Хуторская малокомплектная школа N9 – обычная маленькая девятилетняя школка, каких, наверное, сотни в России. Но все же она особенная. Здесь школой живут и учителя, и ученики, и сами хуторяне. Ибо жизнь в ней самая что ни на есть удивительная.
Мы приехали сюда ранним утром еще до начала занятий. В холле за шахматным столиком разыгрывали партию ребята младших классов – девочка в белом фартучке с такими же белоснежными бантами в косичках и мальчик в школьной форме. Игра, похоже, настолько увлекла ребят, что на приезжих они не обратили никакого внимания, на шахматной доске шла борьба за черного ферзя, тут не до приезжих. Чуть позже в кабинете директора Раисы Панковой, заслуженного учителя России, отличника образования, мы выяснили, что и увлечение шахматами, и школьная форма – это традиция.
-Я стала директором школы 16 лет назад, – рассказывает Раиса Николаевна, – и начала с наведения чистоты и уюта. Решила, что именно нам, маленькой школе, необходим домашний уют. Здесь занимаются всего 44 ребенка. Значит, мы, учителя, должны стать для ребят еще и мамами.
Вообще-то Раисой Николаевной она стала еще в двухнедельном возрасте, когда отец, решивший, что девочка непременно будет учителем, подыскивал ей соответствующее имя. Как будущую учительницу, он держал ее в строгости, приучал к опрятности и чистоте.
И потому, наверное, придя в школу, она засучила рукава и начала чистить, мыть, скоблить, красить. А вместе с ней наводили порядок учителя и ученики. Потом они постоянно что-то обновляли, каждый раз добавляя изюминку в уже созданную красоту.
Сама хуторянка, она и выросла здесь, и потому, как никто другой, понимает, насколько важна школа для всего хутора. Иногда с иронией она слушает диспуты о школе будущего, о вселенской компьютеризации. И компьютер, и современная техника – все это хорошо. Но ничто не заменит общение, духовное богатство самого человека, отдельной личности, его примера.
В свое время ей очень везло на учителей. Одним из лучших и любимых был Виктор Карпович Андрющенко, районный поэт и краевед. Он первым зажег в ее сердце любовь к своей малой родине, к седеющим морскими водорослями лиманам, к прилетающим каждую весну в их края лебединым стаям, к знаменитым людям хутора. Ведь именно здесь учились кандидат технических наук Павел Иванович Радченко, живущий ныне в Санкт-Петербурге, ученый-агроном, кандидат сельскохозяйственных наук Валентин Петрович Садковский, кандидат технических наук Виктор Илларионович Анохин, оба – жители Москвы, уехали, поднялись на жизненные вершины. Но многие и остались, как и она, Раиса Николаевна, в родном Привольном (так называется акционерное общество, куда территориально входит и хутор). К таким относится кандидат сельскохозяйственных наук, директор ЗАО “Привольное” Михаил Иванович Лобас, заслуженный работник сельского хозяйства Кубани, тракторист Геннадий Николаевич Крикун. О нем особый разговор.
В школе Геннадий учился… на троечки. Но когда дело касалось механизмов, внешкольной работы, тут парень буквально преображался. С железками возился с восхищением, чувствуя каждый винтик. Каждый год, подводя итоги уборочной страды, имя Геннадия Николаевича было в списках передовиков. А на Кубани очень хорошо знают цену и хлеборобскому труду, и самому хлебу. Поэтому имя передовика всегда на виду в школе, а сам он – почетный и желанный гость ребят. Попасть к нему в подмастерья стало делом чести.
Мне удивительно, откуда, из каких истоков берется у педагогов сила дать ребятам не только блестящие знания, но и сделать из них людей с активной жизненной позицией, людей неравнодушных, вступающих в жизнь с большой уверенностью в завтрашнем дне.
– Пойдемте, – зовет меня Раиса Николаевна, – познакомлю вас с учителями и учениками.
В хуторской школе – 12 преданных делу и детям педагогов. У Владимира Покитько – два высших образования – музыкальное и иностранного языка.
– Почему вы здесь? Не нашлось другого выбора? – спрашиваю его.
Владимир Никифорович улыбается:
– Выбор – это то, что нравится тебе в первую очередь. А мне здесь очень нравится.
Я ведь петь люблю, и мы все здесь поем. Ученики, учителя. А главное вот что: здесь мне не надо притворяться. Какой я есть, таким меня и принимают.
Он взял в руки аккордеон и тихо запел. Музыка плавно плыла по коридорам и классам, а мне казалось, что это все происходит не наяву. Голос у преподавателя мягкий и звучный, будто в душу проникает. Теперь понятно, почему тянутся за ним ребята. Никакое торжество на хуторе, да и в близлежащем Привольном без него не обходится.
Здесь считается, что это очень плохо кричать друг на друга, не выполнить домашний урок или не прийти вместе с классом на помощь в акционерное общество. Плохо, если ты не вымыл грязную обувь перед школой и натоптал в школьных коридорах. Плохо не работать. Поэтому трудятся все – от мала до велика. К примеру, вот эта единственная на всю школу первоклашка, Настя Карман, изо всех сил старается выполнить на уроке физкультуры то, что уже одолели ребята из других классов. Так получилось, что по основным предметам с Настей занимаются индивидуально, а вот на труд, физкультуру и пение она ходит вместе с другими ребятами. Насте от этого только польза – она учится у других, догоняя ребят.
На празднике станицы, который состоялся недавно в Привольной, награждали лучших людей – пахарей, доярок, овощеводов. На подиум пригласили и ученика пятого класса хуторской школы Сашу Зыкова, который добился, как сказали, “очень высоких оценок”. Поблагодарил Сашу глава местной администрации Александр Гончарь.
Сам бывший учитель, завуч школы, он понимает, насколько важна связь школы с акционерным обществом, особенно если АО – единственное предприятие. Ребята – первые помощники в хозяйстве. А база в акционерном обществе “Привольное” высокооснащенная. Есть здесь техника, приобретенная за рубежом. Это комбайны, тракторы с электронным управлением, кондиционерами. Так что хорошие знания даже для простого механизатора необходимы.
Видят ребята, что к ним относятся как к равным, стараются хорошо трудиться и на прополке сахарной свеклы, и на уборке кукурузы. Работа везде почетна. А акционеры помогают с продуктами. За трудовое участие выписывают и муку, и крупу, и подсолнечное масло в столовую. А вот – занавески на окнах, паласы в холле и раздевалке куплены на заработанные ребятами деньги. Спортивный инвентарь, телевизоры, видеотехника – это помощь спонсоров и органов местной власти. Вообще отношение органов местного самоуправления к проблемам образования – разговор особый. Глава района Евгений Дмитриевич Кухлев, придя два года назад к власти, определил приоритетные направления. Свыше 70 процентов бюджетных денег направлять в социальную сферу, перевести детей на 100-процентное горячее питание, все силы отдать развитию спорта, в том числе детского, и творчества детей.
А местная хуторская власть помогла отремонтировать там крышу, практически заново построить спортзал. Акционеры дают направления в высшие учебные заведения, чтобы иметь своих специалистов.
– Раиса Николаевна, а в школе есть неблагополучные семьи? – спрашиваю я директора.
– А откуда им взяться? – вопросом на вопрос ответила она. – Родители у ребят – люди не ленивые, каждый держит подворье. Свое хозяйство помогает выживать всем. По договоренности каждая семья приносит по баночке огурчиков-помидорчиков.
Валентина БАЙДАК
хутор Труд,
Каневский район,
Краснодарский край
Комментарии