В Год учителя Подмосковье отмечает юбилей – 70-летие системы начального профессионального образования. На августовском педсовете работников начального и среднего профессионального образования Московской области вместе с подмосковными специалистами актуальные вопросы решали первый заместитель директора Федерального института развития образования Александр Лейбович, руководитель отдела территориальных систем профессионального образования Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования Федерального института развития образования Ольга Батрова, президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России Виктор Демин, председатель Совета директоров ссузов Московской области Михаил Крещенко, а также руководители и сотрудники подведомственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. Заместитель министра образования правительства Московской области Владимир АХРЕНОВ уверен, что это обсуждение даст импульс дальнейшему развитию профобразования региона.
– Владимир Николаевич, подведение итогов за год выявило ожидаемые результаты?- Министерством образования Московской области был проведен мониторинг эффективности деятельности подведомственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования по итогам 2009-2010 учебного года.Анализ основных показателей приема, численности обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования, трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования показывает, что в системе профессионального образования Московской области произошли определенные изменения.В настоящее время на территории Московской области функционируют 104 учреждения среднего профессионального образования. Из них: федерального подчинения – 37 учреждений; областного подчинения – 67, в том числе подведомственных: – Министерству образования Московской области – 30 (в том числе 6 педагогических);- Министерству здравоохранения Московской области – 20;- Министерству культуры Московской области – 6;- Министерству строительного комплекса Московской области – 5;- Комитету по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Московской области – 6.В государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования Московской области реализуются основные профессиональные образовательные программы по специальностям среднего профессионального образования: здравоохранения, сферы обслуживания, строительства, технологии продовольственных продуктов и потребительских товаров, образования и педагогики, культуры и искусства, экономики и управления, транспортных средств, сельского хозяйства, автоматики и управления, электронной и вычислительной техники.Система начального профессионального образования включает в себя 97 государственных образовательных учреждений, в том числе 80 профессиональных училищ и 17 профессиональных лицеев.В государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования Московской области ведется подготовка по 90 профессиям и 200 специальностям.- И какие из них наиболее востребованы?- Это повара и кондитеры, подготовка по этим профессиям ведется в 66 учреждениях, где обучаются 6993 человека. Это автомеханики, 5131 человек пытаются разобраться в механизмах двигателей в 54 учреждениях. Это парикмахеры, более двух тысяч будущих стилистов учатся в 32 учреждениях. Это операторы ЭВМ, подготовка 1785 грамотных юзеров происходит в 26 учреждениях. Это сварщики, около полутора тысяч которых осваивают профессию в 25 учреждениях. Это электромонтеры по ремонту электрооборудования, более тысячи ребят изучают тонкости этого дела в 21 учреждении. Это и мастера столярно-плотничных и паркетных работ, и слесари по ремонту автомобилей, и бухгалтеры, и продавцы, и кассиры-контролеры.Есть, конечно, непопулярные почему-то среди молодежи профессии, но мы ведем подготовку и по ним, так как они весьма востребованы на рынке сегодня. Например, заготовитель продуктов и сырья, мастер столярного и мебельного производства, агент рекламный, секретарь суда, слесарь по ремонту газового оборудования, слесарь контрольно-измерительных приборов и автоматики, официант-бармен, электромонтажник по освещению и осветительным сетям, мастер по мелиорации.Развитость системы начального и среднего профессионального образования Московской области позволяет утверждать, что мы располагаем серьезными ресурсами для осуществления подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов на уровне актуальных задач социально-экономического развития нашего региона.- Возникают ли проблемы у выпускников ссузов с трудоустройством?- На сегодняшний день образовательными учреждениями разработана система мер по содействию в трудоустройстве выпускников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования Московской области. С этой целью в образовательных учреждениях среднего профессионального образования Московской области организованы центры содействия по трудоустройству, отделы маркетинга, социального партнерства и трудоустройства, назначены ответственные за трудоустройство выпускников, усилено сотрудничество с муниципальными центрами занятости населения по организации опережающего обучения.Проведенный анализ трудоустройства выпускников среднего профессионального образования свидетельствует о том, что хорошая закрепляемость на производстве по полученной в ссузе специальности у выпускников Московского областного профессионального колледжа (Сергиев Посад), Московского областного государственного колледжа (Раменское), Дмитровского профессионального колледжа, Московского областного гуманитарного колледжа (Серпухов), Московского областного государственного колледжа технологии, экономики и предпринимательства (Лыткарино), Московского областного сельскохозяйственного колледжа (поселок Долгое Ледово), Ногинского политехнического техникума. Анализ трудоустройства и закрепления выпускников ссузов показывает, что они востребованы на рынке труда.Одной из мер содействия занятости молодых людей является создание им условий для продолжения обучения по программам повышенного уровня с получением углубленной подготовки в отдельной области. В рамках плана мероприятий по содействию в трудоустройстве выпускников учреждений среднего профессионального образования Московской области проводятся встречи выпускников учреждений профессионального образования с работодателями и представителями различных органов власти. Практика взаимодействия учреждений среднего профессионального образования с работодателями выстраивается на договорной основе по подготовке трудовых ресурсов для предприятий. В учреждениях среднего профессионального образования заключены договоры с предприятиями-партнерами, в которых одним из направлений является предоставление базы для прохождения производственной практики для получения профессиональных навыков и трудоустройства выпускников.Представители работодателей привлекаются образовательными учреждениями профессионального образования к оцениванию дипломных работ обучающихся, к работе в государственной аттестационной комиссии. Администрация предприятий организует экскурсии, встречи со специалистами на местах, конкурсы профессионального мастерства, ярмарки вакансий, аукционы.Спрос на рабочую силу в течение 2010 года увеличился на 0,38 процента. Согласно прогнозным данным Комитета по труду и занятости населения Московской области, в течение последующих 3 лет предполагается постепенный рост спроса на рабочую силу, который к 2013 году предположительно составит 345000-350000 человек. Дальнейший экономический рост области напрямую зависит от наличия квалифицированных рабочих и специалистов, способных работать в условиях внедрения высоких технологий в производство.- Удается ли набрать в ссузы нужное число ребят? Заполнят ли они все рабочие места?- В целях своевременного и качественного набора обучающихся на 2010-2011 учебный год Министерство образования Московской области провело совместно с заинтересованными службами и органами муниципальных образований, работодателями мониторинг образовательных услуг на подготовку кадров в учреждениях среднего профессионального образования. С этой целью прошли выездные совещания, в работе которых участвовали представители отраслевых министерств, руководители колледжей и техникумов, представители администрации городов и районов, руководители служб управлений по труду и занятости населения. В целях профессиональной ориентации школьников на получение специальности и рабочей профессии, а также их популяризации коллективы образовательных учреждений среднего профессионального образования проводят ряд мероприятий, среди которых областные и федеральные олимпиады студентов ссузов, конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся и мастеров производственного обучения.- Но для того чтобы в лицеи и колледжи стремились, необходимо, чтобы они давали качественное образование и выглядели привлекательно…- Ориентиром для приоритетного направления работы Министерства образования Московской области и подведомственных ему образовательных учреждений служит повышение качества профессионального образования и конкурентоспособности специалистов на рынке труда.Образовательные учреждения Московской области принимают участие в конкурсе «100 лучших ссузов России». Золотой медалью «Европейское качество» за достижения в области подготовки специалистов среднего звена отмечены в 2009 году областные учреждения среднего профессионального образования: Егорьевский промышленно-экономический техникум, Ногинский педагогический колледж, Ногинский политехнический техникум, Московский областной государственный колледж технологий, экономики и предпринимательства, Московский областной сельскохозяйственный колледж. Руководителям этих образовательных учреждений вручен почетный знак и присвоено звание «Директор года-2009».С целью качественной подготовки выпускников, дальнейшего совершенствования мастерства студентов и обучающихся, повышения престижа образовательных учреждений, подведомственных Министерству образования Московской области, в 2010 году проведены областные олимпиады для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования по 14 профилям подготовки среднего профессионального образования.При организации и проведении областных олимпиад образовательным учреждениям была оказана поддержка социальными партнерами: рецензировались задания специалистами предприятий, в состав жюри в обязательном порядке входили представители предприятий.В мае 2010 года в Туле проводился заключительный этап Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся учреждений среднего и начального профессионального образования по профессии «мастер сухого строительства». Студенты Московского областного профессионального колледжа были награждены кубком за первое место в командном зачете!Обучающийся профучилища №3 из Клина Павел Шуюков участвовал в финале конкурса профессионального мастерства «Мастера Центральной России-2010» по профессии «каменщик» и стал призером конкурса.- Только ли навыки мастерства необходимо освоить человеку, чтобы стать настоящим профессионалом?- Мы реализуем национальную образовательную инициативу, одной из задач которой является создание новой школы как института, соответствующего целям опережающего развития.Главные задачи современного образования – раскрытие способностей каждого учащегося, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Комментарии