заставляет учителей искать и реализовывать новые идеи в педагогических технологиях, при этом каждый участник погружен в личностное самоопределение, в поиск и выработку умения решать проблемы. Осваивая проблемный метод обучения, учителя повышают свою профессиональную компетентность. Участие в подпрограмме «С» потребовало от них личностных качеств, интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений, новых взглядов на отечественное образование, на его генеральные цели, заключающиеся в том, чтобы:
а) существенно повысить качество и эффективность;
б) сделать образование доступным для ребенка, укрепляющим его здоровье;
в) обеспечить утверждение ценностей гражданского общества, общероссийской идентификации, единого образовательного пространства страны, достойного уровня образовательного потенциала нации.
Приоритетом, одной из важнейших задач обучения учащихся стали умения самостоятельно мыслить, принимать решения, ставить цели и определять пути их достижения. В сущности, все это выводится из смысла жизни, которая отражает мировоззрение как систему взглядов на мир, на собственное место в нем. Получив знания на семинаре по формированию мировоззрения, учителя подготовили серию уроков на «чужих» детях в разных по возрасту классах. О.Козырева, М.Ланкина, Е.Прянишникова подготовили и провели уроки в 11-м классе по проблеме «Перспективы российского образования». «Мировоззрение – есть общее понимание мира, человека, общества и ценностное отношение к ним» – так написано в энциклопедии, на протяжении четырех уроков учащиеся самостоятельно отходили от идеологического клише к ситуации, где не было однозначного ответа, вместе с учителями искали свои способы действий, варианты того, как справиться с проблемной ситуацией. Уроки «Эпоха Сталина: триумф или трагедия» в 11-м классе школы №143 вызвали личностный кризис у учителей, которые не могли принять роли человека, не знающего ответа на поставленный вопрос, и ждали готовых ответов от кого-нибудь. Постепенно вместе с Ольгой Глазуновой они учились тому, как поставить перед собой историческую проблему, в результате уроки дали положительные результаты. Учителя О.Кулигина, И.Гуркин, Б.Шамрай в ситуации обучения формировали позиции учащихся через чтение текстов, критику, доказательство с приведением фактических материалов. Когда наконец изменились позиции учащихся, их самоопределение, это стало для них самих полной неожиданностью. Сложно, но необычайно интересно изучить, принять и понять технологию проблемного обучения, которое учит мыслить и строить мышление. Мыслить по-новому, рассуждать, находить, самостоятельно расследовать учили на уроках и в 10-м классе по теме «Футуризм – искусство или профанация» Т.Аникеева, Т.Федорова, Г.Фатхлисламова в школе №1136. Всего было дано пять открытых уроков, в которых участвовали двадцать учителей – участников подпрограммы «С». Результаты экспериментальной деятельности в округе были представлены на выставке «ЭКСПО-2007», в рамках которой были обозначены основные идеи в разных направлениях и подпрограммах, дан старт новому этапу эксперимента «От научного будущего Северо-Запада к Школе будущего». В новом проекте особое место уделено общечеловеческим ценностям и мировоззренческим принципам.
В 2007-2008 учебном году семинар по подпрограмме «С» продолжил свою работу. Новых участников обучали учителя, ранее изучившие новые подходы в преподавании. Обучение способствовало формированию умения видеть собственные результаты и затруднения, намечать пути их устранения. Преобразования Московской школы будущего вывели участников второго года обучения подпрограммы «С» на новые направления: внедрение в практику новых педагогических технологий, создание эпистемотеки, развитие способностей и компетенций, включение учащихся в процесс проектно-исследовательской деятельности. Участники семинара по-новому конструировали уроки с помощью мультимедийных и дидактических средств, новых педагогических технологий, направленных на развитие личности, овладение современными компетенциями, выработку активной жизненной позиции, ориентированной на успешность. Учитель русского языка и литературы школы №1743 Т.Янченко посвятила свое выступление «Эпистемотеке – способу получения и систематизации новых знаний», показала в презентации, как происходит разрыв между знаниями и информационным полем, раскрыла тенденции развития мыслящего ученика, владеющего информацией. Л.Торопчина, учитель русского языка и литературы гимназии №1549, показала отрывок из заседания методического объединения «Преемственность как залог успешности личности ученика», выделив триединую задачу по отношению к ребенку: «Вера. Надежда. Любовь». Второй год обучения учителей новым технологиям стал стартом для вовлечения все более и более широкого круга единомышленников в эксперимент, в прорывные идеи.
Северо-Западный округ – округ, где инновационные процессы начинаются с учителя, с его мышления, позиции и понимания времени. Интеграция научных знаний с практическим применением на уроке по формированию мировоззрения – один из «прорывных» проектов устойчивого развития учителя и ученика. Мировоззрение включает в себя жизненные принципы, определяющие характер деятельности человека, его взаимоотношения с другими людьми. Поэтому следующим шагом учительского сообщества в округе будет определение своего места в Школе будущего. Вовлечение молодежи в процесс выстраивания «своей» школы поможет ей создавать реальные проекты, в которых будут участвовать ученые, учителя, родители, представители общественности.
Процесс освоения новых технологий и их внедрение большинством учителей округа принят, но предстоит кропотливая работа по их распространению, по обновлению образовательной системы, которую в XXI веке необходимо начать с взращивания нового мыслящего учителя, с осознания нового назначения учителя в обществе и в системе образования. Условия для качественного обновления образования постепенно создаются государством. Сегодняшнему ученику необходимо иметь такие достижения, которые помогут ему реализовать себя в разных сферах деятельности. Успешность освоения и распространения новых педагогических технологий учителями – участниками экспериментальной деятельности в подпрограмме «С» – один из этапов эффективности современной образовательной политики. Восприятие учителями ценностей, целей, приоритетов, разработки конкретных педагогических замыслов по формированию мировоззрения дает возможность создавать адекватные механизмы передачи новых знаний, эпистемотеки в условиях поликультурного, многонационального и многоконфессионального общества.
Ольга КУЛИГИНА, методист Северо-Западного ОМЦ, руководитель семинара по подпрограмме «С» в 2007-2008 учебном году
Комментарии