Януш КОРЧАК
Советы психолога
Градус упрямства
Если про застенчивость можно сказать, что это самая популярная “основная” жалоба, то упрямство, пожалуй, занимает первое место среди побочных. Упрямятся практически все дети: и застенчивые, и агрессивные, и боязливые, и, конечно же, мутисты. А бывают и такие упрямые ослики, такие “мальчики наоборот”, у которых негативизм выходит на первый план и заслоняет собой все остальное.
таких случаях появляется соблазн – как с агрессией! – говорить о немотивированном упрямстве или об упрямстве как о независимом, ведущем симптоме. А если вспомнить наш термин, то как о патологической доминанте.
Но прежде чем перейти к патологии, давайте обратимся к норме. В определенный период развития ребенка упрямство, которое заставляет взрослых хвататься за голову и бежать к психологу, а то и к психиатру, – совершенно нормально. Это так называемый возрастной негативизм. В первый раз он овладевает ребенком (да-да, именно овладевает, как стихия!) где-то между четырьмя и пятью годами. Малыш вдруг непонятно почему начинает все делать наперекор. Родители тянут его в одну сторону – он идет в другую. Только что он требовал яблоко, а не успев получить, яростно мотает головой в знак отказа. Плачет из-за того, что не может правильно сложить конструктор, а когда предлагаешь ему помощь и подсказку – решительно ее отвергает.
Родителям кажется, что ребенка подменили:
– Был послушный, покладистый, никогда никаких проблем, а сейчас как будто бес в него вселился!
Этот бес называется утверждением своего “Я”. У ребенка появляется потребность четко обозначить границы себя.
Конечно, этот период очень труден для родителей, но они должны помнить, что, во-первых, он скоро пройдет, а во-вторых, он пройдет, не оставив дурных последствий в том случае, если отнестись к нему терпеливо и с пониманием. Не сердимся же мы на детей, когда они капризничают при высокой температуре! Считайте, что у вашего ребенка временно повышен градус упрямства. Старайтесь себя приучить к новым отношениям с ребенком, дайте ему максимум самостоятельности, причем именно такой, к которой он стремится.
Второй пик негативизма гораздо более известен. Он приходится на подростковый возраст. И в нем много не только упрямства, но и демонстративности. Теперь дети стремятся не отпочковаться от нас, а сравняться с нами. Однако они уже способны сопоставить свои возможности с возможностями взрослого и в честной конкуренции могут потерпеть фиаско, ведь взрослые превосходят их интеллектуально, социально, наконец – материально! Поэтому без гонора, упрямства, нахрапа исход такого состязания предрешен. А выигрыш так желанен! Так важен для самоутверждения! И здесь как раз умно поступает тот взрослый, который проявляет строгость. Подростковый бунт неизбежен, но лучше, когда он остается бунтом местного значения, а не перерастает в “мировую революцию”.
Сталкиваясь с подростковым негативизмом, вроде бы логично постараться снять почти все запреты, предоставить детям (как и в пять лет) максимальную самостоятельность. Но как ни парадоксально, это лишь подольет масла в огонь, и пожар разгорится еще сильнее. Порой вам будет казаться, что подросток сознательно нарывается на запрет. Вы расширяете границы его владений, а он хочет завоевывать все новые и новые территории. Вы разрешаете ему поехать одному к бабушке за город, а он через неделю требует отпустить его с друзьями на юг…
В чем проявлялась подростковая фронда в недавние времена, когда старшеклассники обязаны были ходить в школьной форме, не носить колец и серег, не краситься, не курить? Девочки надевали в школу юбку и свитер, а мальчики курили на заднем дворе или в туалете и чувствовали себя героями.
Что же сейчас? Школьную форму отменили. Хочешь – в мини-юбке ходи, хочешь – в брюках, хочешь – в лосинах. Вроде бы хорошо, да только переходный возраст никакими либеральными указами не отменишь. Потребность в бунте ищет своего выражения. И находит, прибегая, увы, отнюдь не к таким невинным средствам, как раньше. Мы говорим сейчас о тенденции, а она вполне определенная и не внушает оптимизма. Растут детская преступность, наркомания, количество школьных абортов, ранних сексуальных извращений.
Значит ли это, что жизнь подростка следует превратить в тюрьму? Безусловно, нет, но не торопитесь называть глупыми и абсурдными многие традиционные ограничения. Разумеется, в конечном итоге дело родителей решать, позволить или не позволить двенадцатилетней дочери покрасить губы и налить или не налить пару рюмок сухого сыну-восьмикласснику. Только не забывайте, что за первым шагом неизбежно последуют второй и третий…
А теперь вернемся к детям нервным. Почему упрямство встречается у них так часто?
По нашим наблюдениям, нервно-психические отклонения теснейшим образом связаны с нарушениями воли, с волевым дисбалансом. У застенчивых невротиков воля нередко бывает подавлена, у гиперактивных, демонстративных и конфликтных (а среди них могут быть не только невротики, но и психопаты) личная воля вступает в противоречие с волей социума.
Под таким углом зрения интересно взглянуть на некоторые невротические симптомы: тики, подергивания, заикание и проч. Органы как бы начинают жить своей отдельной, неподконтрольной разуму жизнью. Иногда кажется, что это некая компенсация: центральную волю подавили, а она разгулялась по окраинам.
Множество раз мы в своей работе наблюдали, как по мере гармонизации личности у ребенка исчезают непроизвольные подергивания, запинки в речи, энурез – и одновременно укрепляется воля: он становится более усидчивым, собранным, терпеливым, целеустремленным, не разбрасывается, доводит начатое дело до конца, ему больше не в тягость школьная нагрузка.
И все-таки какие мотивы стоят за упрямством?
Ирина МЕДВЕДЕВА, Татьяна ШИШОВА
Окончание следует
Усыплялки
Заснули дороги…
настоящее время разработано множество технологий изменения внутреннего состояния личности. Психотренинги используются и прагматически настроенными деловыми людьми, и спортсменами перед соревнованиями, и больными, жаждущими улучшить свое физическое состояние.
Все эти методики применяются сознательно взрослыми людьми.
Потребность в паузе, отдыхе, переключении сознания не меньше у современного ребенка, темп жизни которого по сравнению с темпом духовной жизни предыдущих поколений несоизмеримо вырос.
И.М.Сеченов говорил, что организм человека реагирует на выдуманные раздражители так же, как на реальные. Вот такие теплые и улыбающиеся раздражители предлагаются вашему вниманию, чтобы уже вы спокойно, тепло и любовно донесли их детям.
Адресованы усыплялки в первую очередь тем, кто дома занимается с детьми младшего школьного возраста, – родителям, а также боннам, гувернерам и т.д.
Кроме того, тексты, возможно, найдут применение в старших группах детских садов и интернатов, в группах продленного дня начальной школы.
Несколько чисто организационных моментов
Психотренинг может выполнять две функции:
– Служить в качестве психотерапевтической паузы в насыщенной событиями жизни детского коллектива.
В этом случае малыши среди дня (можно несколько раз в день, если этого требуют обстоятельства) должны сесть, расслабиться, закрыть глаза и слушать.
– Для плавного перехода от бодрствования ко сну.
Целесообразно рассказывать усыплялки небольшим группам детей, потому что для создания интимной обстановки читать их надо тихим голосом, без экзальтации.
Спи, мой хороший
Укладывайся поудобней в кроватке, чтобы тебе было уютно и спокойно.
Твое дыхание становится тихим-тихим. Когда оно стихнет, сон услышит, что может прийти.
Справа придет к тебе сон правого бочка, слева – левого, а прямо навстречу тебе, не торопясь, плывет сон, который теплым туманом, как одеялом, укроет тебя, когда ты заснешь на спине. Закрывай глазки и смотри на свою прямую-прямую дорогу в сон.
Справа приходят сны-разгладилки. Они разглаживают лицо на гладкой подушке и правый бочок на разглаженной простынке. Бочок становится больше и теплей, твое теплое тельце тает и растекается, тает и растекается вниз и в стороны.
Слева приходят сны-разгляделки. Приходят цветные картины и гаснут внутри тебя. Они уходят вглубь, в серость, в покой, в туман. Покой и туман покрывают твои глазки, твой левый бочок становится больше и теплей, больше и теплей, и твое тельце тает и растекается, тает и растекается вниз и в стороны, вниз и в стороны.
А когда ты засыпаешь на спине, покой приходит к тебе и справа, и слева, от головы и от ног, и справа, и слева, и сверху, и снизу. Все мягче и мягче становится постель.
Спи, мой хороший.
По всем дорогам к тебе стремится сон. По самым маленьким тропинкам муравьи тащат соломинку сегодняшнего сна. Теплые ручьи снов текут к тебе, и ты вбираешь их и разливаешься теплым озером сна. Ты разливаешься все больше и больше, и все больше теплых сонных ручьев “впадает” в тебя.
По звериным тропам несут лесные звери тебе добрые сны. А сны их, как они сами, пушистые и теплые.
По дорогам, где ходят люди и ездят машины, – по улочкам, улицам, проспектам и дорогам к тебе идут и едут, направляются и плывут сны.
Сверху спускаются сны на парашютах и прилетают на воздушных шарах. Плывут облаками, и в каждом облаке своя сказка. И ты летаешь, как облако, во сне. Без веса, в покое, чистоте и прохладе.
Это счастье, которое может тебе подарить только сон. Засыпай, мой хороший, а вдруг сон покажет тебе еще какую-нибудь дорогу.
Во сне можно увидеть кого захочешь. Надо только хорошо спать. Не только дома, но и в поезде, автобусе, теплоходе и самолете. Сон сдвигает города, и чем больше спишь, тем они ближе.
И если так хорошо спать в начале любой дороги, в пути и даже когда кроватка стоит на месте, то давай уснем и посмотрим, куда приведет тебя твой сон.
Спи, мой хороший.
Борис ПЕРЛИ
Рисунок
Екатерины КРАВЦОВОЙ
Сказки наших читателей
ТЕЛЕФОН
нук и бабушка жили в разных концах города. Бабушка скучала. Но навещать внука не могла – она болела. Только и радости было – слышать голос внука в телефонной трубке.
А тому все некогда было разговаривать с бабушкой: то после школы играл до позднего вечера с приятелями во дворе, то не мог оторваться от телевизора, то еще что-нибудь мешало. Если звонила она, он торопливо кричал в трубку: “Некогда! Потом!” – и убегал.
Телефону в комнате внука было стыдно за него. Конечно, телефон не был человеком, но когда живешь среди людей, близки и понятны их чувства и мысли.
Как помочь бабушке?.. Есть выход! В него, телефон, встроено запоминающее устройство, и заговорить знакомым человеческим голосом он может…
В комнате бабушки зазвонил телефон. Она подняла трубку.
– Бабушка, здравствуй! – услышала она голос внука. – Как ты себя чувствуешь?
Она так удивилась, что сначала не могла сказать ни слова.
– Неважно, внучек, – наконец ответила она. – У тебя ничего не случилось?
– Нет. Я теперь часто буду тебе звонить.
– Какой ты молодец! Звони – и тогда я поправлюсь.
– Хорошо, бабушка. Я тебя очень люблю. Поправляйся. Пока!
Телефон позвонил через день, потом еще через день, заботливо расспрашивал бабушку о ее здоровье. Но он понимал, что долго обманывать бабушку, которая была уверена, что звонил внук, не удастся. Телефоны в городе, как и люди, тоже общались между собой. Он подключился к телефону учительницы, в классе которой учился внук, и переписал на его память разговоры с бабушкой. Учительница переписала их на кассету, которую принесла в класс и вставила в школьный магнитофон.
– Сейчас вы услышите, – сказала она на уроке, – какой заботливый внук – ваш одноклассник. Берите с него пример
Она включила магнитофон – и голос внука зазвучал на весь класс. Тот от удивления раскрыл рот. Он никогда не говорил таких слов своей бабушке. Но это был его голос…
Он возвращался из школы расстроенным. Учительница похвалила его. А если в классе узнают, что это неправда? Тогда беги, куда глаза глядят.
Он пришел домой и долго ходил по комнате. Потом снял трубку и позвонил бабушке:
– Как ты себя чувствуешь?
– С тех пор как ты стал звонить, мне гораздо лучше. Спасибо тебе за доброе сердце. Оно для меня – лучшее лекарство.
Феликс СЕМЯНОВСКИЙ
Комментарии