search
main
0

Хорошо бы определиться

Наверное, главное, чего школьный учитель вправе ожидать от ученых-лингвистов, – это умных и интересных учебников. Однако мы чаще обращаемся к разработкам и опыту своих коллег-учителей, нежели к научным трудам наших замечательных ученых. Я в 2003 году окончила Воронежский педагогический университет, сейчас преподаю в 5-8-х классах. На своих уроках использую учебно-методическое пособие, созданное заслуженным учителем России Ольгой Николаевной Кургузовой.

Она уже много лет работает в нашей школе, ее любят ученики и уважают коллеги. В ее книге все правила представлены в стихотворной форме, и это очень интересно ребятам. Такие правила и запоминаются лучше, и помогают в выполнении заданий, которые мы прорабатываем на уроках. Книга Ольги Николаевны – это настоящая помощь учителю русского языка. Причем она не только дает разработки уроков, но там есть и диктанты, и правила, способные заинтересовать учащихся. Думаю, именно таких интересных учебников школам не хватает. Ведь в основном все учебники делаются по одному стандарту – правила, теория и упражнения. Все достаточно наукообразно и тяжело принимается детьми. А в книге, о которой я говорю, все не так.

Для примера самое простое правило: безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. У Ольги Николаевны это правило звучит так: «Коль в слове гласный под сомненьем, его проверьте удареньем, и этот безударный гласный под удареньем станет ясным: тростинка – трость, в гостиной – гость, котенок – кот, летать – полет». Дети это запоминают и, когда выходят к доске, легко воспроизводят. А если ребенок ошибся, я прошу его вспомнить рифмограмму, и по мере того как он мне рассказывает, сам в памяти все прорабатывает и исправляет свою ошибку. Несомненно, в стихотворной форме правила запоминаются легче. У нас дети с пятого по одиннадцатый класс изучают русский язык по этому пособию. Кстати, у них развивается и зрительная память, ребята запоминают тексты.

Вторая проблема, на которую я хотела бы обратить внимание, – это подготовка к единому госэкзамену. Мы начинаем готовить к нему ребят с пятого класса. Дети уже знают, что такое тесты и как с ними работать, они знают, что существует один правильный ответ. Но есть проблемы, с которыми постоянно приходится сталкиваться, а точного ответа нет и у самих ученых. Например, самое простое – что такое «ть» в глаголе? Это окончание или суффикс? И эта проблема идет с начальной школы. Потому что в учебнике на одной странице «ть» дается как суффикс, а буквально на следующей – как окончание. По какому принципу выбирать учителю? Я не знаю, и ученые однозначного ответа не дают. Точнее, у каждого свой совет. А дети, приходя к нам в пятом классе, переучиваются. В учебниках тоже неразбериха: одни говорят, что суффикс, другие – что окончание. Хорошо бы определиться.

Еще один спорный случай – «л» в глаголах. Вроде бы все понятно: это суффикс прошедшего времени. Но входит ли он в основу слова или нет, неясно. Некоторые ученые говорят, что он в основу не входит. Однако мы знаем правило, что основа – это все без окончания. И у детей опять возникают вопросы. Четкого определения на этот случай нет, и даже в разных школах по-разному отвечают на этот вопрос.

Есть проблемы с ударениями, много слов, которые звучат не так, как мы привыкли. И для учителя нет особых комментариев, как все это преподавать ученикам. Хотелось бы ясности и определенности.

Ирина ТОРОПЦЕВА, учитель русского языка и литературы школы №5, Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте