Позади трудный, порой драматичный учебный год, прожитый в условиях пандемии коронавируса. В практику школьной жизни вошли дистанционные уроки, удлиненные и дополнительные каникулы. А программу выполнять надо, дети растут быстро.
Коронавирус поставил на паузу некоторые планы и социального культурно-образовательного проекта «Пятигорск с Пушкиным», которому уже пять лет. Но, к счастью, не везде.
В канун дня рождения поэта в Центральной библиотеке имени М.Горького подвели итоги пушкинского года. Лучшие, наиболее активные участники проекта, их учителя, воспитатели и родители были награждены благодарственными письмами главы города Д.Ю.Ворошилова, управлений образования и культуры. Среди школ бесспорным лидером проекта в этом учебном (читай: пушкинском) году стала 31‑я школа со спортивным уклоном. Новые формы работы, ставшие частью учебно-воспитательного процесса, заслуживают особого внимания и, не побоимся сказать, признания.
В какой школе края и страны по вторникам по громкой связи вы услышите напоминание: «Дорогие пушкинисты, встречаемся в кабинете… Пушкин-переменка!»? И от 30 до 60 человек соберутся, чтобы за несколько минут выучить новую строфу из романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В этом учебном году с его неожиданными остановками таких переменок было тринадцать. А это значит, что тринадцать строф с крылатыми фразами и философскими обобщениями вошли в сознание ребят. Количество участников Пушкин-переменок плавающее, так как обязаловка и насилие исключены, каждый вобрал в себя то, к чему оказался готов. Наиболее последовательные и упорные – все тринадцать. А что это дало? Многим – веру в возможности своей памяти, новые приемы запоминания, новую лексику в активе, интерес к Пушкину, даже привычку пополнять свою память его строками, от которой не отказались и летом. Да, бесконечно прав Александр Сергеевич: «Привычка свыше нам дана – замена счастию она».
В 31‑й появились и два уникальных хора – Татьян и Онегиных ХХI века. Найдите еще одну школу в стране, где обнаружится не менее семидесяти девочек и девушек, которые знают наизусть письмо Татьяны к Онегину. И примерно такой же по численности хор Онегиных, причем в возрасте от 8 до 16 лет! Это при общей численности учащихся школы 690 человек.
– В этом учебном году мы убедились в огромной пользе такого коллективного чтения хором фрагментов из «Онегина». Коллективная память надежнее, она помогает открыться, поверить в себя, свои возможности. А общие эмоции, новая учебная ситуация, навык слушать и слышать, коллективная работа – это дорогого стоит. Но когда дети что-то учат, им важна ближайшая цель – для чего? То, что это, безусловно, полезно для их личностного развития, что это важные части нашего культурного кода, для большинства истины, которые они слушают из вежливости. А вот когда назван час Х, мы должны выйти и публично прочитать, – это для наших спортивных ребят весомый аргумент. Честь школы! – говорит директор школы Татьяна Анатольевна Золотухина. – Хор девушек дебютировал в феврале, в дни памяти поэта. Онегины подготовили коллективный подарок мамам, учителям, одноклассницам к 8 Марта. А вместе два хора с такой любовной перепиской вышли на сцену городской площадки у Спасского собора в канун Дня славянской письменности. В век селфи, социальных сетей, быстрого обмена информацией публичное признание и оценка – важный инструмент мотивации. А сам факт такого выступления, пусть локального, – очень своевременный феномен, значимый для культурной и образовательной среды города.
– Татьяна Анатольевна, мы сделали больше других, но меньше, чем могли…
– Понимаю: «Что б ни сделали мы, нам всегда по-хорошему мало…» Мне тоже нравятся слова этой комсомольской песни. Но давайте не будем забывать, что все сделанное – больше требований образовательного стандарта. Это было дополнительной, а значит, добровольной работой учителей и классных руководителей. Президент страны В.В.Путин как-то сказал, что хороший учитель всегда дает знаний больше программы. У нас хороших учителей в коллективе много. Ведь поначалу не все родители нас поддержали. А в век социальных сетей, когда публично и практически анонимно может высказаться любой, появляются и провокаторы, готовые очернить самую лучшую инициативу. Но мы продолжим работать с родителями, чтобы у них было понимание – нельзя упускать такую ценную образовательную возможность для своих детей.
– Татьяна Анатольевна, без вашей воли как руководителя такое включение коллектива школы в проект «Пятигорск с Пушкиным» было бы невозможно. Спасибо вам, погасили сопротивление скептиков и мобилизовали союзников. И нашли отличного координатора всей этой работы в своем коллективе – молодого талантливого учителя русского языка и литературы Александру Владимировну Шрамко. Сможем ли мы сделать больше?
– На итоговом педсовете мы огласили алгоритм наших действий в новом учебном году. Пусть коллеги за лето отдохнут, осмыслят, свыкнутся с мыслью работать в этом направлении дальше и больше. И сейчас, во время каникул, процесс не остановился. Конечно, хотелось бы, чтобы в нем участвовал каждый ребенок. Но мы же реалисты. А вот наши звезды меня очень воодушевляют – Элинна, Петр, Мия, Артемий, Кирилл… Их уже узнают в городе, за их успехами следят, они пример.
– Значит, с сентября и Пушкин-план каждого ученика появится, Пушкин-ярмарку проведем, Пушкин-переменки продолжим и расширим и интеллектуальное казино «Онегин» наизусть» организуем…
– Конечно, Пушкина много не бывает. Он дал нам современную версию русского языка, оставил великое творческое наследие. Без языка невозможно формирование общероссийской идентичности. У нас в школе учатся ребята тринадцати национальностей. И каждый из них должен прекрасно владеть нашим государственным языком, языком межнационального общения. И Пушкин в этом лучший учитель. А его роман в стихах «Евгений Онегин» – лучший инструмент для воспитания нравственности, формирования кодекса чести. Не зря же В.Г.Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением». Это только кажется, что нет ничего особенного в том, что дети учат Пушкина наизусть. И большие государственные задачи иногда решаются небольшими, порой рутинными шагами. В подтверждение этого недавний Указ Президента РФ В.В.Путина «О праздновании 225‑летия со дня рождения А.С.Пушкина». Указ подписан 5 июля 2021 года, а мы над его осуществлением уже работаем. В нашей школе мы создали определенный задел. Кстати, мы привнесли новые формы работы, действенные приемы легкого запоминания. Эти ваши графические подсказки, вспомогательные жесты, чтение наизусть хором… И, кстати, хорошо, что вы используете социальные сети для продвижения и наших успехов, и идей проекта «Пятигорск с Пушкиным». Безусловно, во взрослую жизнь каждый ребенок должен отправляться обогащенным пушкинскими строками в голове, привитым пушкинским словом и мыслью. Скажу в духе времени: Пушкин-вакцинация от дурновкусия должна быть поголовной. И мы с вами над этим поработаем.
– Спасибо, Татьяна Анатольевна. Ваша школа явила пример того, что можно сделать в параллели с основным учебно-воспитательным процессом, ему не в ущерб. Надеюсь, мы еще покорим и новые высоты.
Зоя ВЫХРИСТЮК, руководитель социального культурно-образовательного проекта «Пятигорск с Пушкиным», член Союза журналистов РФ, фото автора
Комментарии