Шахматы учат мыслить тактически и стратегически. Все происходящее сейчас на глобальном и локальном уровнях можно воспринимать либо как тактический просчет, либо как хитроумный план, который не постичь простому смертному. И в этом нам помогут профессионалы. Например, Владимир ШИШКИН, который знает: внимательность к деталям – ключ к успеху. Но не единственный. Об остальных можно узнать в эксклюзивном интервью знаменитого тренера «Учительской газете».
– Начнем с конца, то есть со дня сегодняшнего. С кем вы работаете здесь, в Поленове?
– Провожу занятия с шахматистами разного уровня. Большинство из них начинающие. Я им рассказываю не только про игровые технологии, но и об истории развития шахмат. Работать с разноуровневым коллективом непросто. Сначала проверяю теоретические знания, потом ребята играют, я сам играю с ними, вместе разбираем ошибки. Учебный материал и задания стараюсь давать оптимальные для всех.
– У каждого мастера свой уникальный инструментарий. Расскажите о своей методике преподавания, пожалуйста.
– Здесь, в Поленове, например, на демонстрационной доске прежде всего показываю, какие оплошности не следует допускать в начале партии. Показываю классические примеры, в которых выдающиеся шахматисты выигрывали миниатюры за счет типичных для менее искушенных игроков ошибок. Изучаем также простейшие технические позиции, разыгрываем их, обсуждаем методы (например, дедуктивный) принятия решений. Стараюсь заинтересовать всех. К примеру, есть задания по составлению плана в определенных, как правило несложных, позициях, которые даже шахматисты разного уровня с одинаковым успехом решают. Задаешь небольшие наводящие вопросы, и игроки уже начинают вникать. Правильно поставленный вопрос, понимание сути проблемы уже половина успеха.
– А где и чему учились вы сами, если не секрет?
– Я окончил 22-ю спортивную школу. Занятия начинались в половине одиннадцатого, потому что с утра проходили тренировки пловцов. В моем классе я был единственным шахматистом. Костяк составляли члены сборных СССР по спортивной гимнастике, плаванию, стрельбе, санному спорту. На шахматную кафедру Института физкультуры (ГЦОЛИФК, ныне РГУФГСиТ) поступил лишь со второй попытки, отработав год на оборонном заводе. После окончания вуза работал в Доме пионеров, команда которого несколько раз выигрывала чемпионат Москвы. В результате меня назначили тренером юниорской сборной столицы, самым молодым в истории, мне было на ту пору 27 лет. С конца 80-х по начало 90-х работал также со сборной Московской области, затем судьба забросила в Польшу, где за 11 лет подготовил несколько чемпионов мира и Европы среди юношей, известных теперь гроссмейстеров, тренеров, организаторов. Например, президент Польской шахматной федерации Радослав Едынак, тренер сборной Польши Камиль Митонь, многолетний секундант великого индуса Виши Ананда Радослав Войташек (все они гроссмейстеры) – мои бывшие подопечные. Являюсь обладателем «Золотого знака» Польской шахматной федерации и премии «Тренер года» от УКФИС (Министерства спорта Польши). Несмотря на государственную награду, из-за известных событий в настоящее время въехать туда не могу и работаю с польскими юниорами удаленно. По возвращении в Москву помимо работы с 2004 по 2007 год редактором в «Шахматной неделе», где моим непосредственным шефом был 10-й чемпион мира Борис Васильевич Спасский, продолжал тренерскую деятельность. Так, Даниил Дубов стал при мне вице-чемпионом Европы среди юношей до 12 лет. А некоторое время спустя – чемпионом мира по быстрым шахматам уже среди взрослых! Кстати, помимо того что Даня сам входит в мировую гроссмейстерскую элиту, он помогает нынешнему чемпиону мира – гениальному норвежцу Магнусу Карлсену.
– Быстрые шахматы – что это такое?
– По-другому эта игра называется «рапид»: когда времени дается не классических 90 минут на партию + 30 секунд за сделанный ход, а 15, 25 минут + 5-10 секунд. Или блиц – совсем быстрая игра.
– А где вы еще работали и преподавали помимо Польши и России?
– Работал в Перу с национальной сборной. Двое моих учеников выиграли юношеские первенства двух Америк. Сейчас работаю с юношеской и женской сборными России для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. Мои паралимпийцы многократно выигрывали чемпионаты мира IPCA (Всемирная шахматная федерация опорников).
– А почему именно шахматы, что повлияло на выбор?
– Случайность. Играть начал очень поздно, в седьмом классе. Наш учитель физкультуры, кстати бывший тренер лыжной сборной СССР Юрий Борисович Духанин, объявил о проведении чемпионата школы с целью комплектации команды для районного этапа «Белой ладьи». Меня посоветовала ему моя мама, которая преподавала русский и литературу в старших классах той же школы. И я внезапно, прежде всего для себя, выиграл все партии, видимо, был слабый состав. Потом неплохо выступил за школьную команду и отправился в Дом пионеров… Работать с бесперспективным переростком тренеры особо не рвались. Учился по книгам. Затем два последних года посчастливилось заниматься в средней школе со спортивным уклоном, о чем уже говорил. Из-за того что начал поздно, стал тренером, а не профессиональным спортсменом. О чем, впрочем, не жалею…
– Вы смотрели художественные фильмы о шахматистах? Там много ляпов?
– Да, видел «Шахматист» с Жераром Депардье в главной роли. Ляпов хватает! Но это всегда так. Фильм сам про арабского мальчика, отец которого как нелегал был задержан во Франции, а сын стал чемпионом страны в группе до 12 лет и тем самым спас отца. Вроде все похоже, но есть недочеты. «Защита Лужина» по Набокову – хороший фильм, качественный, а тоже ляпов полно! А вот другой французский фильм – «Шахматистка» – неожиданное и приятное исключение! Видно, что режиссер внимательно прислушивался к мнению профессионального консультанта…
– Где вы сейчас трудитесь, над чем?
– Работаю в основном в онлайн-режиме с подопечными из разных городов России, Польши, Израиля. Вживую несколько раз в году провожу учебно-тренировочные сборы со своими подопечными-инвалидами из паралимпийской сборной России. Кстати, главный тренер нашей прославленной сборной – моя бывшая ученица (теперь начальница) чемпионка мира IPCA Светлана Герасимова. Иногда читаю лекции на польских тренерских курсах, теперь уже тоже в онлайн-режиме…
– Если пойти от противного: кого не берут в шахматисты?
– Невнимательных. Есть очень талантливые, продвинутые, хорошо обученные, креативные ребята, но в «боевых» условиях невнимательность их все равно подводит. За счет чего шахматы популярны, как бокс, ММА? Где-нибудь в го – игре, которая стратегически сложнее, примерно на 90% успех зависит от уровня стратегического мастерства. А в единоборствах, какое преимущество по очкам ни имел бы, зазевался – нокаут или болевой и поражение. В шахматах то же самое. Уж очень динамична наша древняя игра, ворон считать нельзя! Мне доподлинно известно, что современные элитные гроссмейстеры решают специально подготовленные тренировочные задания на внимание в условиях ограниченного времени. Прямо как космонавты и летчики-испытатели! Очень важна здесь и чисто физическая подготовка. Современные шахматы – это далеко не игра «ботаников».
– Вы состоите в каких-нибудь ассоциациях?
– Поделюсь личным. Однажды меня пригласили читать курс лекций тренерам в Польской шахматной федерации и сказали: «Чтобы у тебя была нормальная ставка, нужно получить сертификат тренера ФИДЕ (Международной шахматной федерации), мы оплатим». И я поехал в Ригу сдавать экзамены. Но по итогам ничего не сдавал: получил «автоматы». Профессионалы хорошо знают друг друга в лицо. На этом, наверное, и все.
– Почему вам нравится работа с детьми и чем? Редко кто из тренеров-профессионалов за нее берется, мы оба знаем, как это непросто!
– Надо вживаться в образ человека, с которым работаешь. Важен индивидуальный подход. Знания, конечно, необходимы, однако лучшие уроки дает практика. Мне, например, очень помогла работа в Доме пионеров еще в период учебы. Тренерскую деятельность начал, будучи первокурсником.
– Можете отметить преподавателей, которые оказали на вас наибольшее влияние?
– Александр Васильевич Артамонов. Когда он увидел мою игру на «Белой ладье», сразу привел меня в Дом пионеров и посадил играть за команду «на съедение» за первую доску. А я там неожиданно хорошо сыграл. Олег Леонидович Моисеев, само общение с которым обогащало. Из тренеров, у которых я учился, – Леонид Васильевич Бетин, историк искусства, не особо сильный шахматист, но педагог от Бога. Работать с молодежью я учился у него. Он настолько чувствовал психологию детей, что мог найти подход к каждому, раскрыть потенциал там, где другие его не видели. Уверен, что самая трудная и ответственная тренерская работа – подготовка и воспитание детей на начальном уровне. Благодарен судьбе за знакомство с гроссмейстером Александром Николаевичем Панченко. Самим фактом работы в его Всероссийской гроссмейстерской школе до сих пор горжусь! У таких людей почетно учиться!
– Что бы вы пожелали молодым коллегам, начинающим шахматистам? Чем полезны занятия шахматами?
– Об этом, если хорошо помню, в 2005 году вышла моя довольно подробная статья на ресурсе ChessPro. Занятия любым видом спорта без должного уровня самодисциплины могут даже навредить. Это отдельная тема… Шахматы полезны для развития многих важных качеств: внимания, концентрации, умения правильно собирать и анализировать информацию, ответственности при принятии решений. Да и калорий юный шахматист первого разряда и выше за время одной турнирной партии тратит больше, чем за неделю учебы в школе! Станешь ты профессионалом или нет – вопрос, который остается открытым даже для молодежи мастерского уровня. По-настоящему хорошо зарабатывает только первая мировая десятка, в которую крайне сложно пробиться. Но у шахматистов очень интересные детство и юность. И множество друзей по всему миру, не виртуальных, а реальных. А главное богатство мира – люди!
Алена ЮРЧЕНКО, Тульская область
Комментарии