Мир изменился, а вместе с ним привычные методики образования. Сегодня недостаточно слушать, записывать и воспроизводить. Современный ученик вынужденно находится в среде неструктурированной информации, которая попадает в поле его внимания через цифровые носители. Скорость создания информации ежегодно набирает обороты, объем общемировых данных ежегодно увеличивается на 30%. Вдумайтесь: на треть ежегодно! А между тем традиционные подходы объяснительно-иллюстративного обучения не изменились в значительной степени.
Социальный заказ общества и государства требует обеспечить школьников научными знаниями, сформировать мировоззрение и развить навыки самостоятельной деятельности, готовности творчески решать задачи и нести персональную ответственность. Устоявшаяся система, в которой происходит обучение, не решает данной задачи в полной мере.
Если рассматривать систему с позиции недостатков, то явно прослеживается несколько параллелей:
1. Недостаточный уровень получаемых научных знаний.
2. Не формируется система внутренних мотивов учения как основы целенаправленного развития мышления.
3. Излишняя доля шаблонного заучивания.
В нашей мини-статье мы уделим внимание первым двум зонам развития на примере разработанного в школе №1194 курса дополнительного образования «Дискуссионный клуб». Расскажем о подходе, используемом при обучении детей процессу поиска научных знаний, формирования личных ценностных ориентиров и развития мышления.
Отличительной чертой успешного школьника от неуспешного является умение действовать в постоянно изменяющихся условиях. Успешный ученик умеет слушать и слышать, понимает предлагаемую аргументацию, умеет планировать гипотетический ответ, искать, анализировать, обобщать и синтезировать информацию из различных источников, самостоятельно действует в постоянно изменяющейся среде. А устоявшие, старые подходы в обучении не позволяют развить в ученике необходимые для этого навыки и умения.
Вышесказанное подводит некую черту: красной линией проходит мысль о необходимости развития важнейшего умения участника современного общества – работы с информацией, критического взгляда на прочитанное, услышанное, увиденное. Технологический прогресс развил способность оперирования данными и информацией на высоком уровне и с большой скоростью. Однако без навыков поиска, осмысления и рефлексии данные не превратятся в информацию, а информация не станет знанием. Таким образом, мы считаем, что целенаправленное развитие навыков критического мышления позволит существенно улучшить качество фильтрации и переработки входящего потока информации.
Многие методисты последние несколько лет говорят о важности развития среди подрастающего поколения навыков критического мышления. Однако не существует ни методических пособий, ни рекомендаций, описывающих этот процесс. А между тем для этого недостаточно выполнять нерегулярные действия в ходе учебного процесса. Обучение этому навыку требует особого подхода и взгляда на вещи, необходимы свобода и безопасная для учащихся среда. Именно таким местом и стал кружок дополнительного образования «Дискуссионный клуб».
Однако прежде, чем описывать саму среду и принципы, заложенные в основу открытого, эффективного и успешного обучения в «Дискуссионном клубе», стоит сказать несколько слов о том, что же такое критическое мышление и почему этому навыку сложно обучить без понимания самого явления. В качестве определения феномена критического мышления мы предлагаем использовать формулировку, предложенную Даяной Халперн: «Критическое мышление – это использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Отличаются взвешенностью логичностью, целенаправленностью».
Именно требование взвешенности, логичности и целенаправленности порождает спектр дополнительных навыков, развитие которых является обязательным условием для формирования критического мышления. Ученое сообщество выделяет 9 ключевых когнитивных умений и навыков, обеспечивающих критический и здравый взгляд на вещи: умение запоминать, говорить, логически мыслить, аргументировать, строить и проверять гипотезы, владеть навыками расчета вероятностей, принятия решений, решения проблем и умения творчески мыслить. С первого взгляда кажется даже не очень сложно, вроде можно встроить в учебную программу, уделяя на уроке один раз в неделю 20 минут. Возможно, если бы это делалось каждым педагогом по единой разработанной программе с блоком вполне конкретного умения или навыка, это было бы эффективно. Однако на данный момент нет ни программы, ни эффективных дидактических приемов для достижения данной цели без отрыва от учебного процесса. В связи с этим дискуссионный клуб проводится в качестве дополнительного образования, для которого разработана специальная программа с вполне конкретными дидактическими приемами.
При разработке учебной программы дискуссионного клуба использовались принципы так называемого проблемного обучения, которые, по мнению авторов, могут научить школьников решать сложные задачи при недостатке данных, в условиях, когда информацию необходимо добывать самостоятельно, часто без помощи учителя, который намеренно создает проблемные ситуации, в которых присутствуют имплицитные или эксплицитные противоречия. В российской академической среде вопросами проблемного обучения занимался Мирза Махмутов, который описал суть подобного подхода следующим образом: «Проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях».
Таким образом, основным дидактическим приемом, который используется в среде дискуссионного клуба, является проблемная ситуация. Создание проблемной ситуации происходит в несколько этапов:
1. Осознание проблемы.
2. Конкретизация проблемы.
3. Выдвижение гипотез, проверка их.
4. Проверка правильности решения.
Для наиболее эффективного создания проблемной ситуации перед учащимися ставят не одну, а несколько проблем, эволюционировавших друг из друга. Сама проблема формулируется через вопрос. Продуктивная дискуссия – залог успеха проблемного подхода в обучении.
На примере одного из модулей учебной программы продемонстрирую некоторые дидактические приемы. Мы будем использовать для объяснения учебного процесса модуль, посвященный теме построения гипотезы.
Все начинается с первого вопроса: «Как много у вас фотографий на телефоне?» Ребята начинают хвастаться, что 5000, 7000, 11000, будут и те, кто скажет, что ни одной. В этот момент педагог делает небольшие уточнения из собственной жизни, о том, сколько у него фотографий. За этим следует рассказ о том, что, когда был в их возрасте, такое количество фотографий просто невозможно было сделать. Следом задается вопрос: «Как вы думаете, почему у вас такое количество фотографий?»
С этого этапа начинается обучение тому, как строить гипотезу. Однако происходит оно не фронтальным образом, а подростки самостоятельно (с небольшой помощью учителя) объясняют, почему так произошло: в данный момент дети формируют навык объяснения явления, так важного при построении гипотезы.
Следующий этап – это развитие умения построения гипотезы. Учимся формулировать теорию. Этот процесс также начинается с простых вопросов: «У ваших родителей есть бумажные фотоальбомы дома? Вы любите их смотреть? Вам приятнее трогать бумажные фото или листать ленту цифровых?»
Следуют вполне очевидные ответы. В тот момент, когда все участники выговорились, следует обратить внимание на тех, у кого есть младшие братья и сестры: «Как думаешь, если положить перед твоей трехлетней сестрой бумажный альбом и цифровой планшет с одинаковыми фотографиями, что привлечет ее внимание больше?»
На этом этапе происходит обучение следующему шагу в построении гипотезы, формулирование теории, которая в дальнейшем и станет предметом исследования.
Предположим, теория сформулирована следующим образом: «Мою сестру/брата привлечет цифровая фотография, потому что это является привычным для нее/него медиумом потребления информации».
Формулировка теории моя, но смысл сохраняется. После построения теории на основе первичного объяснения можно перейти и к построению гипотезы. Вновь это делается через вопрос: «А вы уверены, что это привычный медиум?»
В ходе некоторой дискуссии и передачи инициативы от ученика к учителю рождается понимание необходимости эксперимента. Экспериментальный процесс, проверяющий гипотезу, как и цифровой формат, является привычным медиумом для ребенка, описывается совместно, как правило, там будет несколько подходов. Что самое важное – эксперимент будет проведен и результаты зафиксированы. Более того, первый подход будет признан детьми не совсем правильным, во время второго они используют прием прайминга, о котором мы говорили в блоке рассуждений и аргументации. Результат эксперимента после прайминга окажется иным, что подтолкнет обучающихся к дополнительным изысканиям.
В отечественной методической школе различают три вида проблемного обучения, разделяемых по видам творческой деятельности:
1. Научное творчество.
2. Практическое творчество.
3. Художественное творчество.
Приведенный в качестве примера урок – это образец научного творчества с проверкой гипотезы через вопрос. Практическое творчество основывается на постановке и решении практических учебных проблем, таких как дилемма заключенного или упражнений, целью которых является выработка коллективного решения. Упражнения художественного творчества решают задачи, требующие воображения и творческого подхода.
Развиваемые в среде дискуссионного клуба навыки и умения учат детей принимать решения, творчески и нестандартно мыслить и решать проблемы. Ученики учатся оперировать нестандартно, за рамками очевидного, определяют корневые проблемы сложных ситуаций и вырабатывают умение действовать в постоянно изменяющихся условиях.
Рустам АГАМАЛИЕВ,
учитель английского языка школы №1194
Комментарии