Открытый урок сродни конкурсному испытанию: тщательная подготовка, бессонная ночь, бесконечные мысли: «Все ли успел? Все ли получится?» Может, поэтому учителя не очень-то охотно дают открытые уроки? Хотя те, кто понимает ценность публичного экзамена, наоборот, ратуют за его регулярность. К примеру, в физико-математическом лицее №366 Московского района идея фестиваля открытых уроков «От сотрудничества к высокому качеству компетентностей» была предложена именно «снизу». Не поддержать ее не могли ни администрация школы, ни районный отдел образования. Таким образом, с 2007 года демонстрация лучших урочных практик стала хорошей традицией во многих образовательных организациях Московского района, в частности в ФМЛ №366.
Как рассказала директор лицея Татьяна Цветкова, методический фестиваль всегда посещают много коллег из других районов города, и большинство отмечают, что копилка педагогического опыта неизменно пополняется новыми находками. Каждый берет из опыта коллеги то, что может применить в своей практике.Что касается педагогов ФМЛ №366, то для них открытые уроки – обычное дело. Можно сказать, они стали привычкой. Причем антиподом привычке ехать по накатанной дороге. Эта открытоурочная привычка дает возможность развиваться, оттачивать свое мастерство. Благодаря ей постоянно нужно придумывать что-то новое, интересное, увлекательное. В то же время открытые уроки – это повышение квалификации как для тех, кто их дает, так и для тех, кто их смотрит. Причем, по мнению Татьяны Цветковой, это важно и молодым специалистам, и опытным мастерам. Ведь не секрет, что даже педагога со стажем затягивает текучка, некогда поделиться опытом и мастерством, а также поучиться чему-то оригинальному. К слову, об оригинальности. В лицее уже давно практикуются не просто открытые уроки, а интегрированные открытые уроки. Идея проводить именно такие уроки опять-таки принадлежит педагогам. Татьяна Цветкова объясняет это тем, что, во-первых, в школе работают творческие и по-хорошему беспокойные люди, которые находятся в постоянном поиске новых подходов, а во-вторых, интегрированным уроком можно «убить» сразу несколько «зайцев». – Конечно, классический урок – это основа образования, и он никуда не денется, – поясняет Татьяна Цветкова. – Однако интегрированный урок интересен прежде всего для учителей, потому что в его рамках можно проявить творчество, можно посмотреть, как дети ориентируются на одном уроке по разным предметам. На интегрированном уроке можно представить тот материал, который, к примеру, «проскальзывает» или на который меньше обращают внимание. Можно поднять этот пласт и с помощью интеграции увидеть пересечение предметов, пересечение наук. Кроме того, интеграция может помочь в подаче трудного материала, поскольку позволяет посмотреть на него с другой стороны. Это, к примеру, очень важно для математики, которая всегда была непроста для понимания.Интегрированный урок интересен и для детей. В первую очередь тем, что он необычен. На нем, например, можно решать математические задачи на примере истории. Или знакомиться на информатике с техническими терминами, используя английский язык. На таком уроке всегда есть возможность поработать творчески, в группах. Не случайно интегрированные уроки являются самыми любимыми у ребят.Кстати сказать, во всех этих утверждениях можно было убедиться воочию. Например, в 10-м «А» классе фестивальный интегрированный урок биологии и истории «Герои Крымской войны» проводили учитель биологии Татьяна Максимович и учитель истории Жанна Пименова. Кроме того что ребята сами подготовили сообщения о военачальниках (история) и врачах (биология) – участниках событий данного исторического события, они также выполнили творческое задание – попытались объяснить, что помогало русским солдатам отважно и героически сражаться. Каждая команда презентовала свой взгляд на заданную тему, и, что любопытно, получилось ровно столько версий, сколько было команд. И в этом тоже немаловажная заслуга интегрированного урока – помочь выработать свою позицию и суметь преподнести ее другим. Слово участникам интегрированного занятияТатьяна МАКСИМОВИЧ, учитель биологии ФМЛ №366:- Чтобы такой урок состоялся, нужна тема, которая бы объединяла учителей, то есть не была притянута и естественно состыковывала два предмета, и нужны учителя, которые понимают друг друга. В начале работы каждый из нас обдумывал свою тему, а когда мы встречались, то обсуждали, насколько моя тема, к примеру, подходит под тему учителя истории Жанны Анатольевны Пименовой. Таким образом, тема была выбрана, и мы составили план урока. Подобные уроки у меня были с учителями математики, химии, литературы. По сути, нет ни одного предмета, который нельзя было бы сочетать с другим.Жанна ПИМЕНОВА, учитель истории ФМЛ №366:- Могу сказать, что мне было очень приятно работать с учителем биологии Татьяной Михайловной Максимович. В процессе подготовки к уроку я узнала много нового о медицине, что очень дополнило урок, посвященный Крымской войне. Когда мы начали подробно изучать эту тему, то увидели, что выбор материала велик, поэтому приходилось часто общаться, обсуждать, что выбрать. Это тоже очень нужная практика – работа в тандеме, умение отсечь лишнее и оставить самое интересное, чтобы сделать урок более насыщенным. Алексей ЖЕЛОБКОВИЧ, ученик 10-го «А» класса ФМЛ №366:- Мне такие уроки нравятся, потому что они на стыке наук и раскрывают такие темы, которые нельзя рассмотреть только с точки зрения истории или только с точки зрения биологии. В рамках такого урока ты получаешь более объемное представление о каком-то событии или процессе. Та же Крымская война – это не только историческое событие, но в этот период произошло много открытий в биологии, например, в медицине. Я готовил доклад о хирурге Николае Пирогове и узнал много нового об этом человеке. Также я послушал сообщения одноклассников и пополнил свои представления о Крымской войне. Чем еще помогают такие уроки? Можно забыть, к примеру, события того или иного исторического периода, зато можно вспомнить, что в этот период происходило с точки зрения биологии. Цепочка воспоминаний сразу приведет к тому, что ты вспомнишь обо всем, что тогда узнал на уроке. Санкт-Петербург
Комментарии