search
main
0

Хорошей музыке – хорошие тексты. Они помогут детям выразить свои эмоции

Почему во многих школах России нет урока музыки? Как сделать преподавание музыкальной культуры интересным? Из каких компонентов складывается успех этого предмета в школе? Обо всем этом нам рассказал заведующий лабораторией мировой художественной культуры Института общего образования МО РФ, кандидат искусствоведения Виталий Алеев – научный руководитель программы «Музыка. 1-8-е классы», автор учебно-методического комплекта, который выходит в издательстве «Дрофа».

– Виталий Владимирович, в чем особенность вашей программы?

– Наша программа продолжает глубокие позитивные традиции, накопленные за предыдущие десятилетия в отечественной музыкальной педагогике. В первую очередь я имею в виду концептуальную и содержательную опору на программу Дмитрия Кабалевского. Ее тематическая стратегия, отражающая постепенное вхождение и погружение ребенка в мир музыки, с моей точки зрения, выстроена безупречно.

При сохранении подхода к музыке как части общей духовной культуры школьника мы пошли по пути углубления идеи ее многообразных взаимодействий с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением. В условиях школьной педагогики междисциплинарные взаимодействия – явление крайне важное и даже необходимое. При разработке программы мы исходили во многом из того, что для учащихся образовательное пространство едино, соответственно у них есть потребность в большем сближении наук. Например, в пятом классе учащиеся изучают по литературе поэму Пушкина «Руслан и Людмила»; чуть позже на уроках музыки проходится «Руслан и Людмила» Глинки. Таким образом, принцип тематического подхвата является одной из характеристик нашей программы.

– А в чем состоят другие отличительные особенности вашего курса?

– В частности, в углублении идеи музыкального образования с помощью учебника. Серьезная проблематика курса, направленная на изучение музыки с позиции ее универсального значения в мире, обусловила настойчивую потребность в создании учебных книг. Ограничить масштаб и глубину содержания только лишь рамками методических рекомендаций для учителя было бы неверным. Помимо этого, наша программа реализует через учебники немаловажную задачу, выражающуюся в постепенном воспитании культуры мышления и речи у учащихся. Меня всегда удивляло: почему данная задача была и остается прерогативой таких предметов, как русский язык и литература? Ведь по силе образности, эмоциональной выразительности, наконец, по конструктивной логике «Музыка» нисколько не уступает им…

В наших учебниках есть тексты, на примере которых мы показываем, как можно рассуждать о музыке. Их тематика самая разнообразная: она выходит за рамки «любви к прекрасному» и касается многих вопросов, связанных с проблемой развития личности. Это дает основание говорить не только об эстетическом, но и общегуманитарном характере выбранного нами направления.

– А чем должны быть заняты на уроках дети? Каким образом должна осуществляться работа по учебнику? И в чем проявляется музыкальное творчество учащихся?

– Формы деятельности на уроке многообразны, особенно в начальной школе. Это и хоровое пение, и слушание музыки, это игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, импровизация и музыкально-драматическая театрализация.

– То есть имеется в виду, что дети будут участвовать в музыкальных спектаклях?

– Да, именно так. Кабалевский утверждал: «Каждый класс – хор», «Каждый класс – концертный зал». Продолжая этот ряд, с уверенностью могу утверждать: «Каждый класс – театральный коллектив». Попробуйте найти хотя бы одного первоклашку, который не хотел бы вместе со своими товарищами выступить на сцене в качестве артиста! Мы разработали два сценария музыкально-драматических спектаклей для детей 1-х и 3-х классов. Это «Чиполлино» и «Щелкунчик». Со временем, полагаю, театральный перечень будет расширяться.

Что касается присутствия учебников на уроке, то совершенно очевидно: их назначение в начальной и основной школе во многом отличается. Работа по учебнику в 1-4-х классах осуществляется преимущественно в рамках урочной деятельности. Невысокие читательские навыки школьников (особенно в 1-х и 2-х классах) обусловили соответствующую организацию тематического материала. Темы уроков представлены через изобразительный ряд, краткие фрагменты литературно-поэтических текстов, адаптированные нотные примеры. В основной школе роль учебника значительно усиливается. Тексты параграфов предназначены в качестве домашнего задания для учащихся.

– Вы говорили о том, как в вашей программе реализуется проблема воспитания культуры речи у школьников. Это, несомненно, важно. А как вы воспитываете культуру чувств? Ведь «Музыка» – один из немногих предметов, напрямую обращенных к душе человека.

– Эту проблему мы серьезно затрагиваем на протяжении всех лет обучения. Чуткое отношение к природе, к окружающему миру, бережное сохранение традиций, сострадание к ближнему, чувства доброты и отзывчивости – все эти темы находят отражение в нашем курсе. Кроме того, в восьмом классе в рамках раздела «Традиции в музыке» мы вводим материал, освещающий тему любви в музыке. Это – «В крови горит огонь желанья» Глинки, «Евгений Онегин» и «Ромео и Джульетта» Чайковского, «Тристан и Изольда» Вагнера. Убежден, что надо воспитывать у молодежи именно чувства, а не банальное подобие примитивных инстинктов.

– А какой темой завершается ваша программа в восьмом классе? Ведь что-то должно логически завершать все восемь лет изучения музыкальной культуры?

– Темами «Любовь никогда не перестанет», «Музыка всегда остается». Речь здесь идет уже не о любви Татьяны к Онегину, а о любви в ее высшем понимании – общечеловеческой любви.

– Виталий Владимирович, в заключение несколько слов о вашем авторском коллективе.

– Главный автор – известный музыковед Татьяна Науменко. Она блестящий писатель. Являясь научным руководителем проекта, я предоставил возможность ей солировать. Ее тексты очень выразительны и динамичны, потому что созданы по классическим законам драматургии, имеют четко выраженное начало, развитие и завершение. Я не приемлю книги по искусству, которые содержат лишь скупое информативное начало. Думаю, что и учебники по музыке должны создаваться по законам красоты.

Есть в нашем коллективе и третий, очень нужный нам человек – Татьяна Кичак, учитель музыки и мировой художественной культуры школы №1518 г. Москвы. Так что надеюсь не разочаровать педагогов, которые будут вести уроки музыки по нашей программе. Я убежден, что урок музыки можно сделать и интересным, и полезным ученикам.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте