Основным направлением новых образовательных стандартов стала реализация развивающего потенциала общего среднего образования, а важнейшей задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей ядра образования.
Современное образование все больше становится психолого-педагогическим по существу, что позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам.
Цели образования ФГОС – общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие важнейшую компетенцию образования как «научить учиться». Важная задача современной системы образования – формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков по отдельным дисциплинам.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредмет-ные и личностные. Необходимость измерения метапредмет-ных компетенций и личностных качеств потребует создания единой системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения компетенций должны стать важнейшим предметом деятельности школьного психолога.
В связи с этим может измениться система управления школой: одно из важных мест в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация процесса обучения, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта изменяет всю образовательную ситуацию в школе, выделяет точное место формам и видам использования психологических знаний всодержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной и конкретной деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Школа, в которой я работаю, -обычная московская школа. Вот уже на протяжении нескольких лет школа работает как пилотная и как стажировочная площадка в рамках введения ФГОС. Работая школьным психологом, одной из целью психологического сопровождения учебного процесса я считаю способствование созданию социально- психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
В ходе психологического сопровождения решаются такие задачи:
• систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения;
• способствование формированию у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
• способствование созданию социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
В ходе реализации основных задач выстраиваются и направления деятельности школьного психолога:
• диагностико-коррекцион-ная (развивающая) работа, направленная на выявление особенностей психического развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:
– изучение обращений к психологу, поступивших от учителей, родителей, учащихся, администрации школы (определение проблемы, выбор метода исследования);
– формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития;
– разработка рекомендаций, программы коррекционной работы;
– психопрофилактическая работа – обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием,психическим здоровьем детей:
выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень;
– психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители;
– психологическое просвещение – приобщение педагогического
коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.
Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы: коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные. Основа разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий – диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения направлены на определение школьной готовности ребенка к первому классу. В нашей школе вот уже третий год проводится диагностика по материалам МЦКО. Кроме сформированности основных УУД, эта диагностика выявляет уровень адаптационного потенциала ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется дополнительная диагностика, которая направлена на выявление причин низких результатов. Второй этап диагностических исследований осуществляется в апреле по материалам МЦКО, и это педагогическая диагностика. По ее результатам можно проследить динамику сформированности основных УУД и разработать рекомендации на класс и индивидуальные для учащихся:
• организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, и психолого-педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится, как правило, во внеурочное время. Это развивающая система занятий психолога в период адаптации. Основная цель занятий – создание социально-психологических условий в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно взаимодействовать и раз-
виваться в школьной среде. Основная форма ее проведения – различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике, они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требовании, снять чрезмерное психическое напряжение, развивать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируются внутренняя позиция школьника, адекватная самооценка. Если на предметных уроках формируются универсальные учебные действия, то на занятиях у психолога они активно развиваются;
• проведение групповых консультаций в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации помощи ребенку во время адаптационного периода. Индивидуальные консультации проводят для родителей, чьи дети по результатам тестирования показали низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе;
• проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации;
• оганизация психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Выявление детей с ограниченными образовательными потребностями, осуществление психолого-медико-социального сопровождения;
• аналитическая работа направлена на осмысление результатов проведенной работы в течение года.
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса даст возможность повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов для оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.
Комментарии