От кружащихся в танце пар невозможно отвести взгляд. Дурманит аромат сирени. Под сенью городского парка с качелями, театральными тумбами и мороженщицами прогуливаются девушки в пышных юбках, а молодые люди щеголяют в брюках-дудочках и галстуках-«селедках». Здесь, на московской Триумфальной площади, празднуют 60-летие легендарного театра «Современник». Такое путешествие в середину прошлого столетия подарили актерам и поклонникам театра открытый фестиваль искусств «Черешневый Лес» и его организатор и идейный вдохновитель Михаил Куснирович.
О том, какие спектакли в разные годы дарил публике «Современник», напоминают афиши постановок, ставших визитной карточкой театра: «Пять вечеров» (1959 год), «Обыкновенная история» (1970), «Эшелон» (1988), «Три товарища» (1999), «Вишневый сад» (2006). А вот «Двое на качелях» – режиссерский дебют Галины Волчек 1962 года – до сих пор идет на сцене «Современника».Начинался театр со спектакля «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова в постановке Олега Ефремова, который 15 апреля 1956 года показала группа выпускников Школы-студии МХАТ. Зрители были настолько потрясены увиденным, что не хотели уходить и всю ночь, пока не открылось метро, общались с актерами… Через два года снятый по этой пьесе фильм «Летят журавли» получил Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля, трагическая история любви Бориса и Вероники стала одной из лучших постановок театра «Современник», а дата 15 апреля – днем его рождения.Место для празднования 60-летия «Современника» было выбрано не случайно. Именно здесь, на бывшей площади Маяковского, в доме №1 молодая труппа обрела первый настоящий дом. До этого актеры вынуждены были пять лет скитаться по случайным площадкам. «Современник» собирал переполненные залы, оставаясь по сути бездомным.В 60-х годах московский адрес на пересечении Садового кольца и улицы Горького был особенным. Рядом с «Современником», очередь за билетами в который выстраивалась с ночи, под памятником Владимиру Маяковскому, собирались молодые поэты и те, кто страстно мечтал услышать новые стихи Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко. Тут же находилась и редакция журнала «Юность», где печаталась новая проза – тексты с иной интонацией, иным звучанием: свежим, правдивым. И авторы, в частности Василий Аксенов, так и переходили «из одного угла площади в другой» – из редакции, где их публиковали, в театр, где их ставили.В 1970 году во МХАТ ушел Олег Ефремов, и два года его ученики – Галина Волчек, Лилия Толмачева, Олег Табаков, Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев – пытались руководить театром коллегиально, однако в 1972 году труппа приняла решение, что театр должна возглавить Галина Волчек – режиссер, поставивший к тому времени целый ряд выдающихся спектаклей.В 1974 году «Современник» переехал в реконструированное здание бывшего кинотеатра «Колизей». С тех пор дом №19 на Чистопрудном бульваре – родной дом театра.Десять лет назад на Чистых прудах фестиваль «Черешневый Лес» устроил грандиозный праздник, посвященный полувековому юбилею «Современника». Был посажен вишневый сад, а на импровизированной сцене выступил Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева. «Черешневый Лес» и «Современник» связывает долгая творческая и человеческая дружба. Галина Волчек является членом попечительского совета фестиваля, а также лауреатом премии Олега Янковского «Творческое открытие». Кстати, в разные годы этой награды были удостоены и многие актеры «Современника»: Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Евгения Симонова, Сергей Гармаш, Чулпан Хаматова, Алена Бабенко, Сергей Юшкевич.В этот раз отметить юбилей «Современника» на Триумфальной площади собралась вся его легендарная труппа во главе с художественным руководителем, народной артисткой СССР Галиной Волчек. Поздравить коллег с юбилеем пришли Олег Табаков с супругой Мариной Зудиной, Евгений Евтушенко, Сергей Шакуров, Денис Евстигнеев, Михаил Ефремов, Константин Райкин, Татьяна Тарасова, Денис Мацуев и многие другие знаменитые люди.У каждого гостя припасены свои, самые теплые пожелания юбиляру.- Театр, как утверждал Немирович-Данченко, живет 20 лет. Потому что это срок жизни одного поколения. «Современник» же трижды опроверг это мнение, хотя задача была непростая: оставаться театром своего времени, – говорит Олег Табаков. – Желаю сегодняшнему юбиляру быть современным еще как минимум 20 лет.- Если сравнить «Современник» с МХТ или Малым театром, то его нынешний возраст вообще юность, – считает Владимир Винокур. – То, что этот юный театр так популярен, большая заслуга Галины Волчек и ее актеров. Сам я поклонник этой труппы уже много десятилетий, ведь «Современник» – это Галя, которая независимо от того, что время идет, остается суперсовременной женщиной и режиссером, не ревнует и приглашает на свою сцену других замечательных мастеров. А главное – это обойма актеров, огромное количество звезд, которые родились в этом театре.Большая часть творческой биографии актрисы Марины Неёловой пришлась на службу в театре «Современник»:- Получился прекрасный вечер, прекрасные воспоминания! – радуется Марина Мстиславовна. – Это наша юность, наша молодость, наша зрелость, все, что сопутствует нам всю жизнь… Мы всегда помним эту площадь, этот маленький театр, в котором начинали замечательные великие артисты, и мы счастливы, что сегодня отмечаем этот юбилей, хотя и не верим, что нам уже столько лет.- Праздник точно передал дух времени. Кроме того, здесь люди, которые дарят ощущение не зря прожитой жизни, – добавил Михаил Олегович Ефремов.А пианист, народный артист России Денис Мацуев заметил:- Преемственность поколений – уникальная заслуга Галины Борисовны. Она точно знает, кого из молодых нужно звать, и они уникально вписываются в этот коллектив……На подмостках у памятника Маяковскому вновь, как и во времена «оттепели», звучали мощные и яркие стихи. Читали Пастернака, Бродского, Вознесенского, Евтушенко, Ахмадулину. А на сцене-ракушке – непременном атрибуте всех городских парков конца 50-х – состоялся музыкально-художественный вечер. Конечно же, выступали актеры «Современника» – исполнили стихи поэтов-шестидесятников и любимые песни прошлых лет: «Нежность», «Часовые любви», «Хорошие девчата», «Ландыши», «Надежды маленький оркестрик»… А еще звучали мелодии прошлых лет в исполнении Московского джазового оркестра под управлением Игоря Бутмана, и все желающие могли попробовать свои силы на танцплощадке.
Комментарии