search
main
0

Хороший удел. 4-й класс. Модуль «Основы светской этики». Тема «Смысл жизни и счастье»

Цели: 1. Ознакомить с новыми понятиями, создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье. 2. Учить рассуждать на нравственные темы.

Задачи: 1. Развивать речь учащихся.2. Воспитывать умение анализировать свои поступки и слова, соотносить их с общечеловеческими ценностями.3. Развивать коммуникативные навыки. Оборудование: мультимедиа, учебник, цветные карандаши, белый лист формата А4.Основные термины и понятия: смысл жизни, счастье, притча.Ход урока1. Организация деятельности учащихся Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос. А начать урок я хотела бы с притчи. Знаете ли вы, что такое притча? Притча – это маленький поучительный рассказ, заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость).Учитель: Закройте глаза, сейчас вы услышите притчу, слушайте внимательно, постарайтесь определить, о чем  эта притча.Учитель читает притчу.Притча о Счастье Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье.   Один из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: – Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив.Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым.   Другой брат, наклонившись к яме, попросил: – Если бы красивая женщина была со мной рядом, вот тогда бы я был счастлив. Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной вне себя от счастья.Третий брат, подойдя к яме, наклонился.- А тебе что нужно? – спросило Счастье.- Что нужно тебе? – переспросил брат.- Я бы хотело, чтоб меня вытащили из этой ямы, – сказало Счастье.Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой.А Счастье довольное побежало за ним… Учитель: Как вы думаете, о чем эта притча?Ответы детей. Учитель: Что для первого брата было счастьем? Для второго брата? Третьего брата?Ответы детей. Учитель: На какой же вопрос нам предстоит найти ответ? Ответы детей. Учитель: Да, ребята, сегодня мы попробуем ответить на вопрос, что такое счастье и в чем смысл жизни человека.Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Смысл жизни и счастье».Может быть, вы уже сейчас готовы ответить на этот вопрос?Ответы детей. Задание. Ребята, посмотрите на слайд и скажите, какое состояние души отражают лица этих людей?Ответы детей.Учитель: Как же можно обобщить ваши высказывания одним словом? Дети: Они счастливы.Первичная проверка понимания изученного. Учитель предлагает актуализировать имеющиеся по теме знания. Эдуард Асадов «Что такое счастье» Одни говорят… счастье – Это большое участие:Забота, тепло, вниманиеИ общность переживания. Еще есть такое мнение,Что счастье – это горение:Поиск, мечта, работаИ дерзкие крылья взлета!А счастье, по-моему, простоБывает разного роста:От кочки и до Казбека,В зависимости от человека! Ученики актуализируют имеющиеся по теме знания, используя ассоциации.Учитель: Как вы поняли строки этого стихотворения? О чем оно? Какова главная мысль?Ответы детей.Учитель: Что возникает у вас в душе, когда вы слышите слово «счастье»? Назовите, какие слова «притягивает» это слово, слова-ассоциации.Счастье  (праславянское) означает «хороший удел» – состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Счастье – состояние полноты существования, когда все есть и больше ничего не надо. Человек может быть ситуативно счастлив (выспался, поел, вдоволь поплавал или  понежился), но жить при этом без смысла жизни, не иметь радости смысла жизни. Другой в это время в неуюте и напряжении, но видит, ради чего все это, и просыпается каждый день с радостью, поскольку знает, зачем живет. Представление о счастье зависит от возраста. Для маленького ребенка счастье – это мама. Присутствие мамы приносит его сердцу и душе покой и улыбку. Ребенку не нужны деньги, слава, друзья, его не привлекают дорогие подарки, золото и драгоценности. Он их даже не замечает. Есть мама – и он счастлив. Когда мама уходит, ребенок плачет – его счастье исчезает. Понятие счастья с возрастом меняется для ребенка. Счастье для малышки уже не только мама, но и игрушки. Став немножко старше, девочка уже не восхищается мамой так, как раньше. Она любит маму, но игрушки доставляют ей гораздо большее удовольствие, и потому девочка уже больше времени проводит с игрушками – больше думает о них и ищет любую возможность, чтобы больше играть. Она может даже обидеться на маму из-за игрушек. Становясь еще старше, девочка находит гораздо больше счастья в играх, мультфильмах и книгах, чем в игрушках. Она больше предпочитает общаться с друзьями, чем с мамой или с игрушками. Прежние объекты счастья уже потеряли для нее свою привлекательность…Учитель: А из какого произведения этот цветок? Кто его автор? (Ответы детей.)Цветик-семицветик – это волшебный цветок. Он поможет нам понять, что такое  счастье. Давайте вспомним рассказ «Цветик-семицветик» Валентина Катаева. Давайте вспомним волшебные слова, которые говорила девочка Женя. (Ответы детей.)Ученики вспоминают сказку по этапам.Учитель: А кто помнит, какое последнее желание загадала Женя? (Женя пожелала, чтобы выздоровел больной мальчик.)Почему это желание стало полезным? (Она помогла мальчику, он выздоровел, смог ходить.)Стал ли мальчик счастлив после этого? Что для мальчика счастье? (Мальчик стал счастлив.  Для него счастье – это здоровье.)Для некоторых людей счастье – это здоровье. У каждого человека свое счастье.  Составление интеллект-карты по группам.Учитель: А счастье, ребята, неразрывно связано со смыслом жизни. Подумайте, что такое смысл жизни. Смысл жизни – то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь. Видение смысла жизни – это видение перспективы, видение будущего, ради которого стоит жить. Разнообразие смыслов жизни Четыре типа личностиПервый тип личности – это ученые (люди, склонные к эффективному обучению и изучению). Они стремятся к познанию и хотят делиться и давать знания другим людям. Основная черта этих людей – честность.Второй тип личности – это люди, склонные к эффективному управлению, руководству, защите, установлению правил, законов. Они, чего бы это ни стоило, стремятся сделать жизнь справедливой, правильной. Основная черта их характера – стремление к милосердию и справедливости.Третий тип личности принадлежит людям, склонным заниматься торговой и хозяйственной деятельностью. Их основная черта – щедрость и одновременно желание богатства.Четвертый тип – люди, которые любят мастерить, делать какую-то практическую работу. Основная их черта – трудолюбие.Учитель: Ребята, определите, к какому типу личности вы относите себя?Ответы детей.Учитель: Смысл жизни каждый для себя определяет сам в соответствии с типом своей личности, со своими ценностями, в меру своей фантазии и интеллекта. Например, потребительский смысл приумножения собственного благосостояния – «построить дом». Или идея защиты окружающей среды – «посадить дерево». А кого-то больше вдохновляет проблема выживания – «вырастить сына». Возможно, цель  нашей жизни в работе или в полном покое? Жизнь ради знаний?  Так ли это? Сохранение здоровья? Дети обсуждают тему.Учитель: Итак, каждый по-своему понимает, в чем смысл жизни.Задание для работы в парахУчитель: А вот как видели смысл жизни Лев Николаевич Толстой и Антон Павлович Чехов. Обсудите в парах смысл их изречений.В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого (Лев Толстой).Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни – чувствовать себя нужным близким людям! (Антон Чехов).Беседа с учащимися по вопросам:Зачем живет человек? Каково его предназначение в мире?Вывод: счастливая жизнь – это жизнь разносторонняя, полнокровная. Она включает все стороны жизнедеятельности человека – активное участие в общественно-политической сфере, в управлении делами общества и коллектива, добросовестный труд на благо общества, благополучие в семье, товарищеские отношения в коллективе. Все это  необходимые компоненты счастливой жизни. РефлексияС какими новыми понятиями вы сегодня работали? Что вы сможете рассказать родителям о счастье и смысле жизни? Ответы детей.​Елена ТЕРТИШНИКОВА, учитель начальных классов средней школы №23 города Южно-Сахалинска Сахалинской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте