Каждый день учителя не похож на предыдущий. Любой урок и даже перемены дарят внимательному педагогу неожиданные открытия. Об этом рассказ Маргариты Чемакиной, учителя русского языка и литературы Марковской средней школы Чайковского района Пермского края.
Дежурю уже пятый день. С утра стоим в вестибюле с Анной Ивановной, как два тополя на Плющихе, и встречаем всех, кто приходит в школу. Отмечаю молодого папашу, который каждое утро с толпой малышей входит в школу. Кожаная курточка, кепочка, папочка в руках. Крепенький, осанистый. Он важно кивает нам. Сегодня я первая кивнула ему и разулыбалась.- Вот какой папа ответственный, каждый день приводит ребенка в школу, – говорю я заскучавшей Анне Ивановне.- Который?- Да вон тот, в кепочке.Коллега таращит на меня глаза и говорит:- Ты что, это Сережка Кемарь из десятого, он за лето вымахал и потолстел.А я-то киваю ему…Первый урок. Пятиклашки. Шумные, смешные, наивные. Никак не могут успокоиться в начале урока. Строгим голосом навожу порядок:- Тихо, все успокоились! Еще слышу какие-то голоса!Маленькая Леночка на первой парте посмотрела на меня своими большими карими глазками, тихо и испуганно спрашивает:- Вы голоса слышите?Я не знаю, как отреагировать, но мне становится смешно. Пятиклассники успокаиваются, урок начинается…Третьим уроком «окно». Посижу с тетрадями, поработаю от души. Не тут-то было. У моих родных шестиклассников физкультура. Трое освобождены, двое не принесли форму. Среди них моя собственная дочь. Все они пришли ко мне, никуда не собираются уходить, болтают и радуются неожиданному отдыху. Я всем корпусом разворачиваюсь к ним, чтобы расспросить с пристрастием, почему они все-таки не в спортзале. Но тут… Школьной мебели пятнадцать лет, да и мой вес уже не бараний.Стул подо мной громко треснул, а я оказалась на полу. Шестиклашки громко смеются, моя громче всех, и я вместе с ними повеселилась, хотя отметила, что пол под учительским столом можно было мыть и получше. Мальчишки собрали стул, но посоветовали на него не садиться. Да и ладно, потом схожу к завхозу, поменяю. А пока поставлю перед первой партой простой ученический стульчик. Я, кстати, иногда так делаю. К детям поближе, разговор подушевнее. Главное, не забыть про сломанный…А вот и одиннадцатый, мой любимый, на них я возлагаю надежды, связанные с хорошей сдачей ЕГЭ. Повторяем, закрепляем, вспоминаем. На уроке начинаю волноваться. Как так? Не помните односоставных предложений? Я вскочила, к доске побежала, таблицу достала, руками замахала, объясняя, что к чему. Ноги сгоряча понесли меня к своему насиженному месту. Я юбочку поправила, села… Стул даже не скрипнул. Он просто бесшумно развалился, а я снова на полу под столом. Сижу и наслаждаюсь звенящей тишиной. Испугались старшеклассники, это не малышня. Алеша Саянов первый отреагировал и бросился меня поднимать. Но я уже сама вылезаю и останавливаю его фразой: «Не надо, я сама, а вот теперь смейтесь». Успокоить их я уже и не смогла. Каждую мою попытку продолжить урок прерывал смех. Стоило одному фыркнуть, как тут же подхватывали остальные. Так весело мы и закончили наш урок… А Алеша – хороший парень. Я все сомневалась, «три» или «четыре» ему ставить. Надо присмотреться, наверное, «четыре»…А после шестого урока – совещание педколлектива. Мне иногда кажется, что у администрации к концу уроков открывается второе дыхание. Совещание они проводят долго и со вкусом, соблюдая положенную субординацию. Чему удивляться, военный городок, все жены военных… Сначала директор, потом завучи один за другим, потом «всяко разно», как говорила моя бабушка. Иногда мысли улетают далеко-далеко: после школы зайду в магазин, что купить – сосиски, может, полуфабрикатами сегодня обойдемся, а может, взять да разлететься на пироги?А совещание все идет да идет. «Ничем не перекокашь» (опять из высказываний бабушки).Ловлю замечательную фразу, сказанную нашим социальным педагогом, несравненной Еленой Витальевной: «Степанов и Гусейнов благодаря нашей божьей помощи в 10-й класс не пришли». Никто не смеется… Мы переглядываемся с Верой Васильевной, тихонько хихикаем, а совещание плавно перекатывает на второй час. «Слово предоставляется начальнику транспортного цеха», – когда-то сказал Роман Карцев. А у нас слово взял учитель ОБЖ Николай Андреевич: «…и мы обошлись шестьюстами пятьюдесятью четырьмя рублями…» Опять переглядываемся с Верой Васильевной: какой молодец, как он лихо с числительным в творительном падеже! Молодец…Хороший был день сегодня. Значит, пироги..
Комментарии