Перед началом нового учебного года Департамент образования провел целую серию «круглых столов», конференций, семинаров, единых методических и консультационных дней. Самую многочисленную аудиторию собрал «круглый стол», посвященный работе учреждений образования в условиях казначейского метода исполнения бюджета, нормативного финансирования и новых условий оплаты труда.
Елена НИКОНЕНКО, заместитель руководителя Департамента образования:
– Что касается роста оплаты труда в 2007 году, то с мая первая ставка ЕТС увеличена на 15%, а с 1 сентября первая ставка будет увеличена еще на 25%. Кроме того, сейчас находится на рассмотрении и практически согласован еще один документ, в котором всем категориям работающих в образовательных учреждениях будет дополнительно установлен коэффициент 1,08. Таким образом, с первого сентября рост оплаты труда в образовательных учреждениях составит 1,35. Это не коснется учителей иностранного языка, которым зарплата увеличена вдвое.
Закон о МРОТе – парадоксов друг
Вера ПОНКРАТОВА, эксперт ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ:
– С 1 сентября 2007 года вступает в силу закон, который изменяет порядок регулирования минимального размера оплаты труда. Если МРОТ раньше в Трудовом кодексе был определен как сумма, в которую не включались ни компенсационные, ни стимулирующие, ни какие-то другие, в том числе социальные, выплаты, то теперь по Закону №54 в статье 129 ТК РФ признается вступившим в силу новое определение МРОТ, и в него будут включаться все выплаты. В Москве с 1 сентября МРОТ будет равен 6100 рублей. Это размер оплаты труда, который будет касаться работников всех категорий. При новых правилах может возникнуть такая ситуация, что, например, все помощники воспитателей, которые работают с разными категориями детей – и со здоровыми, и с больными, – будут в результате получать одинаковую зарплату, хотя условия работы тоже у всех разные.
Все правила сохранятся в 2008 году
Татьяна МИХАЙЛОВА, заместитель начальника Московского городского казначейства:
– В апреле 2007 года был принят закон о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ, там написано, что все доходы учреждений (в том числе учреждений образования) должны перечисляться в соответствующий бюджет. Правда, есть оговорка, что там есть разные нормы, которые начинают действовать в разные сроки. Что-то с 1 января 2008 года, что-то позже, некоторые нормы начинают действовать при условии подготовки и принятия каких-то федеральных законов. То, что касается распоряжения внебюджетными средствами, то срок ввода его в действие связан с принятием некоторых законов, поэтому он четко пока не определен. В проекте закона города Москвы о бюджете на 2008 год есть пункт о том, что порядок учета средств от предпринимательской деятельности на следующий год будет сохранен таким же, каким он был в 2007 году. Надеемся, что Московская городская Дума это поддержит.
Контроль нужен как средство выявления резервов
Нина НОСКОВСКАЯ, руководитель контрольно-ревизионного управления Департамента образования:
– В процессе бюджетной реформы участникам и администраторам бюджетных средств будет предоставляться все большая самостоятельность в их расходовании. При этом роль финансового контроля возрастает, он, как мы знаем, позволяет правильно оценивать фактически сделанное, выявить отклонения от цели, связанные с ним нежелательные последствия. Анализ результатов контроля позволяет раскрыть неизвестные ранее возможности и резервы системы, эффективность использования управленческих решений.
Что новый нам бюджет готовит?
Ирина ФАЕВСКАЯ, начальник управления Департамента финансов:
– Проект бюджета на 2008 год уже сформирован, мы думаем, что в самое ближайшее время он будет принят на заседании Правительства Москвы. Как всем хорошо известно, самая большая статья расходов в образовательных учреждениях приходится на оплату труда и начисления. В общем объеме ассигнований она занимает порядка 65%, и это наибольший удельный вес в отличие от других отраслей социальной сферы. Поэтому и мы уделяем большое внимание формированию этой статьи.
Что касается проекта бюджета на 2008 год, то предполагается, что с мая оплата труда будет увеличена на 15%, а с 1 сентября еще на 20%. По крайней мере все средства на это заложены в проекте бюджета, в проекте тех смет, которые будут составлены. Перед каждым повышением обязательно будет выпущен нормативный документ Правительства Москвы.
На все другие расходы коэффициент в 2008 году будет равен 1,08. Объем коммунальных расходов, который заложен в бюджете системы образования на 2008 год, вполне достаточен даже в случае роста тарифов.
Разговор о налогах – только в рабочие дни
Тамара ШЕВЧЕНКО, заместитель декана экономического факультета МГПУ:
– Изменение, которое коснулось всех бюджетных учреждений, таково – работа с налоговыми органами строится не по календарным дням, а по рабочим. Однажды мы пришли выяснять какие-то вопросы в налоговую инспекцию, нам дали посмотреть акт налоговой проверки МГПУ и сказали, что дают на это пять календарных дней. Мы в ответ сказали: на эти календарные дни выпадают суббота и воскресенье, поэтому вы уменьшаете срок нашей работы с документами на два дня. Инспектора посмотрели на нас с удовольствием, увидев в нас грамотных, знающих законодательство людей.
Что купили, то не наше
Михаил ЛЕВИЦКИЙ, декан экономического факультета МГПУ академик РАО:
– В прошлом учебном году мы занимались реализацией трех основных программ. Первая – перевод всех образовательных учреждений города на самостоятельное ведение бухгалтерского и налогового учета, самобаланс. Вторая – работа в условиях нормативного финансирования – это будет третий год такой деятельности системы Департамента образования. Третья – разработка и введение новой системы оплаты труда. Наша система оплаты труда самая лучшая, самая эффективная. Мы пока оставляем Единую тарифную сетку, и единственное, что в этой системе оплаты труда мы делаем, – приравниваем первый разряд ЕТС даже не к МРОТ, а к прожиточному минимуму. В 2008 году мы уже выйдем на этот режим, хотя рассчитывали, что это будет в 2009 году, но оказалось, что все возможно сделать раньше. Каждый педагог может свой разрядный коэффициент умножить на размер прожиточного минимума: он будет приятно поражен, удивлен и обрадован.
Первая программа, может быть, не самая важная, но она самая значимая. Сначала скажу о социально-экономическом фоне, на котором происходит переход на развитие и расширение финансово-экономической самостоятельности образовательных учреждений. Должен сказать, что на самом деле фон неблагоприятный. Я уверен, что бухгалтеры в нашей системе внимательно отслеживают все изменения в законодательстве. Для тех, кто этого не делает, сообщу, что в последние несколько месяцев произошли существенные изменения в нормативно-правовом регламенте нашего бытия. То есть организационно-правовая форма учреждения претерпела известные изменения прежде всего вследствие принятия Закона №174 «Об автономных учреждениях». Дело в том, что по мере того, как раскручивается маятник этой новой организационно-правовой формы, параллельно с этим сжимаются, как сообщающиеся сосуды, возможности для самостоятельного финансово-экономического развития. В основном можно показать это на примере права пользования и права распоряжения нашими внебюджетными средствами.
После Закона №174 вышел Закон №175, который внес изменения, в частности, в Закон «Об образовании». Там есть 39-я статья «Отношение собственности в системе образования». До 1 января 2005 года все, что приобретали за счет внебюджетки, было нашей собственностью, как и сама внебюджетка. С 1 января все, что приобреталось, осталось только в нашем распоряжении. После вступления Закона №175 в силу с 1 января 2007 года пункт
7-й этой статьи (он, кстати, уже трижды изменялся), который определял наши отношения по поводу имущества, приобретенного за счет внебюджетки, вообще снят из Закона «Об образовании». Это первая новация, но она не должна особенно смущать, потому что если проанализировать массу других документов (например, Гражданский или Бюджетный кодексы), кое-что хорошее в этом плане можно найти.
Мы выпали также из Закона о «Некоммерческих организациях». Раньше образовательное учреждение считалось по закону некоммерческой организацией, теперь этого нет. В Законе «О некоммерческих организациях» осталась только такая форма, как частное учреждение, но это не для нас. А все, что связано с нашим статусом, ушло из этого закона и теперь рамочно регламентируется только в Гражданском кодексе РФ, где введены такие понятия, как «бюджетное учреждение» и «автономное учреждение», которые учреждают государственные или муниципальные органы власти. Это вторая новация. Для тех, кто глубоко хозяйствует, здесь могут быть далеко идущие выводы. Те, кто хозяйствует не очень глубоко, могут просто получить информацию и об этом тут же забыть, потому что правило такое: только если завтра будут что-то отнимать или уже отнимают, люди вспомнят, что об этом им говорили раньше.
Какие же ориентиры есть сегодня в нашей практике по поводу прав и возможностей использования внебюджетных средств? В бюджетном кодексе есть статья 161 «Статус бюджетного учреждения», где написано: бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников. Еще один документ, который мы должны внимательно и с трепетом ожидать: закон Москвы о бюджете на соответствующий год, потому что там тоже определены наши права по поводу распоряжения внебюджетными средствами.
Некоторые ОУ рассматривают возможность работы в условиях автономных учреждений, правда, до этого еще долго, потому что нужно принять массу подзаконных актов, которые должны оформить механизм перехода к этой организационно-правовой форме, ибо пока мы имеем только рамочный закон. Кроме того, вряд ли в ближайшее время учредитель кого-либо отпустит в режим свободного автономного плавания, тем более что у нас учреждений, которые ведут самостоятельный бухгалтерский учет, немало.
Информация к сведению
Если бухгалтер образовательного учреждения хочет повысить свою квалификацию на курсах экономического факультета МГПУ (на бюджетной основе), то все справки он может получить по телефону 308-22-84.
Комментарии