search
main
0

Хорошие отношения с кашей Помогает установить… школьная столовая

Человек есть то, что он ест. А если маленький человек каждый день требует от мамы разрекламированные “Чупа-чупсы” и чипсы? Очень трудно бывает увести любимого ребенка от киоска с вожделенными “жевастиками”. И тут родителей не спасают наспех придуманные доводы вроде “Не ешь много конфет, кариес будет”.
Даже взрослым людям трудно бывает не поддаться гастрономическим соблазнам. Хотя большинство из нас понимает, что полезно, а что не очень. Возможно, все дело в том, что культуру питания, цивилизованное отношение к собственному здоровью важно воспитывать с раннего детства, когда только складывается вся система жизненных ценностей.

В последние несколько лет в 1-2-х классах ряда волгоградских школ довольно успешно используется учебная программа “Разговор о правильном питании”. Она разработана специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования. Учебно-методический комплект (красочная рабочая тетрадь для школьников и методическое пособие для учителя) подготовлен при спонсорской поддержке компании “Нестле”. Она удачно подана: доступно для малышей, неназидательно, весело. Рабочую тетрадь приятно взять в руки – она яркая, с забавными картинками и живыми диалогами. Как сделать вкусной надоевшую кашу, какие продукты выбирать, чтобы стать сильными и здоровыми, советуют детям не скучные дяденьки и тетеньки, а герои с улицы Сезам.
Составленное специалистами, пособие ненавязчиво подсказывает школьникам, как грамотно строить режим питания, как правильно, разумно относиться к излюбленным бутербродам и газировке. Попутно школьники выясняют, например, какие продукты самые “витаминные”, сочиняют рецепты фирменных весенних салатов и меню для легкого ужина. И уже со знанием дела рассуждают об энергетической ценности злаков, фруктов, овощей. Одним словом, детям предоставляется возможность самостоятельного выбора в пользу своего собственного здоровья и долголетия. Помогают им в этом сказочные герои Кубик, Зелибоба и Бусинка, ровесница девочка Катя. Эти персонажи – постоянные спутники учеников на страницах рабочей тетради.
Еще малышам очень нравится, что можно самому себе поставить оценку. Для этого предназначены специальные многоразовые наклейки-“улыбки”. На вкладке много и других наклеек, а также творческих заданий, кроссвордов, анкет, загадок, игр.
…Школа N43 Дзержинского района Волгограда. Учителя младших классов Любовь Владимировна Фалеева, Елена Евгеньевна Савельева, Карина Георгиевна Шаумян рассказывают:
– Блок (семь академических часов) “Разговор о правильном питании” включен в нашу общую школьную модифицированную программу “Уроки здоровья”. В начальной школе, если не считать всевозможных внеклассных мероприятий, такие уроки проходят один раз в неделю. Это необычные занятия, поскольку примерно 40 процентов времени отводится на динамические паузы, физкультминутки.
…Сюжет урока – подготовка к Новому году (да и любому торжеству). Общение с классом начинается с улыбки, с жизнерадостной песни под музыкальное сопровождение. Настроение у всех приподнятое. Елена Савельева обсуждает со своими второклассниками, какие продукты надо подготовить к семейному вечеру, как лучше их хранить. Не забыли посоветоваться, и как правильно и красиво накрыть на стол. Учитель использует много наглядного материала – четкие, броские иллюстрации. В ходе урока проводятся фронтальная беседа, работа в группах, ролевые игры. Звучат стихотворения, загадки, пословицы и поговорки. Темп быстрый, но малыши отдыхают и расслабляются во время гимнастических и танцевальных пауз. Подводятся итоги. Краски настроения бодрые (выполняется цветовой тест настроения). Звонок…
“Разговор…” стал находкой в том плане, что сегодня это чуть ли не единственная ориентированная на младший возраст программа о гигиене питания. Учителя говорят, что она хорошо воспринимается ребятишками. Это видно по их реакции, ответам, даже по рисункам и “авторским” плакатам.
К решению проблемы правильного питания в школе привлекают и семью. Например, продумать домашний рацион на неделю вперед без маминой помощи ученикам, конечно, было бы трудновато. С другой стороны, к своему собственному удивлению, родители слышат от чад много такого, о чем раньше не догадывались. Например, о том, какую кашу любил великий полководец Суворов.
Кстати, с кашами, такими полезными и такими надоевшими, кажется, удается наладить “хорошие отношения”. Недавно на школьном празднике, посвященном 60-летию Сталинградской битвы, каждый класс готовил песню военных лет, инсценировку солдатского привала. Сюрпризом для малышей на том привале оказалось явление “полевой” кухни. Усталые “бойцы” получили по тарелке аппетитной гречневой каши. Подкованные шестилетки не преминули вспомнить вслух, что это одна из самых богатых минералами круп. А многие подошли за добавкой.
Недостатком программы “Разговор о правильном питании” практики в какой-то мере считают отсутствие списка рекомендованной литературы. Одной методички для педагога все-таки маловато. Поэтому подготовить урок непросто. Учителям приходится искать материалы повсюду – в детских книгах и журналах, энциклопедиях и научных сборниках. Кроме того, заботит педагогов, найдет ли программа свое продолжение в дальнейшем. Ведь пока неизвестно, будет ли она так же, как и раньше, распространяться бесплатно. Купить же комплект на сегодняшний день пока негде.
Разумеется, правильное питание – только часть здорового образа жизни. Поэтому тема эта только один из курсов на уроках здоровья, и, возможно, смысл имеет прежде всего в этой целостной системе. Кстати, 43-я школа известна в городе и является экспериментальной площадкой вообще по здоровье-сберегающим технологиям.
– На охрану здоровья у нас ориентирована сама организация учебно-воспитательного процесса (составление расписания, режим работы, протяженность уроков). Это и элементы личностно-ориентированного обучения на уроках. Особое внимание уделяется созданию санитарно-гигиенических условий в школе, обеспечение нормального двигательного режима. А нормально, если на переменах ребята не сидят, а двигаются. Поэтому обязательно организуются подвижные игры в рекреациях, на уроках – физкультминутки. В режиме дня и ежедневная зарядка, – рассказывает зам. директора по научно-методической работе Светлана Михайловна Алмосова.
Что к этому можно добавить? Излюбленное и верное общешкольное средство борьбы с простудами – фитопрофилактика (ребята и учителя регулярно пьют витаминные чаи). Оснащается валеологический центр, где работают врачи, психолог, валеолог, социальный педагог, – это группа, организующая всю работу по охране здоровья в школе. Их епархия – индивидуальная работа с “трудными”, ослабленными детьми.
– Мы и шагу не можем ступить без одобрения наших кураторов – ученых из Волгоградского медицинского университета и Волгоградского педагогического университета. Во всем, начиная с таких “мелочей”, как проветривание, освещенность в классах, расстановка парт, их высота, мы сверяемся с указаниями врачей.
Под их руководством студенты и наши учащиеся из школьного научного общества проводят тестирования и обследования, мониторинг здоровья. В частности, выясняется, достаточно ли дети отдыхают, не переутомляются ли, в порядке ли их эмоциональное состояние и так далее. По результатам медики дают нашим учителям конкретные рекомендации. То же самое и по конкретным детям. Родителей предупреждают, если сыну или дочери требуется консультация педиатра. Детишки поступают в школу уже ослабленные, и, к сожалению, учебные нагрузки физически не закаливают. Педагоги школы при помощи профессионалов стараются противопоставить этому все, что в их силах. По сути, подобной политики должны бы придерживаться в любом учебном заведении. Ведь слишком часто получается, что за образование школьники, увы, расплачиваются своим здоровьем.

Юлия ГРЕЧУХИНА
Волгоград

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте