Издательство «Дрофа» – один из крупнейших производителей учебной литературы в Российской Федерации. Что стоит за этими словами? Сотни позиций в Федеральном перечне учебников, ежегодно утверждаемом Министерством образования и науки РФ. Более двух с половиной тысяч наименований учебников, пособий для учащихся и учителей, справочников, словарей, книг для чтения, настенных таблиц, атласов, карт, рабочих тетрадей, научно-популярных изданий. 89 регионов России, в которых учатся и учат по книгам «Дрофы». О своей работе в издательстве рассказывает главный редактор Максим БРАНДТ.
– Максим Юрьевич, вы в «Дрофе» с апреля 2005 года. Каковы первые впечатления?
– В этой должности я работаю с апреля 2005 года. Однако на протяжении последних восьми лет с «Дрофой» связан очень тесно и давно уже привык гордиться ее достижениями и удачами. Я пришел в издательство в 1997 году редактором учебной редакции, здесь выходит мой учебник истории средних веков для шестиклассников.
В первую очередь хочу сказать вот о чем. «Дрофа» сегодня – это издательство, завоевавшее признание, популярность, имеющее свои историю и традиции. 14 лет успешной деятельности в сложной, социально значимой сфере учебного книгоиздания, в период, когда российское образование переживало время глубоких, крайне неоднозначных, во многом болезненных преобразований, очень многое значат.
Главное впечатление – от профессионализма, слаженности, четкости, целеустремленности работы коллектива «Дрофы». Казавшееся невозможным пришлось издательству вполне по силам. Практически завершена работа над полноценными УМК по всем предметам базисного учебного плана для начальной, основной и средней школы. По многим предметам «Дрофа» предлагает школе два и даже три комплекта учебников.
И еще одно впечатление первых месяцев работы. «Дрофа» находится в постоянном движении. Идет непрерывный поиск новых решений. Совершенствуются существующие книги. Дополняются сложившиеся серии. Рождаются новые проекты, которые, хочется верить, также будут успешными.
– Вы заговорили о совершенствовании учебных книг прошлых лет издания. С какими целями ведется эта работа?
– Можно ответить очень коротко и вместе с тем исчерпывающе. Учебники для школы по самой их природе нуждаются в постоянной «доводке». И дело совсем не в том, что «в погоне за прибылью» то или иное издательство выпускает в свет заведомо некачественные книги. Специфика учебников, да и всей учебно-методической литературы в целом такова, что их достоинства и недостатки способна выявить лишь практика. Отсюда то внимание, которое «Дрофа» придает установлению и исправному функционированию механизмов «обратной связи». У нас действует около 60 экспериментальных площадок, мы организуем семинары, «круглые столы», конференции, проводим курсы повышения квалификации, работаем над сериями «Современный урок» и «Мастер-класс», которые призваны обобщить и аккумулировать накопленный педагогический опыт. Главным аргументом при принятии решения о внесении тех или иных коррективов в учебник нередко оказывается мнение учителей и учеников. Так что даже гипотетически представить себе ситуацию, когда работу над учебником можно было бы признать оконченной, невозможно.
Сегодня содержание общего образования определяется двумя нормативными документами – обязательным минимумом содержания 1998 года и федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 года. Начинается работа по созданию государственных образовательных стандартов «второго поколения». Очевидно, что издательства, работающие на рынке учебной литературы, не могут не реагировать на те изменения, которые вносятся в содержание образования органами государственной власти и управления. Именно поэтому «Дрофа» осуществляет переработку некоторых учебников и учебно-методических комплектов в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта. Среди них учебники химии О.С.Габриеляна, биологии В.И.Сивоглазова и В.Б.Захарова, литературы А.Г.Кутузова, обществознания А.Ф.Никитина, русского языка В.В.Бабайцевой и другие. Обновленные варианты популярных учебников востребованы в первую очередь в регионах, переходящих на новые образовательные стандарты.
Назову и такую причину переработки учебников, как необходимость их приведения в полное соответствие с требованиями СанПиНа (по весу, объему, макету, размеру кегля, качеству полиграфии). Позиция «Дрофы» однозначна – мы не производим книг, нарушающих эти требования.
– И все это требует времени…
– Да, хороший учебник создается годами. От авторского замысла до выхода в свет готовой книги проходит, как минимум, два-три года интеллектуальных поисков, творческих открытий, напряженного труда десятков людей – авторов, редакторов, художников, технических редакторов, верстальщиков, производственников, маркетологов. Полноправными участниками процесса создания учебников для школы мы считаем экспертов, осуществляющих анализ и оценку их научного и методического уровня. Все учебники «Дрофы», имеющие гриф Минобрнауки и включенные в Федеральный перечень, естественно, прошли строгую экспертизу по той процедуре, которая существовала с середины 1990-х годов по 2005 год. С апреля 2005 года действует новый порядок государственной экспертизы. Мы надеемся, что усилиями ученых Российской академии наук и Российской академии образования, а также таких авторитетных учреждений, как Московский педагогический государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Российская академия повышения квалификации работников образования, будет создан новый механизм повышения качества учебников. Механизм этот пока находится в стадии становления. Взаимопонимание и основанное на осознании общей ответственности согласие чрезвычайно важны.
Школьный учебник – очень сложное, хрупкое явление. При его создании приходится искать деликатный баланс между научностью и доступностью. Учебник не может содержать в себе антинаучные оценки и выводы. Это бесспорно. Он должен быть понятным для ученика, учитывать его возрастные психофизиологические особенности, потребности, интересы. Оттолкнуть ребенка, погасить в нем стремление к познанию природы, общества, самого себя совсем несложно. Информация, недоступная его разумению, непонятная, далекая от жизни, будет им отторгнута, даже если всем требованиям высокой науки она будет соответствовать.
Интересы «Дрофы» как серьезного учебного издательства полностью совпадают с интересами общества. Аксиоматическая истина очевидна: без эффективной, современной, доступной системы образования движение России к новому качеству жизни невозможно. А в основе учебного процесса, напомню, по-прежнему лежит учебник – главное средство обучения.
– Круг средств обучения расширяется. Как «Дрофа» учитывает эту тенденцию?
– В школу приходят информационные технологии, и в «Дрофе» уже создаются электронные средства учебного назначения, дополняющие учебно-методические комплекты.
Особо хочу сказать об учебно-методическом обеспечении профильного образования, которое на наших глазах становится частью повседневной жизни школы, входит в круг ближайших задач, поставленных перед системой образования. Возникают потребности в целой системе базовых и профильных учебников по всем предметам базисного учебного плана. «Дрофа» работу в этом направлении развернула заблаговременно: первые учебники, учитывающие реалии профильного обучения, поступят в школу уже в этом году.
20% учебного времени в профильной школе отводится на изучение элективных курсов. Полагаю, что курсы по выбору должны быть обеспечены качественными, написанными авторитетными учеными учебниками и пособиями. Как и любой книге для школьников, элективным курсам необходим продуманный методический аппарат. Важно, чтобы они опирались на солидные программы и дополняли друг друга, имели осмысленные связи с профильными и базовыми учебниками. Всеми этими качествами обладают учебные пособия по элективным курсам, которые с 2005 г. издаются в «Дрофе». Интерес к ним значителен.
– Итак, количество учебников и пособий, издающихся здесь, растет. Но «Дрофа» – не единственное в стране учебное издательство…
– Я догадываюсь, о чем вы хотите спросить, – не слишком ли много учебников сегодня на книжном рынке, комфортно ли учителю работать в условиях, когда нет единого учебника по каждому предмету? Мне эти вопросы кажутся несколько надуманными. Нужно ли говорить о необходимости с уважением относиться к праву учителя на выбор того учебника, который отвечает его представлениям об учебном процессе, особенностям детей, с которыми он работает? Или в очередной раз напоминать о многообразии типов учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию? О том наконец, что в современном мире образование, не учитывающее интересы и потребности личности, обречено?
Напомню, что принцип вариативности закреплен в Законе РФ «Об образовании». Это юридическая норма.
Для нашей страны, по праву видящей в природном, географическом, этническом, конфессиональном, культурном многообразии источник силы и процветания, этот принцип, по сути, является единственно возможным.
Вариативность учебников призвана на деле обеспечить вариативность образования. Так что речь должна идти не об избытке учебников по предмету и классу, а о потребности в учебниках, по-настоящему качественных, отличающихся концептуальной научной, методической и психологической спецификой.
– Мы опять говорим о качестве учебной литературы.
– Именно так. Позволю себе небольшое отступление, которое поможет понять суть дела.
15 июля 2005 года издательство отмечало свое 14-летие. Крупным событием для всех нас стало чествование первых лауреатов звания «Почетный автор «Дрофы» – В.В.Бабайцевой, Т.Г.Рамзаевой, В.И.Сивоглазова, В.М.Хачатурян. Вместе с «Дрофой» авторский коллектив под руководством В.В.Бабайцевой создал уникальный учебно-методический комплекс по русскому языку для учащихся 5 – 9 классов. Т.Г.Рамзаева – автор уникального комплекта учебников русского языка для начальной школы. Под руководством В.И.Сивоглазова создан учебно-методический комплект по биологии, удостоенный Премии Президента РФ. В.М.Хачатурян известна миллионам учителей и школьников как автор новаторского по замыслу и исполнению учебника «История мировых цивилизаций».
Я говорю об авторах «Дрофы» и без всякого пафоса или попытки польстить кому-то называю их золотым фондом отечественного просвещения. Учителям и школьникам прекрасно известны имена историков О.В.Волобуева, А.А.Данилова, Л.М.Ляшенко, Н.И.Павленко, Т.В.Черниковой, литераторов и филологов В.В.Агеносова, А.Н.Архангельского, Т.Ф.Курдюмовой, А.Г.Кутузова, С.И.Львовой, М.М.Разумовской, биологов и химиков А.С.Батуева, О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, С.Г.Мамонтова, В.В.Пасечника, географов А.И.Алексеева, И.И.Бариновой, В.П.Дронова, В.А.Коринской, В.П.Максаковского… Намеренно не называю высоких научных титулов, которыми они обладают.
Качество учебной литературы «Дрофы» общепризнано, и мы благодарны авторам, доверяющим нам столь ответственное дело, как издание их книг.
В создание любой книги вклад редактора необычайно значителен. Редакторский состав «Дрофы» – один из самых сильных в стране. Вы лишний раз убедитесь в этом, прочитав подготовленную заведующими предметными редакциями информацию о новинках «Дрофы». Это профессионалы высокого класса, и мне особенно приятно, что первым лауреатом звания «Почетный работник «Дрофы» стал именно редактор – моя коллега Т.Д.Дажина. Тамара Дмитриевна в числе тех, кто сделал «Дрофу» крупнейшим учебным издательством России.
– Что бы вы хотели сказать читателям газеты в преддверии нового учебного года?
– Коллективу «Дрофы» всегда было присуще чувство ответственности перед школьниками и учителями. Мы искренне хотим, чтобы наши учебники были в числе лучших в России, переживаем, если что-то не получается, и радуемся, когда мечты становятся реальностью. Мы поздравляем учителей, методистов, школьников и их родителей с новым учебным годом. И мы благодарны миллионам людей за выбор, который они сделали, за то, что девиз «Дрофы» «Учись быть первым!» нашел отклик в их сердцах.
Комментарии