search
main
0

Ход конем,. или Шахматы не для всех

В №31 «Учительской газеты» от 1 августа 2017 года обсуждался вопрос о введении в общеобразовательные школы занятий шахматами. Выскажу свое мнение, сформированное на основе личного опыта креативного шахматного образования младших школьников в течение более чем двадцати лет.

В газете научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ академик РАО Виктор Болотов совершенно правильно отметил бесперспективность постановки вопроса о введении уроков шахмат в качестве обязательного предмета в общеобразовательные школы и превращения образовательной школы в спортивную шахматную школу. Он привел также пример с неудачной попыткой экс-чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова внедрить в общеобразовательные школы шахматы как вид спорта. Сегодня школа Карпова работает при РГСУ. Моя принципиальная позиция – обучение шахматной игре должно проводиться в системе школьного дополнительного образования, то есть сугубо по желанию, но никак не по принуждению. Этот вывод я сделал на основании многолетнего опыта работы с детьми и педагогами. Виктор Болотов справедливо отмечает: действительно, среди учителей школ всегда найдутся энтузиасты, умеющие играть в шахматы на любительском уровне. Но они не знают методики обучения. Насколько мне известно, занятия в подобных случаях проводятся со спортивным уклоном. В своей кандидатской диссертации на тему «Обучение игре в шахматы с применением компьютерных технологий как комплексное средство повышения интеллектуальных и игровых способностей младших школьников» я показал разницу между задачами тренера и педагога. У тренера основным показателем качества его работы являются спортивные успехи его учеников. И превалирующий метод обучения – репродуктивный на базе педагогической технологии. А у педагога, преподающего по методике креативного шахматного образования, показателем его работы являются достижения учеников по трем компонентам: образование, развитие, спортивные достижения. «Куда более содержательный вопрос, а на какие компетенции, которые обозначены в стандартах, будут играть именно шахматы?» – спрашивает Виктор Болотов. Так вот, моя авторская методика креативного шахматного образования младших школьников в системе дополнительного образования разрабатывалась с учетом требований, сформулированных в образовательном стандарте ФГОС-2. Разберем их по порядку. 1. Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. Разработанный автором комплекс психологических тренингов и тестов предназначен для тренировки памяти, развития логики, абстрактного мышления и пробуждения познавательного интереса у учеников начальных классов общеобразовательной школы, который в дальнейшем может быть применен и для спортивного совершенствования. 2. Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Для достижения этой цели разработана серия сказок, которая подразделена на следующие четыре группы:     народные сказки на шахматный лад;     придуманные сказки по игре в шахматы;     народные сказки на компьютерный лад;     придуманные сказки по информатике. 3. Освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ученика как субъекта разнообразных видов деятельности. Личностно ориентированный подход учитывает особенности психики разных категорий учащихся. Система базовых знаний соответствует требованиям образовательного компонента методики креативного шахматного образования. Однако для развитых детей, усваивающих учебный материал быстрее других учеников, в методическом пособии для педагога шахматного образования предусмотрен набор дополнительных задач и упражнений. Например, поиск заданного поля шахматной доски. Или определение возможных ходов той или иной фигуры со случайно выбранного поля шахматной доски. 4. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. В существующей практике обучения младших школьников игре в шахматы с применением компьютерных технологий этому вопросу обычно не придается необходимого значения. В разработанной мною авторской программе креативного шахматного образования младших школьников содержится специальный раздел, включенный в методическое пособие для педагога шахматного образования «Эргономика в обучении компьютерным технологиям обработки информации». Например, приводятся выдержки из соответствующих санитарных норм и правил, а также и другие правила. Разработаны специальные упражнения для «минуток релаксации», которые необходимо проводить во время занятий. 5. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка. В программе обучения и дополнительно в методическом пособии для педагога креативного шахматного образования имеется раздел, в котором обобщен опыт автора в воспитании и развитии у школьника положительных качеств характера. К таковым отнесены доброжелательность, уважение мнения одноклассника, любовь к родителям и одноклассникам, гражданский патриотизм и др. Нивелирование, а если удастся, то искоренение отрицательных черт характера рекомендуется проводить не только с помощью бесед, но и личным примером, который играет большую роль в воспитании младших школьников. Главное место в шахматном образовании младших школьников с применением компьютерных технологий на начальной стадии занимает сама игра. Особенности игровой деятельности, практически с самого начала уже имеющие элементы противоборства, то есть соревновательности, были учтены при разработке методики креативного шахматного образования младших школьников. В креативном шахматном образовании младших школьников сложилась практика применения двух последовательных курсов, каждый из которых рассчитан на один учебный год: пропедевтический и базовый. В пропедевтическом курсе преподаются основы шахматной игры, вводятся определения шахматных фигур и элементов шахматной доски, проводится первичное тестирование познавательных способностей младших школьников (как правило, это учащиеся первых-вторых классов). Как показали результаты педагогических экспериментов, школьники, обучающиеся шахматной игре по методике креативного шахматного образования, не только опережали в своем развитии одноклассников, не занимавшихся шахматами, но у них повышалась сопротивляемость усталости (резистентность), накапливающейся в организме. Поэтому проведение в конце учебного года кругового турнира для получения третьего детского разряда не сказывалось на результатах игры у всех участников. Надо отметить, что тренировочный круговой турнир проходит в весенние каникулы, по его результатам проводится корректировка личных планов учащихся. Напомню, что креативное шахматное образование должно проводиться строго индивидуально. Однако в условиях системы школьного дополнительного образования организовать индивидуальное обучение практически невозможно. Поэтому группа учеников подразделялась на подгруппы по темпераменту. К концу учебного года большинство учащихся выполняют норму третьего детско-юношеского спортивного разряда. Особо хочу отметить: получение спортивного разряда не является самоцелью. Спортивная составляющая в креативном шахматном образовании является фоновой. Главная цель шахматного образования – развитие познавательных способностей младших школьников в процессе обучения шахматной игре с применением компьютерных технологий. Важное условие: необходимо регулярно проводить тестирование как минимум в середине и в конце каждого триместра. Как правило, полученные результаты креативного шахматного образования подвигают директоров образовательных учреждений к увеличению нагрузки по пропедевтическому курсу до четырех часов в неделю. Но программу с нагрузкой в четыре часа в неделю целесообразно разрабатывать при получении заказов, так как такой пропедевтический курс должен быть эксклюзивным для каждого образовательного учреждения.  Виталий ПОЛОУДИН, руководитель Научно-методического центра шахматного образования при Фонде развития шахматной культуры им. гроссмейстера В.А.Алаторцева, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте