По данным статистики, вроде бы нет особого повода для беспокойства за читающую Россию. С каждым годом растет количество наименований новых книг. Их тиражи хоть и невелики, но не падают. На деле оказывается, что основное количество художественных произведений приходится на “ширпотреб”…
Проблемы чтения стали темой дискуссий научно-практической конференции “Книга в России: итоги и перспективы чтения”, прошедшей в Российском университете дружбы народов (РУДН). Самой многочисленной из ее секций оказалась секция “Учитель”. До позднего вечера здесь не умолкали споры. Попробуем познакомить с самыми интересными выступлениями докладчиков.
Любопытные данные представила в своем докладе “Круг чтения студента: психология читателя” сотрудница РУДН Ирина Новикова. Проведя опрос среди 93 студентов различных факультетов (среди них были будущие филологи, психологи, юристы, социальные педагоги, экологи), Ирина Александровна получила следующие результаты. Отвечая на вопрос о том, какие книги должны быть обязательно прочитаны детьми опрашиваемых (можно было назвать только три книги), большинство предпочло русскую классику. На первом месте оказался роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита”, на втором – “Преступление и наказание” Ф. Достоевского, на третьем – роман-эпопея Л.Толстого “Война и мир”. В ближайшие десятилетия не будет забыт пушкинский “Евгений Онегин”. Он на четвертом месте, за него было отдано 11% голосов. На пятом месте (8,5%) – “Граф Монте-Кристо” А.Дюма. Э.М.Ремарк и его “Три товарища” набрали 6,5% голосов. Интересно получилось с Библией: она поделила седьмую строчку в сводной таблице с “Лолитой” В.Набокова (по 5,5%). “Отцы и дети” И.Тургенева, “Маленький принц” А.Сент-Экзюпери, Стругацкие и “Тихий дон” М.Шолохова набрали по 4,4% голосов.
Конечно, хорошо, что студенты советуют читать классику. Но будет ли следующее поколение прислушиваться к мнению родителей? Судя по тому, чем руководствуются опрошенные (а второй вопрос ставил целью именно это и выяснить), не скажешь, что при выборе книг они интересуются в первую очередь советами родителей. Этот ответ занимает последнее место. А на первом месте (65%) – “советы друзей и знакомых”. 29% студентов, прежде чем выбрать книгу, знакомятся с отзывами в газетах и журналах. Такое же количество ребят вообще ни на что не обращает внимание, читая то, что попадется в руки. К советам преподавателей прислушиваются 28,3% опрошенных. Исходя из собственных интересов, выбирают книгу 16,9% студентов, а 15% предпочитают что-то другое, не указанное в вариантах для ответа.
Третий вопрос анкеты – “Какие книги вы предпочитаете?”. На первом месте классика, на втором – историческая литература, такое же количество опрошенных предпочитают детективы. Фантастика занимает четвертую строчку, затем идут любовные романы. Замыкает список научная литература.
Сотрудницу Российской государственной детской библиотеки Елену Голубеву особенно беспокоит падение интереса к чтению.
– Чтение перестает быть безусловной национальной ценностью. Но социологи и психологи всего мира давно сошлись во мнении, что именно чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую, образованную, социально ценную личность. Государству нужны люди читающие. Потому что только от читающих граждан можно ждать достижений мирового уровня в науке, технике, искусстве.
Изменились мотивы чтения. Увеличилось количество людей, читающих исключительно специальную справочную литературу. А это может привести к тому, что человек потеряет способность к творческому вдохновению и озарению…
Многолетние исследования читательских предпочтений подростков 11-15 лет показывают, что пристрастие к чтению стало не только не престижно, но подвергается осмеянию сверстников: исчезает среда, стимулирующая к чтению. С этим связаны недостатки преподавания литературы в школе, когда происходит отторжение от чтения, а не развитие интереса к нему. Не будет большим преувеличением сказать, что забота о детском чтении – это забота о будущем страны.
Отмечали выступавшие и то, что у современного читателя пропадают авторитеты среди литературных героев. Их место занимают киногерои или эстрадные певцы. Литература многими школьниками воспринимается только как предмет изучения.
Екатерина ПОНОМАРЕВА
1 Человек читающий (лат.)
Комментарии