Как и многие образовательные учреждения города, в 2013 году наша школа прошла процедуру реорганизации, летом этого года были объединены четыре детских сада, как общеразвивающего, так и комбинированного видов, две общеобразовательные школы, центр образования, школа с углубленным изучением английского языка.
Спектр реорганизованных учреждений сегодня широк, мы пытаемся максимально использовать весь потенциал каждого теперь уже структурного подразделения, передовой опыт, лучшие практики вошедших в комплекс восьми образовательных организаций, компактно расположенных на территории района Алтуфьево. В нашем районе нет учреждений дополнительного образования детей, поэтому наш комплекс стал монополистом в предоставлении образовательных услуг жителям микрорайона, окруженного крупными транспортными магистралями, поэтому мы понимаем всю ответственность перед получателями услуг.Коллектив нашего комплекса сделал вывод, что качественно простроенная система работы блока дополнительного образования всего учреждения сможет дать положительный эффект для повышения качества предоставляемых образовательных услуг населению и росту рейтинга школы в целом. Примером успешной работы стали вошедшие в состав комплекса Центр образования и школа с углубленным изучением языка. Но дополнительное образование играет позитивную роль в развитии школы только в том случае, если отвечает современным требованиям общества, то есть заказчиков, получателей услуг, требованиям, которые предъявляют государство и учредитель. Многие из нас постепенно осознают, что дополнительное образование детей в столице, представленное в XXI веке по лекалам 1970-1980 годов, часто просто уже не может быть эффективным, успешным, конкурентоспособным и, что важно, интересным, полезным, комфортным и понятным для современного ребенка.Сегодня по количеству обучающихся и воспитанников наш комплекс входит в число трех наиболее крупных школ Северо-Восточного округа. Около 65% всех детей, проживающих на территории Алтуфьевского района, учатся в комплексе, более 71% из них заняты в объединениях дополнительного образования, представленных на его базе. Конечно, мы отдаем себе отчет, что сегодня качественное дополнительное образование детей достаточно ресурсоемкое направление работы, и это прежде всего человеческие, материальные ресурсы.Для планомерного и поступательного развития дополнительного образования была разработана комплексная программа развития учреждения на среднесрочный период, один из разделов которой посвящен дополнительному образованию. Определив конечный результат реализации программы, проанализировав текущее состояние дел с учетом целевых индикаторов, установленных нормативно, мы сформулировали приоритетные задачи: увеличение доли воспитанников в возрасте 10-16 лет, обучающихся на второй ступени образования, у которых, как правило, происходит резкое снижение интереса к дополнительному образованию в силу психолого-возрастных особенностей и других условий; увеличение численности мальчиков, обучающихся по программам дополнительного образования.Для максимального удовлетворения запросов социума в дополнительном образовании, решения поставленных задач мы приняли решение по активизации работы для увеличения количества обучающихся и объединений дополнительного образования естественно-научной, научно-технической, физкультурно-спортивной, спортивно-технической, эколого-биологической направленностей. Это те направления работы, которые, как правило, западают в массовой школе, могу отметить, что материальная база комплекса позволяет достаточно успешно решать все эти задачи, мы имеем полностью оборудованные спортивные и тренажерные залы, современные кабинеты-лаборатории, зал хореографии, актовые залы, мастерские, специализированные учебные кабинеты, современный компьютерный парк, на базе двух корпусов уже сегодня действуют несколько научных обществ, которые, кстати, активно используют в своей работе и потенциал города, я имею в виду университетские субботы.Одним из приоритетных направлений работы мы выбрали внедрение проектно-исследовательской деятельности воспитанников при реализации образовательных программ дополнительного образования детей. Не могу не отметить, что в большинстве случаев дополнительное образование и подразумевает под собой использование проектно-исследовательских технологий обучения, но сегодня это направление работы нельзя не вести параллельно с внедрением процессов информатизации и технологизации.Профессиональная ориентация, предпрофессиональная подготовка в рамках дополнительного образования будут интересны и практически полезны ребенку, если в процессе занятий он получает реальные умения и навыки, успешно социализируется. Уникальный образовательный потенциал дополнительного образования мы активно используем в процессе ведения профильного обучения на старшей ступени общего образования. Большую роль тут играет сетевое взаимодействие, например, успешно сотрудничая со строительным колледжем, наша школа более эффективно решает задачи предпрофессиональной подготовки, профильного обучения. Воспитанники системы дополнительного образования продолжают свое обучение и после окончания школы.Сегодня наш коллектив как приоритетную поставил задачу увеличения объема платных дополнительных образовательных услуг, или, как раньше было принято говорить, создания внебюджетных источников финансирования. Решение этой задачи позволяет в полной мере реализовать запросы заказчиков и получателей услуг, иметь дополнительную возможность материального стимулирования работников, развития инфраструктуры системы дополнительного образования комплекса. Сегодня родители готовы оплачивать качественные образовательные услуги для своего ребенка, но зачастую администрация и коллектив учреждения не могут правильно решить проблемы менеджмента, маркетинга, позиционирования системы платных образовательных услуг для потенциальных потребителей. Могу отметить, что уже спустя более двух месяцев объем дополнительных платных образовательных услуг в нашей школе вырос на 30% и составляет около 10 миллионов рублей.Как известно, кадры решают все. В нашем учреждении трудятся в общей сложности 482 работника, более половины из них относятся к категории педагогических работников. Считаю, что в крупном многофункциональном комплексе реально выстроить эффективно действующую конкурентоспособную развивающую профессиональную среду. После реорганизации мы смогли относительно безболезненно повысить заработную плату работникам, в октябре 2013 года средняя заработная плата педагогических работников, в число которых, конечно же, входят и педагоги дополнительного образования, составила чуть более 77 тысяч рублей, это заметно превышает среднюю заработную плату в регионе и соответствует целевым индикаторам, установленным нормативно.Мы держим на особом контроле развитие кадрового потенциала, повышение квалификации педагогических работников, педагоги дополнительного образования в настоящее время успешно реализуют себя и в выбранной профессиональной области: у нас преподают работающие артисты театра, балерина, системные администраторы, переводчики, студенты высших учебных заведений, что только положительно влияет на повышение качества образовательных услуг и заинтересованности детей в дополнительном образовании.В настоящее время коллектив школы ведет планомерную работу по повышению конкурентоспособности образовательных услуг с учетом специфики и особенностей мегаполиса, по построению работы блока дополнительного образования таким образом, чтобы запросы социума – жителей города – могли быть максимально удовлетворены. Мы пытаемся на разных уровнях максимально качественно интегрировать основное и дополнительное образование. Все эти процессы происходят на фоне активного участия в работе над ними органов государственно-общественного управления образовательным учреждением. При объединении школ и садов была сразу определена ключевая роль управляющего совета и родительской общественности, так как только оптимальное равноправное взаимодействие всех заинтересованных участников образовательных отношений сможет привести к действительно положительным результатам работы. Одной из идей управляющего совета учреждения стала реструктуризация блока дополнительного образования школы в форме выделения его в отдельное структурное подразделение.Дети, обучавшиеся в качественно работающей системе дополнительного образования, вряд ли напишут такие полные горечи слова, как одна из школьниц в книге Валентина Кумарина «Педагогика стандартности…»: «Я старшеклассница, закончила 9 классов. Что мне дала школа? Я вот сравниваю с образованием Джейн Эйр и героинь других романов – эти девушки умеют все: культурно разговаривать, вести себя в обществе, за столом. Умеют хорошо рисовать, вышивать, играть на музыкальном инструменте. Знают иностранный язык. Что умею я? У нас были уроки труда, но я не умею шить. У нас были уроки музыки, но я не знаю даже музыкальной азбуки. У нас были уроки рисования, но я не умею хорошо рисовать. У нас есть уроки французского, но я не знаю так хорошо этот язык, чтобы читать или говорить на нем. Я не умею танцевать. Я не умею пользоваться столовыми приборами (в столовую у нас в школе галопом бегут). Я не могу в обществе свободно говорить о литературе, о музыке, об искусстве. Вы подумаете, что я неуч. Нет. Я хорошистка. Имею четверки и пятерки. Но почти все мы – такая серость. Я не знаю, что я могу предложить. Но я бы не такое хотела получить образование».Современные дети, молодежь неравнодушны к образованию, но все они хотели бы, чтобы оно было зачастую более жизненным, интересным и личностно ориентированным. Одно лишь базовое образование не в состоянии решить эту проблему, поэтому так важно использовать огромные возможности дополнительного образования.Сергей КОРЫШЕВ, директор школы с углубленным изучением английского языка №1370
Комментарии