В этом году в предметном жюри «Иностранные языки» конкурса «Учитель года России» работает Любовь АНДРИАДИ, заслуженный учитель РФ с 27-летним стажем, председатель горкома Профсоюза работников народного образования и науки Сургута. Учеников Любови Ивановны вы можете встретить на языковых факультетах ведущих вузов страны, среди победителей окружных и всероссийских олимпиад. В 1994 году Андриади принимала активное участие в становлении кафедры иностранного языка Сургутского государственного университета. Вот уже 16-й год Любовь Ивановна руководит профсоюзной организацией. Этой работе она отдает все свое время и силы. Пикеты, профсоюзная учеба, участие в конкурсном движении – два года назад из-за частых разъездов Любови Ивановне пришлось оставить школу.
КВАРТИРУ В СТУДИЮ!
– Как начинался конкурс «Учитель года» в Сургуте?
– Первый раз мы провели его в 1996 году. Учредителями выступили городской комитет Профсоюза работников народного образования и науки и Департамент образования. Несмотря на свой юный возраст, городской конкурс имеет богатую историю. Именно в Сургуте на базе Высшей гимназии-лаборатории Валерия Салахова впервые была воплощена идея проведения слетов учителей года разных лет. Эти слеты, ставшие традиционными, оказались необходимой творческой подпиткой конкурса.
– Ваш «Учитель года» славится хорошими призами – победителям дарят бытовую технику, аудио- и видеотехнику, квартиры. Как вам удается находить спонсоров?
– Этим вопросом занимается непосредственно профсоюз. В первые годы помогали личные знакомства с профсоюзными организациями Сургутнефтегаза, Газпрома, Тюменьэнерго, аэропорта, с профкомом железнодорожников. Мэр города, коренной сургутянин, Александр СИДОРОВ в этом году подарил учителю ОБЖ Александру ТОВСТАНОВСКОМУ двухкомнатную квартиру по договору коммерческого найма.
– Какие призы обычно выделяет горком профсоюза?
– Мы дарили бытовую технику, фото- и видеоаппаратуру, привлекали строительные организации, которые ремонтировали школы. В последние годы стараемся вручать денежные гранты. Александра Товстоновского мы отправили на неделю поработать в библиотеке Российской академии повышения квалификации работников образования.
– Были ли какие-то необычные совпадения?
– В 2000 году химик Игорь Власов из 20-й школы получил приз от профсоюзной организации нефтяников как активный председатель первички, участник всех городских акций профсоюза.
– Нередко на городских этапах выбирают двух победителей. У вас в 1998 году сложилась подобная ситуация, и вы приняли нестандартное решение…
– Учительницу начальной школы Ольгу Мезинину мы отправили на региональный этап в Тюмень, а преподавателя иностранного языка Ольгу Симонову – в Ханты-Мансийск. На всероссийский финал в Москву от Тюменской области поехала Мезина. Всего за 8 лет конкурсного движения четыре сургутских учителя стали региональными победителями. Я считаю, что для города это неплохой результат.
– Межрегиональному клубу «Учитель года» уже два года. Вы создали у себя отделение?
– Мы пытаемся, но проблема в том, что пока у нас не находится инициатора из рядов участников. В этом году клуб выступил на закрытии конкурса, и на городском турслете соревновалась команда из учителей года. Но все это первые шаги.
– Вы наблюдаете за российским финалом с 1998 года, сначала были сопровождающей, а последние три года работаете в предметном жюри. Поделитесь своими впечатлениями.
– Когда я смотрела на конкурс со стороны, мне казалось, что в нем что-то не так, существует какая-то предвзятость. Теперь, будучи членом жюри, я могу утверждать, что судейство беспристрастно. На нас ложится очень большая ответственность. Из массы хороших педагогов мы должны выбрать наиболее интересных, профессиональных, коммуникабельных. Ведь учитель года – это лицо учительства в целом. Самое сложное – откровенный разговор конкурсанта с жюри, который часто зависит от внутреннего состояния человека, от того, сможет ли он быстро отойти от произошедшего, забыть свои обиды. По-человечески я хорошо понимаю учителей, переживаю и болею за них, как за учеников. Но мы должны сделать выбор и берем на себя эту ответственность.
ДИРЕКТОР-ПРОФЛИДЕР.
НЕ МИФ, А РЕАЛЬНОСТЬ
– В каких направлениях работает городской комитет профсоюза?
– Вместе с Департаментом образования профсоюз отвечает за стабильную жизнь всего учительства. Каждый год мы подписываем с администрацией города соглашения, регламентирующие доплаты и льготы работникам образования. Одно из направлений нашей работы – организовать заключение коллективных договоров в школах. Если в образовательном учреждении нет сильного профсоюза, то сам работодатель делать этого не станет. В Сургут часто приезжают учителя из другого региона, наши школьные профлидеры предлагают им – «вступайте в профсоюз», а они удивляются – «зачем он нам нужен?». Проходит время, и учителя на практике убеждаются в необходимости профпервички. Новогодние подарки детям, материальная помощь, организация праздника в День учителя, цветы на 8 Марта, спортивные соревнования, поздравление юбиляра – поверьте, все это только видимая часть работы профсоюза. Причем каждый учитель должен принимать в ней активное участие, а не сидеть и ждать, когда ему принесут все блага «на блюдечке». Под лежачий камень, как говорится, и вода не течет. В одной школе учительница встала на профсоюзном собрании и сказала: «Меня увольняют, а профсоюз бездействует!» Председатель ей в ответ: «Простите, но как мы можем вас защитить, если дети не хотят идти к вам на урок, а их родители просят найти другого преподавателя? Я считаю, что в вашем увольнении виноват не директор, а вы!»
– Последние два года вы активно занимаетесь профучебой. Раскройте секреты организации.
– Мы практикуем различные формы. Два года подряд выезжаем в Омск, где «берем уроки» у председателя областного комитета профсоюза Александра Шрама. Сегодня у нас 125 первичек, а значит, и 125 человек, которые прошли через учебу. Прежде всего мы изучаем основу – оргвопросы. Профлидерам необходимо умение грамотно заключать коллективные договора, составлять положения первичек. Юридическая основа для этого у нас уже есть. Кроме того, мы проводим правовые консультации по основным вопросам. Учитель, как правило, не имеет доступа к этой информации, наша задача – ликвидировать безграмотность. И в этом нам очень помогает газета «Мой профсоюз», которую мы регулярно вывешиваем в профсоюзном уголке.
– Как организована работа городского комитета?
– В президиуме горкома сегодня 11 человек, за которыми и закреплены первички. Причем среди них пять действующих директоров и два заместителя. Приходя в образовательные учреждения, они разговаривают с руководителями на равных. У них другой подход и другой статус. Они курируют самые проблемные организации. Кроме того, чтобы держать руку на пульсе, мы стараемся в последнее время собирать профлидеров на ежемесячные конференции.
– Какова средняя зарплата работников образования вместе с северными надбавками?
– Девять тысяч шестьсот рублей при прожиточном минимуме около трех тысяч. Но сегодня быстро меняются законы, и уже завтра мы можем оказаться у разбитого корыта.
С одной стороны, регион у нас богатый. Но с другой, и здесь зарплата педагогов отражает общероссийскую тенденцию. Судите сами: в то время как учитель получает около 10 тысяч рублей, промышленник – 20-30 тысяч.
Комментарии