Информационное поле учащихся сегодня необычайно широко. Как неизбежное следствие – возрастает роль иностранных языков как средства коммуникации в какой-либо области знаний – биология, физика, литература и т.д. В связи с этим для нас, преподавателей иностранного языка, открываются невероятные возможности. Параллельно давать знания из других наук, всесторонне образовывать учащихся – поистине высокая миссия.
Остановлюсь подробнее на конкретном примере: проектная работа по теме “Хорошая жизнь” (“A Good Life”) в 7-м классе общеобразовательной средней школы “Феникс” северо-западного округа Москвы, преподавателем которой я являюсь. Работа над этой темой велась в течение трех недель по всем видам речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо, и завершалась уроком-конференцией (2 х 40 мин.), где ученики представляли свои мини-проекты, обменивались мнениями по целому ряду вопросов. Напомню, что это был урок английского языка (!), и общение шло исключительно на нем. И это не отборная группа – здесь были дети, которые изучают английский язык только второй год. Итак, тема “Хорошая жизнь”. Базовым учебным курсом являлся “Cambridge English for Schools-Two”. Однако развитость и определенная взрослость моих ребят требовали привлечения серьезной доли дополнительных материалов.
Приступая к работе, я попросила детей подумать и назвать слова, которые у них ассоциируются с этим словом “жизнь”: так как само по себе это понятие очень сложное, то и спектр его синонимов широк. Вот что у нас получилось.
Жизнь:
Организмы, создания, животный и растительный мир (флора и фауна).
Рост, энергия, активность, сердце, дыхание.
Мир (население планеты), мир (не война), продолжительность существования (жизни), биография (жизнеописание), мемуары.
Дух, душа, сознание, поведение.
Затем мы сгруппировали эти слова по предметному принципу и получили четыре основные группы слов: ЭКОЛОГИЯ, ЗДОРОВЬЕ, ИСТОРИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА. Каждая из этих категорий является синонимом слова “ЖИЗНЬ”, а так как мы собирались говорить о том, что такое “ХОРОШАЯ ЖИЗНЬ”, я предложила произвести элементарное действие на сложение, прибавив к каждой категории слово “хороший-ая” (“good”). Эта, по сути, элементарная игра имела незамедлительный отклик: то, что раньше принималось как само собой разумеющееся, заставило ребят задуматься:
“ХОРОШАЯ ЭКОЛОГИЯ” – и сразу вспомнилось, что бывает и плохая (проблемы загрязнения окружающей среды, чистого воздуха и воды, чистых продуктов животного и растительного происхождения, проблемы мутации в природе, проблемы ядерных отходов и т.д.);
“ХОРОШЕЕ ЗДОРОВЬЕ” (теснейшим образом связано с экологией; биологический, химический, медицинский аспекты – это значение и работа внутренних органов, эффективные лекарства и медицинское обслуживание, здоровое питание и образ жизни, полезные и вредные привычки и т.д.);
термин “ХОРОШАЯ ИСТОРИЯ” применительно к жизни одного человека мы интерпретировали как долгая, счастливая (а в сочетании с термином “социальная сфера” – как социально значимая, состоявшаяся) жизнь.
Как видно из этого перечня вопросов, каждый из них мог бы стать предметом отдельного изучения, но в нашем конкретном случае выбор был за учениками: “Что значит “хорошая жизнь” для вас?” Каждый из них (а в группе 7 человек) подготовил мини-проект с ответом на этот вопрос. Кто-то ограничился 3-4 пунктами, характеризуя хорошую жизнь в его понимании, у кого-то было значительно больше составляющих (до 11). Чтобы привести приоритеты учащихся к одному знаменателю, мы построили график согласно их ответам на вопрос “Что для тебя наиболее важно?” (по убывающей шкале: от 5 – очень важно до 1 – совсем не важно):
– иметь много друзей;
– длинные каникулы;
– занятия вне дома (вне семьи);
– занятия в доме (в семье);
– время у телевизора;
– путешествия;
– интересные книги;
– кружки и занятия после уроков;
– спорт;
– другое.
Семь учеников (из семи) отметили, что для них очень важно – иметь много друзей; шестеро отметили спорт как очень важную составляющую в их жизни; для пятерых очень важны путешествия; четверо назвали длинные каникулы, занятия вне дома (вне семьи), время у телевизора; двое считают, что очень важно – это занятия после уроков в школе; и лишь один (!) ученик сказал, что для него наиболее важно – это занятия в доме (в семье) и чтение хороших книг. Есть над чем задуматься нам, взрослым, не правда ли?
Поскольку дети почти единогласно признали основными приоритетами друзей и спорт, то дальнейшая работа строилась с учетом их выбора, тем более что эти две составляющие тесно связаны между собой. Здесь также открылось широкое поле для творческой работы познания. К обсуждению я предложила вопросы:
Где мы можем заниматься тем или иным видом спорта?
В каких видах спорта используются специальные спортивные снаряды и снаряжения?
Что такое аэробические и анаэробические упражнения? Какие виды спорта относятся к той и другой категории?
Почему аэробические виды спорта полезнее для здоровья? (Ученики изучили схему кислородного обмена в организме, работу органов дыхания и сердца, движение крови).
Наиболее рискованные виды спорта, проблемы травматизма.
Командные и одиночные виды спорта, летние и зимние, водные и т.д.
Виды спорта, которыми можно заниматься в зрелом возрасте и даже в старости. (Вспомнили бег трусцой, бильярд, рыбную ловлю, охоту и набирающие популярность боулинг и гольф).
Затем каждый подготовил свой файл “Спорт и я”. Здесь группа уже не была так единогласна: она разделилась в зависимости от выбора командных и одиночных видов спорта, причем не всегда однозначно. Здесь многие впервые узнали, что в нашей группе есть призер Москвы 2001 года среди юниоров в велосипедных гонках на 10 км. (Он из скромности об этом умолчал). Трое учащихся отдали предпочтение футболу, причем один из них отметил также верховую езду и сноубординг, а другой – шахматы и верховую езду. Еще одна ученица с детства занимается теннисом. Две ученицы выбрали баскетбол, одна из которых признала себя лишь болельщицей. (Вот еще один воспитательный аспект этой темы: не обязательно участвовать, важно соучастие, сочувствие, сопереживание, поддержка).
Говорили мы и о здоровом питании как неотъемлемом аспекте физического здоровья, и о семи важных составляющих здоровой пищи (белки, жиры, углеводы, витамины, минералы, клетчатка, вода), и в каких продуктах что содержится, и о феномене ресторанов “Фастфуд” (“Fast Food”) типа МакДоналдс, Пицца и Суши-бары. Не обошли вниманием и традиционную английскую овсянку по утрам и т.д. И что интересно: перед разговором о здоровой пище я просила ребят назвать 1-2 своих любимых блюда. Подавляющее большинство объявили таковыми гамбургеры, чизбургеры, хотдоги и пр. Когда же в завершение этой темы я попросила составить “завтрак для чемпиона”, никто даже не вспомнил меню ресторана МакДоналдс. Значит, в их сознании произошел какой-то поворот.
В рамках той же проектной работы было задание подобрать и прокомментировать поговорку или пословицу по теме. По-разному отнеслись ребята к выполнению этого задания: кто-то по-академически серьезно, кто-то с юмором. Повторюсь, что речь идет об уроках английского языка и об английских пословицах и поговорках. Однако, давая свое объяснение к ней, нужно было найти ее русский аналог, а это уже – из области литературных знаний и эрудиции. Как пример могу привести: “В здоровом теле – здоровый дух”, “Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”, “Веселье – лучшее лекарство”, “Рано в кровать – рано вставать” и др.
Все мы понимаем, что убедительнее всего наглядные живые примеры. Я дала ребятам для прослушивания запись интервью с одной выдающейся старой женщиной, актрисой Маргарет Уотерфорд, которой на момент записи было 85 лет, и она снималась в своем 57-м фильме. На вопрос о том, как ей удается сохранять такую бодрость и молодость в свои годы, она просто ответила (перевод с английского): “Я все время в работе. Я постоянно занята. Молодые люди сегодня проводят много времени перед телевизорами и компьютерами. Они не так активны, как были мы. Еще я всегда выпиваю стакан горячего молока на ночь. Я люблю также чай и всегда выпиваю чашечку, когда прихожу домой. Конечно, у меня бывают обычные болезни и недомогания, но я никогда не останавливаюсь перед ними. Я никогда не перестану работать!”
Вот такой секрет!
Еще один аспект хотелось бы отметить, говоря на такую серьезную тему, как “Хорошая жизнь”. В нашей школе учатся дети, в общем, состоятельных родителей, и вряд ли кто-то из них испытывал когда-либо нужду в деньгах. Ни один из них не написал в своем проекте, что “хорошая жизнь” – это когда много денег. Я сознательно решила обострить этот вопрос, но поставила его под некоторым углом: “Всегда ли богатые и знаменитые счастливы?” Первой спонтанной реакцией учеников был дружный ответ “Да!”. Тогда мы вместе стали вспоминать некоторые трагические судьбы. И выяснилось, что на фоне, казалось бы, полного благополучия кто-то стремится убежать от реальности, заглушая сознание алкоголем или наркотиками. Почему? Но это уже тема отдельного серьезного разговора.
Основным итогом проделанной работы (помимо знаний из области английского языка) явилось понимание и критическая оценка учениками того, что такое “хорошая жизнь” и какой она ДОЛЖНА БЫТЬ. Я полагаю, мы обсудили много интересных и важных вопросов (об этом свидетельствует тот энтузиазм, с которым дети брались за дело). И надеюсь, еще много интересной работы у нас впереди.
Людмила ЛЕБЕДЕВА
Москва
Комментарии