Среди важнейших задач школ России выделена задача интеграции образования и науки в мировую образовательную систему, формирования специалиста, отвечающего высшим мировым требованиям, способного решать актуальные задачи развития гражданского общества.
Международное сотрудничество становится важнейшим условием развития нового типа мышления и деятельности, которое не определяют рамки государственных границ, а характеризует активный поиск вдохновения и новых идей в мире. Сегодня изменяется парадигма образования, иностранный язык становится в этом контексте главным инструментом на пути к достижению поставленной задачи, одним из главных условий успешной реализации жизненных планов современного поколения молодежи. Задача нашей гимназии – предоставить учащимся широкий спектр образовательных программ и международных проектов, обеспечить конвергентность образовательных дисциплин, высокий уровень языкового образования и конкурентоспособность выпускников гимназии, что впоследствии даст им возможность сделать правильный выбор будущей профессии. Гармоничный синтез знаний в области гуманитарных наук и естественно-научных дисциплин, компьютерных технологий и прикладных программ, интернет-технологий, подкрепленный владением несколькими иностранными языками и знаниями в области истории и культуры изучаемых языков, – одна из основных целей гимназического образования. Гимназия №1257 – образовательное учреждение с многолетней историей преподавания восьми иностранных языков: английского – со 2-го класса, немецкого и французского – с 5-го класса (эти иностранные языки преподают в качестве обязательных), китайского, корейского, японского, арабского – с 5-го класса, итальянского – с 7-го класса (это факультативные курсы в рамках системы дополнительного образования). История развития системы международных проектовИстория развития системы международных проектов в образовательном учреждении началась в 2004 году с момента вступления в то время еще школы №1257 с углубленным изучением иностранного языка в программу ПРИЯ (Программа распространения итальянского языка). В 2005 году был подписан меморандум о сотрудничестве в области межшкольного обмена между Министерством образования и науки РФ и Министерством образования Итальянской Республики. В рамках этой программы отдел образования генерального консульства Италии сотрудничает с российскими школами, желающими включить итальянский язык в свою образовательную программу.В 2005 году первая группа учащихся гимназии прошла обучение итальянскому языку в Национальной школе им. Паоло Диаконо в городе Чивидале. С тех пор ежегодно учащиеся гимназии имеют возможность изучать итальянский язык с полным погружением в языковую среду, знакомиться с культурой, историей, образом жизни итальянцев, что позволяет не только овладеть итальянским, но и способствует сближению образовательных концепций наших стран.С 2005 года мы активно сотрудничаем с Ассоциацией учителей японского языка, Японским фондом, Корейским культурным центром. С 2007 года динамично развивается международный проект по изучению и совершенствованию немецкого языка «Zertifikat-Deutsch» в сотрудничестве с молодежными образовательными организациями Humboldt-Institut и Volkshochschule при университете г. Пассау (Бавария) в Германии. В ноябре 2012 года в г. Пассау был подписан договор о сотрудничестве между образовательным центром Volkshochschule Passau и гимназией №1257. Цель нашей совместной работы – оказание содействия учащимся гимназии в учебе на языковых курсах немецкого языка в образовательном центре VHS для получения VHS-сертификата в соответствии с международной системой сертифицирования на определенный уровень владения немецким языком.С 2009 года школа стала участником международного проекта «Get-It» (Всемирный ОРТ, Швейцария). Соглашение о сотрудничестве в области образования, подписанное 1 июня 2009 года, между некоммерческой организацией Всемирный ОРТ и нашей гимназией, дало возможность осуществлять технологическое образование учащихся, включающее в себя использование компьютерных технологий и программ при изучении мировых экономических законов и при решении экономических задач. С 2009 года гимназия сотрудничает с образовательной организацией «Oxford Crown». Важным направлением в настоящее время стала разработка международного проекта по подготовке учащихся к сдаче международного экзамена по английскому языку, проведено независимое тестирование по определению уровня владения английским языком Британским образовательным центром на базе оксфордских тестов. Тестирование мы проводили в 11-х классах, результаты, полученные из Британского образовательного центра, показывают, что большинство учащихся на старшей ступени обучения находятся на уровне Upper-Intermediate (80% 11-классников). В 2010 году в список успешных международных контактов вошла образовательная организация Китая «New World Education», сотрудничество с которой дает возможность совершенствовать китайский язык в образовательном центре в Китае, а также повышать уровень экономического образования учащихся.В 2013-2014 учебном году список международных проектов гимназии пополнился: изучение французского языка во Франции – в настоящее время одно из приоритетных направлений работы гимназии. Во время учебно-познавательной поездки в международный лагерь на Лазурном берегу ребята совершенствовали знание французского языка, обучаясь по программе подготовки к международным экзаменам по французскому языку.В последние годы в гимназии активно развивается сотрудничество с другими международными образовательными организациями Великобритании, Франции, Германии, Китая, Японии, Южной Кореи.Предпосылки развития системы международных проектовУровень экономического, социального, культурного развития государства и общества определяет уровень развития и эффективности его системы образования. Глобализация экономики, в результате которой весь мир должен превратиться в единую экономическую систему, требует интернационализации, взаимопроникновения и взаимообусловленности систем образования разных стран. В настоящее время в мире проходят серьезные реформы национальных систем образования, которые должны обеспечить меняющийся мир грамотными специалистами, способными развивать производственные технологии, основанные на новейших достижениях научно-технического прогресса. Формирование мирового информационного общества возможно благодаря ускоренным темпам развития информационных технологий, которые стали одним из важнейших признаков инновационной модернизации мировых систем образования. Тем не менее мы считаем, что, несмотря на технологичность и «оцифрованность» современной цивилизации, основами образовательной системы должны оставаться принципы формирования высокоразвитой духовной личности, руководствующейся моральными и нравственными принципами, законами гуманизма и уважения к иным культурам. Выпускник современной школы должен владеть не только определенным набором знаний, умений и навыков по разным предметам, но и иметь развитый интеллект, владеть несколькими иностранными языками, знать и понимать культуры других народов, быть образованным человеком в широком смысле этого слова. Предъявляемые требования формируемого глобального мира требуют от нас переосмысления и переформатирования нашей образовательной системы. Система международных проектов, активно развивающаяся в гимназии на протяжении нескольких лет, призвана дополнить и обогатить национальную систему образования, предоставить выпускникам гимназии возможность ощущать себя полноправным членом глобального общества, способным найти свое место в любой точке мира.Варианты образовательных элементов в рамках системы международных проектовВ настоящее время в гимназии используют такие образовательные элементы системы международных проектов:- языковое образование в рамках государственной программы изучения иностранных языков;- аудиторные занятия в рамках системы дополнительного образования;- сетевые сообщества (виртуальный клуб, интернет-блог);- дистанционное образование;- участие в различных конкурсах, научных конференциях и олимпиадах по изучаемому языку («Ораторское мастерство на иностранных языках», Ломоносовские чтения – конкурс исследовательских и реферативных работ по физике в секции на иностранных языках, «Космос – далекий и близкий» – конкурс исследовательских работ по астрономии);- учебно-познавательные поездки в страну изучаемого языка с целью совершенствования знаний и возможностью сдачи экзамена на языковой диплом/сертификат;- образовательные поездки в страну изучаемого языка (музейная педагогика);- школьный обмен.Цикличность развития международных проектовХарактерная черта цикличности – движение не по кругу, а по спирали. Следовательно, цикличность – форма прогрессивного развития. Только циклически развивающаяся система может быть эффективной. Начавшееся в 2004 году движение международных проектов в гимназии находится в поступательном развитии. За эти годы небольшой проект достиг уровня системы, охватив весь образовательный процесс гимназии. Система международных проектов пронизывает все уровни гимназического образования, оставаясь при этом живой и динамично развивающейся структурой. Это стало возможным, благодаря тому что система – открытая, пластичная и творческая среда, способная также принимать новые, прогрессивные идеи, трансформируя и перерабатывая их под свои потребности. Международные партнерыОснова для успешного развития международных проектов – изучение иностранных языков не только в рамках школьной программы, но и в рамках системы дополнительного языкового образования, созданной в гимназии больше 10 лет назад. За эти годы вариативность образовательных элементов системы международных проектов менялась, совершенствовалась, возможности дополнительного изучения английского языка, вторых и третьих иностранных языков менялись, но в то же время генеральная линия – предоставить учащимся полный спектр расширенного и углубленного изучения всех восьми иностранных языков – сохранялась. Большую информационную, методическую, а также финансовую поддержку в развитии международных образовательных связей оказывали и продолжают оказывать посольства Японии, Японский фонд, Культурный центр при посольстве Корейской Народной Республики, Университет города Ханкук (Ю.Корея), посольство Китайской Народной Республики, образовательный центр «Oxford Crown», Всемирный ОРТ (Всемирная неправительственная некоммерческая образовательная сеть), отдел образования генерального консульства Италии, «Humboldt-Institut» (Германия), университет города Пассау (Германия). С гимназией сотрудничают преподаватели – носители японского, китайского, корейского, арабского, итальянского, английского, немецкого, французского языков. Важной особенностью и необходимым условием эффективного изучения иностранных языков стали непрерывность и преемственность языкового образования – от изучения в стенах гимназии до продолжения и совершенствования иностранных языков в стране изучаемого языка, в аутентичной образовательной парадигме, с последующей возможностью сдачи международного диплома на знание иностранного языка (от уровня А1 до уровня В2 и С1), что открывает дорогу для возможного продолжения образования в вузах мира. Не менее важный фактор в эффективном и качественном изучении иностранного языка – преемственность и непрерывность образования внутри каждого элемента системы международных проектов. Интеграция международных проектов в образовательный процессОбновление основополагающих элементов, на которых базируется система международных проектов, обеспечивающих цикличное развитие проекта, происходит в том числе и благодаря постепенному переходу национальной системы языкового образования на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, которые направлены на развитие ключевых компетенций на уроках иностранного языка: речевая компетенция; языковая компетенция; социокультурая компетенция (приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, а также умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения); компенсаторная компетенция (развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации); учебно-познавательная компетенция (дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений и ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур с использованием новых информационных технологий.В обучении иностранному языку реализуют личностно ориентированный подход, который позволяет формировать и развивать языковое и речевое творчество и познавательную активность учащихся.Цель обучения иностранному языку – сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию, развивать у школьников способность использовать язык как инструмент общения в диалоге культур современного мира.Учебно-методические комплексы по немецкому, английскому, французскому языкам, разработанные с учетом требований ФГОС второго поколения, не только успешно дополняют существующую методику преподавания иностранных языков, но и стали своего рода связующим звеном между традиционным академическим стилем преподавания иностранного языка и международными стандартами в области преподавания иностранного языка.Не менее важные элементы системы международных проектов – эффективное использование часов школьного компонента, в рамках которых учителя гимназии продолжают работать над формированием коммуникативных компетенций:- подготовка к сдаче экзаменов ГИА и ЕГЭ;- подготовка к региональным и международным конкурсам по различным предметам (на иностранных языках);- подготовка к сдаче экзаменов на международный диплом по иностранному языку.Вариативность и многообразие подобных курсов определяют в соответствии с текущей потребностью и каждый год обновляют. Ключевым элементом системы международных проектов становятся учебно-познавательные и образовательные поездки в страну изучаемого языка, где учащиеся совершенствуют и углубляют свои знания, а также готовятся к экзамену на международный диплом по иностранному языку. Этот этап проекта – своего рода тест, проверка качества работы всей системы международных проектов, так как продолжительность одной поездки не превышает две-три недели. Основную языковую подготовку, таким образом, мы осуществляем в стенах гимназии. Итоговый элемент системы международных проектов – рефлексия всех участников проекта, реализуемая через: – клубы любителей иностранного языка;- сетевые сообщества (блог);- творческие объединения (по всем иностранным языкам) – театр на иностранных языках, творческие группы по подготовке к внутришкольным конкурсам и концертам на иностранных языках, к языковым мероприятиям окружного, городского, всероссийского или международного уровней.Образовательные поездки в страну изучаемого языка, включающие в себя элементы музейной педагогики, находят свое развитие в научных и исследовательских работах по предметам естественно-научного цикла. Так, например, были созданы исследовательские работы по физике на немецком языке «Двигатель внутреннего сгорания» (после посещения Музея БМВ в Мюнхене и Музея «Мерседеса» в Штутгарте), «Физика кинематографа» – об устройстве и принципах работы кинокамеры (после посещения киностудии «Бавария-фильм» и съемок собственного фильма), «Исследование Марса» и «Погодные спутники» (после посещения Технического музея в Мюнхене). В основном это работы технической и физической направленности. Список проведенных исследований можно продолжать, кроме того, работа в этом направлении не останавливается, а, наоборот, расширяется. В настоящее время ребята готовят научно-исследовательские проекты на иностранных языках на такие темы: «Биологические эксперименты на МКС», «Робототехника», «Как работает мобильный телефон». Высокая результативность подобных работ объясняется не только огромной мотивацией и заинтересованностью учащихся, но и перспективами дальнейшего образования, в том числе в Германии на немецком языке.Достижения- с 2004 года по настоящее время ежегодные учебно-познавательные поездки в Италию;- с 2005 года ежегодно (по 2 раза в год) языковая подготовка в Германии. Обладателей сертификата по немецкому языку уровней А1 и А2 очень много, больше 100 учащихся, уровня В1 и В2 за последние три года – 29 человек, 1 человек имеет языковой диплом уровня TestDaF;- с 2005 года наши дети – победители и призеры окружного конкурса ораторского мастерства на иностранных языках (английский, немецкий, французский);- с 2009 года наши дети – победители окружного конкурса реферативных и исследовательских работ по физике в секции на иностранных языках (немецкий, английский) «Ломоносовские чтения»;- с 2011 года наши дети – победители и призеры окружного конкурса «Космос – далекий и близкий» в секции на иностранных языках;- ежегодно наши дети – победители и призеры окружных конкурсов по английскому языку «Лонгман-Пирсон», «Истфиллинг», «МакМиллан», «Диалог культур»;- ежегодно наши дети – призеры и лауреаты городского фестиваля китайского языка и китайской культуры;- с 2010 года наши дети – победители и призеры городского фестиваля «Области и провинции Италии», международного фестиваля «Регионы и провинции Италии»;- с 2010 года наши дети – лауреаты форума «Молодежная модель ООН» в англоязычной секции;- с 2009 года наши дети – лауреаты конкурсов, проводимых Японским фондом;- с 2008 года наши дети – лауреаты конкурсов, организованных Корейским культурным центром;- ежегодно 70% выпускников гимназии поступают либо на языковые факультеты вузов, либо на факультеты, предполагающие высокий уровень владения английским, немецким или французским языком (1 выпускница поступила в Венский университет, 2 выпускника получают среднее техническое образование в Германии). 5 человек участвуют в стипендиальном проекте Гете-Института и «Фольксваген Груп Рус» «Мост в немецкий университет», который реализует программу подготовки к высшему образованию и выдает стипендии для улучшения знаний немецкого языка и межкультурной компетенции (частичные стипендии – финансирование до 50% стоимости курсов, полные стипендии – финансирование стоимости курсов в полном объеме). Цель программы – успешная сдача экзаменов Goethe Zertifikat B2, TestAs или TestDaF, необходимых для поступления в немецкий вуз. Обязательная часть программы включает в себя консультирование по вопросам высшего образования, курсы немецкого языка до уровня В2/С1 параллельно с обучением в школе, экзамены Goethe Zertifikat B2, TestAs, TestDaF и в отдельных случаях подготовительный курс к экзамену TestDaF. Перспективы развития системы международных проектовЦиклически и динамично развивающийся проект в настоящее время стал одним из главных элементов гимназического образования в целом. Успех и востребованность системы международных проектов стали возможны не только благодаря эффективному и грамотному использованию административных и экономических ресурсов, но и благодаря заинтересованной, творческой, ответственной и кропотливой работе всех участников проекта. Мы не стоим на месте, а постоянно находимся в движении и развитии. В настоящее время мы активно развиваем международные связи с Францией, Италией, Великобританией, Китаем, Германией, планируем новые образовательные маршруты и контакты, которые смогут дать начало новому направлению в системе международных проектов, в частности, в области непрерывности образования от гимназического к международному высшему, ведем переговоры с гимназиями нескольких городов Баварии для организации взаимных учебно-познавательных и образовательных поездок в рамках школьного обмена, обсуждаем возможность посещения учащимися обеих сторон учебных занятий в гимназии в течение нескольких недель. Одновременно мы проводим переговоры с учреждениями среднего технического образования Германии в рамках предпрофильного образования, а также для совершенствования языковых навыков и овладения технической лексикой. В настоящее время гимназия включается также в проект реализации программы Univerpiemonte в рамках международного договора о сотрудничестве между Италией и Россией. В ближайших планах – организация ресурсного центра «Восток» для изучения китайского, арабского, корейского языков, который призван обеспечить потребности всех заинтересованных образовательных учреждений округа, а именно консультирование преподавателей и учащихся в области изучения восточных языков, возможностей продолжения образования в высших учебных заведениях стран Восточного и Юго-Восточного регионов, организация и проведение международных образовательных поездок в рамках программ школьного обмена.Сегодня система международных проектов гимназии получила новый импульс в возможности использования организационно-экономических механизмов, которые способны вывести проект на новый, более высокий и как следствие более эффективный уровень.Таким образом, выстроенная система международных проектов гимназии – оптимальный вариант комплексного языкового образования, дающего системное представление о мире, воспитывающего у молодого поколения толерантное отношение к другим культурам, в то же время поддерживая и оберегая собственную национальную и культурную идентичность в мировом сообществе. Система международных проектов может поддержать и содержательно развить существующую национальную образовательную систему нашей страны, способствуя взаимной интеграции и плодотворному сотрудничеству в различных областях жизни мирового сообщества – от образования и науки до экономики и промышленного производства.Людмила ГРИГОРЬЕВА, директор гимназии №1257
Комментарии