Логика коренных преобразований в системе начального и среднего профессионального образования Москвы требовала определенной последовательности действий, разработки и реализации продуманного алгоритма основных мероприятий. Первым шагом стало проведение структурной реорганизации профессиональных учебных заведений, результат которой – создание единого типа и вида учреждения среднего профессионального образования: колледжа, реализующего программы общего, начального, среднего и дополнительного профессионального образования. В соответствии с принятым постановлением правительства Москвы в настоящее время сформирована новая сеть, состоящая из 61 учреждения среднего профессионального образования, кроме того, в состав сети вошли 17 колледжей, переданных в московскую систему из федерального подчинения в 2005 году.
Создание укрупненных образовательных учреждений позволило значительно активизировать процесс включения системы профессионального образования в решение актуальных задач развития экономики города, а также оптимизировать систему управления профессиональным образованием Москвы. Проведенная реорганизация сети учреждений позволила добиться значительного повышения управляемости системы, концентрации интеллектуальных, материально-финансовых ресурсов, дала возможность более эффективного целевого вложения средств в развитие отдельных учреждений.
Повышение статуса образовательных учреждений делает обучение в них более привлекательным в глазах потенциальных абитуриентов и, в конечном итоге, несмотря на неблагоприятную демографическую ситуацию, позволяет вести систематическую работу по сохранению количественных показателей приема на уровне прошлых лет. Организационное укрупнение учебных заведений обеспечило дополнительные возможности гибкого управления структурой реализуемых образовательных программ, профессий и специальностей, оно позволяет открывать новые, востребованные рынком труда профессии и специальности, а также прекращать подготовку по тем из них, которые не соответствуют реальным потребностям экономики Москвы, ведущих комплексов городского хозяйства, предприятий и организаций.
В прошедшем 2005-2006 учебном году мы формировали принципиально новую, государственно-общественную систему управления профессиональным образованием Москвы.
Одна из основных проблем развития профессионального образования заключалась в том, что система была закрыта по отношению к внешней социально-экономической среде. Учреждения сами себе формировали заказ на подготовку специалистов, сами его выполняли, сами оценивали результаты собственной деятельности. В этой связи центральная задача состояла в коренном изменении структуры управления профессиональным образованием, что и было сделано с принятием постановления правительства Москвы №552-ПП от 26.07.2005 г. «О создании государственно-общественных координационных советов в городе Москве по подготовке квалифицированных рабочих кадров». Именно на них отныне возложены функции заказчиков системы профессионального образования. В настоящее время созданы и работают четыре отраслевых и десять территориальных государственно-общественных координационных советов по подготовке квалифицированных рабочих кадров, предусмотренных указанным постановлением.
В мае 2006 года под председательством первого заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы Людмилы Ивановны Швецовой прошло первое заседание городского государственно-общественного координационного совета по подготовке квалифицированных рабочих кадров, на котором приняты принципиально важные решения об основных направлениях и формах деятельности координационных советов всех уровней, утвержден план набора в учреждения профессионального образования на 2006-2007 учебный год.
В июне 2006 года состоялась московская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений, которая обсудила вопрос «О подготовке квалифицированных рабочих кадров учреждениями среднего профессионального образования для экономики города Москвы». Принятые комиссией решения определили приоритетные направления и формы взаимодействия участников Трехстороннего соглашения по подготовке квалифицированных рабочих кадров.
В прошлом учебном году состоялось совместное оперативное совещание Департамента образования с Департаментом науки и промышленной политики, проведены совместные выездные коллегии с Департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы и Департаментом потребительского рынка и услуг. По их итогам приняты решения о создании и оснащении двух ресурсных центров на базе колледжей машиностроительного профиля, трех ресурсных центров на базе колледжей строительного профиля, четырех ресурсных центров на базе колледжей сферы потребительского рынка и услуг.
В соответствии с решением координационного совета Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы за строительными колледжами закреплены ведущие предприятия и организации строительного комплекса столицы.
Департамент потребительского рынка и услуг совместно с Департаментом образования проводит мониторинг организации питания обучающихся в колледжах. По его итогам будет разработана программа развития системы питания обучающихся в городских колледжах.
Итоги работы государственно-общественных советов позволяют сегодня сказать о том, что в Москве создана и начала функционировать принципиально новая система управления начальным и средним профессиональным образованием.
Вместе с тем очевидным образом обозначились и недостатки этой работы. В частности, на сегодняшний день из сферы государственно-общественного управления выпала такая важная отрасль городской экономики, как жилищно-коммунальное хозяйство. Уже сейчас определилась группа из шести колледжей, основной профиль которых – подготовка кадров для этой отрасли. Количество их будет увеличено. Поэтому мы предлагаем создать государственно-общественный координационный совет по подготовке квалифицированных рабочих кадров для сферы жилищно-коммунального хозяйства и просим возглавить этот совет первого заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы Петра Николаевича Аксенова.
Необходимо сказать особо, что в прошедшем учебном году в системе профессионального образования воссоздана целостная инфраструктура центров и учреждений. Речь идет о создании учреждений, позволяющих обеспечить развитие системы воспитательной работы, спортивных, военно-патриотических мероприятий, а также научно-технического, художественного творчества учащихся профессиональных колледжей. Центру физического, военно-патриотического и гражданского воспитания обучающихся и студентов профессионального образования, Московскому Дому научно-технического и художественного творчества обучающихся и студентов профессионального образования предстоит разработать и реализовать комплексный план гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания допризывной молодежи, спортивно-массовых и культурно-массовых мероприятий, развития научно-технического и художественного творчества учащихся и студентов колледжей и на его основе осуществлять развитие системы воспитательной работы.
Мы провели реорганизацию Научно-исследовательского института развития образования в Научно-исследовательский институт развития профессионального образования. Соответственно коренным образом изменен профиль исследовательских работ этого научного учреждения.
Принципиально важной становится разработка и реализация комплексного прогноза среднесрочных и долгосрочных потребностей рынка труда с учетом приоритетов социально-экономического развития города Москвы, демографической ситуации и миграционных процессов. Мы полагаем, что данная проблема должна стать предметом особого внимания государственно-общественных координационных советов всех уровней.
Обеспечение реального выполнения двух взаимосвязанных задач – включения квалификационных характеристик в процесс профессиональной подготовки и определения количественных показателей развития системы профессиональных учебных заведений – невыполнимо без организации работы по обновлению содержания профессионального образования.
Вообще социальное партнерство должно играть более весомую роль в решении актуальных проблем развития системы профессионального образования. Первые позитивные результаты мы уже имеем на примере договоров о социальном партнерстве, заключенных колледжем №46 и сетевой торговой фирмой «Кофемания», полиграфическим колледжем №56 и ООО «Линия Графика», колледжем №36 им. К.Фаберже и фирмой «Биойл». В результате проведенной работы образовательные учреждения получили современное технологическое оборудование, рабочие места для организации производственного обучения и производственной практики учащихся. Предприятия-партнеры в свою очередь имеют реальный экономический эффект от производственной деятельности и подготовки квалифицированных рабочих кадров в точном соответствии с их требованиями. Предприятиям и организациям нужно внимательно изучить и активно внедрять этот опыт или искать иные формы участия в совершенствовании материально-технической базы профессиональных колледжей в соответствии с заявками на подготовку рабочих кадров. Наша задача заключается в том, чтобы продолжить работу по повышению инвестиционной привлекательности учебных заведений. Но это движение должно быть двусторонним, предполагающим реальное участие наших партнеров в решении ключевых проблем подготовки квалифицированных кадров. В противном случае мы считаем возможным внести в государственно-общественные советы предложения по прекращению подготовки кадров для тех предприятий, которые не участвуют в данном процессе.
Начальное и среднее профессиональное образование все в большей степени становится фактором, определяющим пути и перспективы развития самых разных сторон общественной жизни, формирования облика современного общества ХХI века. Поэтому мы должны работать вместе с теми, кто понимает и принимает наше представление о будущем системы профессионального образования Москвы.
Информация к сведению
В 2006 году система профессионального образования города Москвы подготовила и выпустила более 32 тысяч молодых рабочих и специалистов среднего звена (21053 рабочих, получивших начальное профессиональное образование, и 10969 специалистов, получивших среднее профессиональное образование).
Трудоустроены в соответствии с профилем подготовки более 80% выпускников колледжей.
В 2006-2007 учебном году, несмотря на демографические проблемы, набор сохранен на уровне прошлого года. План приема учреждениями в целом выполнен.
Комментарии