На рекламу канадского фильма “Автокатастрофа”, который прошел по телеканалу “Россия” в ночь с 27 на 28 мая, думаю, обратили внимание многие. Авторы ролика отобрали обычные кадры со взрывами и стрельбой и решили привлечь зрителя, сообщив ему точное количество сцен, где это все присутствует. И торжествующий голос объявлял, что фильм запретили в Англии, в Европе он шел с купюрами, и вот только в России – полная версия. Почему же наш государственный телеканал показывает то, от чего отплевывались несколько стран, где индустрия боевика – дело не новое? Если на РТР существует определенная политика показа фильмов, то выходит, что она основывается на том, что Россию считают помойкой, куда можно бросать все, что другим по вкусу не пришлось. Но как же так? Ведь речь идет о государственном канале?..
Если изучить его телепрограмму, выявляются любопытные закономерности. Посмотрим, что предлагали нам за последние две недели. Время суток разделим на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Каждому времени – свое кино. Понятно, что наибольшее число людей собирается у телевизора вечером, отдыхая после работы. Что же показывала им “Россия” по вечерам (с 22 мая по 3 июня)? Если говорить о жанрах, то здесь никакого разнообразия – боевики или детективы. Сами фильмы выпускались только в двух странах: США и России. Россия чередуется с Америкой: сегодня их фильм, завтра наш. Если в один из вечеров показывают два российских фильма, то через несколько дней этот перевес компенсируется двумя американскими. Количество картин одинаково. Если прибавить два фильма, снятые еще в СССР, то тогда мы перегоним Америку.
Наступает ночь. То же жанровое однообразие. Как вечером, изредка лишь мелькает среди триллеров и боевиков комедия. Но если вечером каждый второй фильм был российским, то теперь наша картина появляется уже раз в три дня. Нас оттесняют за счет других стран. В минувшие две недели это были Франция и Канада. Ранним утром начинается телесериал “Мануэла”. Затем – повтор вечернего боевика для тех, кто его не увидел вечером. День (с половины одиннадцатого до 17 – 18 часов) – господство сериалов, тележвачки. Американская “Санта-Барбара”, российские “Простые истины”…
Выводы просты. То, что фильмы чередуются, отбираются по принципу жанровой принадлежности, согласно ему же распределяются во времени суток для показа, свидетельствует, что канал имеет свою кинополитику. Создание структур и графиков – дело человеческого разума. Из иностранных лент на “России” – безусловный лидер США. Число отечественных лент примерно равно американским. Жанровое разнообразие фильмов отсутствует. Нужно отметить, что отечественные боевики, снятые в 1990-е годы, нередко используют американские киноштампы. Количественное равенство наших и зарубежных картин, идущих вечером, – иллюзия, ибо они мало чем отличаются в идейном и художественном плане. Показ насилия удваивается за счет утренних повторов и рекламы, построенной на самых “боевых” сценах. И еще одна важная деталь – практически полное отсутствие отечественных фильмов для детей.
Таков вкратце кинопортрет государственного канала “Россия”, который вырисовывается с помощью изучения телепрограммы. Нравится?
Федор ТОННЕЕВ
Комментарий
130 орловских учителей и родителей поставили подписи под открытым письмом, призывая власти изменить государственную политику в области СМИ и ввести нравственную цензуру. Но в высших управленческих сферах хорошо понимают, что происходит на телевидении. Необходимо сильное, организованное общественное движение, которое, став реальной силой, заставит с собой считаться. И если те, кто управляет государством, хотят нам доказать, что действительно управляют им, пусть перекроют потоки насилия и разврата на государственном телевидении.
Отдел культуры
Комментарии