Петербург сегодня остро нуждается в специалистах, владеющих информационными технологиями, инженерах, технологах, конструкторах. Ежегодно от города поступает заказ на профессионалов в этих областях, однако высшей школе Петербурга пока не удается заполнить лакуны. Причина проста: заработная плата, что предлагается таким специалистам, мизерна.
Однако не все так плохо, как может показаться на первый взгляд. По словам председателя совета ректоров Санкт-Петербурга, ректора Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики Владимира Васильева, есть определенные подвижки в плане взаимодействия высшей школы, администрации города и работодателя. К примеру, сейчас существует городской заказ на подготовку специалистов в области государственного и муниципального управления, в области экономики, и те вузы, что имеют наработки в данном направлении, принимают участие в программе.
Перспективным можно также назвать направление, в рамках которого в Петербурге создаются мощные технологические центры, так называемые кластеры. На сегодняшний день их девять, а первой программой, разработанной и одобренной правительством города, комитетом по экономической политике и работодателем, стала программа подготовки кадров для судостроительной промышленности.
В Петербурге есть примеры, когда соглашение с работодателем подписывает целая группа высших учебных заведений. В частности, Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения и Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет подписали соглашение с государственным научным центром «Электроприбор». На его базе группа, составленная из студентов разных вузов, проходит обучение в лаборатории с высокотехнологичным оборудованием.
– Работодателю нужно понять, что молодой специалист, только вышедший из стен вуза, не может сразу приступить к работе в полную силу, – говорит Владимир Васильев. – Должен пройти какой-то промежуток времени, пока человек не приспособится к новым условиям. Либо работодатель должен принять участие в его подготовке заблаговременно. Но это требует определенных затрат, поэтому предприятия зачастую предпочитают действовать через рекрутинговые агентства в уверенности, что те задачи, что они поставят перед молодыми специалистами, будут выполнены. А они не выполняются. Работодателю нужно не только активно ставить задачи, но и принимать участие в их осуществлении.
Если говорить о требованиях работодателя, то иногда они абсолютно противоречивы. Некоторые твердят: вы даете хорошую фундаментальную подготовку без практических навыков. Другие утверждают: вы готовите узкоквалифицированные кадры, а нам нужна широкая подготовка. Третьи доказывают, что у нас неправильные образовательные программы, не так поставлены цели и задачи. Но государственный образовательный стандарт, разрабатываемый нами, создается не без участия работодателя, и возникает естественный вопрос: что он сделал, чтобы изменить цели и задачи, не устраивающие его? Почему не пришел и не сформулировал их четко и полно? Значит, нужно более внимательно относиться к прописыванию тех требований, которым должен соответствовать выпускник вуза. А задача вуза – сделать содержание образовательных программ и технологию подготовки специалиста, отвечающими задачам, сформулированным работодателем. Эта формулировка задачи от работодателя может прозвучать как через образовательный государственный стандарт, так и через базовую кафедру и долгосрочные договоры с вузом или группой вузов. Если же вуз не может обеспечить подготовку по четко сформулированным задачам работодателя, то тогда имеет смысл говорить о некачественности подготовки.
Комментарии