Знаете ли вы, что тяжелее: пуд железа или пуд пуха? Не улыбайтесь над этой школьной «уловкой» и не спешите отвечать, что «пуд пудом и будет». На Луне, например, чаша весов с пухом перетянет пудовую гирю.
Не хотите ли убедиться, что листком из обыкновенной ученической тетради можно перепилить толстенное бревно?
Нет-нет, это не цирковые эффекты и фокусы. Голограмма и фантастическая картина между поляроидными пластинами, ультрафиолетовые лучи и явление «воздушной подушки» по уравнению Бернулли – все эти и другие чудеса можно было посмотреть совсем недавно на обыкновенном школьном уроке физики. Точнее, это было необыкновенное в обыкновенном, как и сами классы этой необычной школы с хитрым названием «ДЗН». Существовал еще несколько лет назад в Брянске единственный в России Дом занимательной науки. И если уж говорить сегодня о нем и о той беде, что приключилась с ДЗН, никак не обойдешь вниманием его создателя, в прошлом – школьного учителя физики.
Сорок лет (целых сорок!) математик, музыкант и мечтатель Николай Курындин был одержим одной идеей: заинтересовать, увлечь, разбудить мысль ученика. Каждый педагог испытал подобное: наряду со «звездными» уроками есть и такие, когда «камчатка» вдохновенно ведет «морской бой». Как же заставить «заиграть» те занятия, где царит формула «вес – это масса, помноженная на ускорение»?
Николай Тихонович сумел.
Когда анализирую сделанное Курындиным-педагогом, чувствую: то, за что хвалили Николая Тихоновича, вторично. Главное – взрослые и дети получали уроки практической психодиагностики. Ведь даже стыдившиеся своей медлительности и от того постоянно робевшие смело брались за любые задания, прямо-таки бросались на предлагаемые учителем головоломки. Попадая в ДЗН, все дети становились активными учениками.
Еще на заре своей педагогической деятельности молодой директор Лужской средней школы Николай Курындин попал в знаменитый тогда на всю страну ленинградский Дом занимательной науки. То был сон наяву, и Курындин заразился умением видеть в заурядном занимательное, в скучном – захватывающее.
Прошло немного времени, и маленький чулан в Лужской средней сами ученики переоборудовали в комнату занимательной физики с куполом звездного неба. А когда Курындин возглавил одну из московских школ, его мини-ДЗН уже принимал экскурсии.
Война внесла свои коррективы, и в биографии Николая Курындина появились брянские школы, в которых также одна за другой создавались подобные комнаты занимательной науки. Учитель торопился, менял места прописки и школы, чтобы разжечь, где только можно, огоньки своей мечты.
Капля, говорят, и камень точит. Николаю Тихоновичу все же удалось в начале 80-х создать в Брянске настоящий ДЗН! Можно было, казалось, успокоиться: цель жизни достигнута. Но до чего же неприемлемым оказался учителю тот ажиотаж, который подняли вокруг события власть имущие!
– Разве можно размещать ДЗН в бывшей церкви? – возмущался Курындин. – Неужели нельзя подобрать для Дома более подходящее для этого здание?
Не услышали, да и не захотели даже слушать.
Когда поменялись политические ориентиры и сменился экономический курс, когда-то любимое властями детище города на Десне в одночасье превратилось в жалкого пасынка, здание Спасо-Гробовской церкви вернули епархии, а ДЗН включили в структуру областного управления технического творчества и перевели в небольшое помещение ЦТТ.
Но едва сотрудники успели открыть залы общей физики и электроники, как теперь уже сменил свой адрес Центр технического творчества. Но и в новом здании по улице бывшего партизанского командира Дуки ДЗН тоже просуществовал недолго.
Еще два года понадобилось сотрудникам ДЗН для того, чтобы отремонтировать и частично восстановить остатки былого курындинского великолепия, и в 1999-м двери бывшего ДЗН вновь открылись для посетителей, но…
Николая Тихоновича к той поре уже не было в живых, и без того «холодный дом» еще больше обветшал. Конечно, в областной Центр технического творчества по-прежнему приходят школьники, чтобы увидеть занятную деревянную совушку и попытаться отобрать у нее конфету. (Ни за что не отдаст – сигнализация срабатывает тут же. Но, зная законы физики, можно легко похитить лакомство). Однако когда-то единственный в стране ДЗН застыл в своем развитии.
Неужели от задумки учителя создать единый научный центр, вокруг которого, словно спутники по орбите, вращались бы филиалы – школьные ДЗН – остались лишь воспоминания?
Василий ШПАЧКОВ
Комментарии