Биография Александра КОНОВАЛОВА, преподавателя физики школы №9 города Холмска Сахалинской области, не вполне типична для участника конкурса «Учитель года» любого уровня. Окончил Саратовский государственный педагогический университет имени Н.Г.Чернышевского, сходил в армию, вернулся, устроился в школу, проработал три года там, а параллельно в системе допобразования. Затем переехал в Приморский край для решения проблем трудоустройства супруги, которая работает в государственных органах. Там был директором Центра развития робототехники, занимался с детьми. Но, проработав 1,5 года, снова сменил место жительства, поскольку жену перевели на Сахалин, в город Холмск. Вот и теперь он продолжает трудиться на острове, а его вторая половинка снова работает в другом месте. А чтобы иметь возможность нормально существовать и растить ребенка, Александр Иванович решил стать индивидуальным предпринимателем, совмещая приятное с полезным.
– Как учитель работаю в городской школе №9, веду физику, – поясняет педагог. – А как ИП параллельно веду занятия по робототехнике для детей 7-9-х классов, занимаюсь программированием. Это все очень востребовано, дети интересуются, много желающих. Ценник не заоблачный, каждый может себе позволить.
Началось все, по его словам, со студенческих времен, когда он с однокурсниками заинтересовался программированием и начал с самых азов, то есть с блочного программирования. А потом стал учить других, причем его услугами пользовались даже в Саратовском областном институте развития образования, где он вел кружки по робототехнике Lego.
– Говорят, что программирование ближе к математике, но я считаю его частью своего предмета, – говорит Коновалов. – Для меня это занятие всегда в удовольствие, на уровне хобби, мне нравится готовить детей к соревнованиям, видеть, как они растут и совершенствуются. А еще интересно обучать ребят прикладной робототехнике. Ко мне ходят школьники всех возрастов. Самым маленьким работа с элементами конструктора помогает развивать мелкую моторику, для более старших это уже деятельность по развитию мышления. Мы изучаем различные виды передач, рычаги, блоки. Тут и информатика, и физика, и черчение, и рисование. Ребята, например, не просто изучают простые механизмы, но и показывают, где все это встречается в реальной жизни. И когда садятся на велосипед, уже прекрасно понимают, что такое повышающая и понижающая передачи, во сколько раз получится выигрыш в скорости при потере мощности, и наоборот. Это уже инженерное мышление. Конечно, не всех интересует теория, но без нее нельзя заниматься практикой. Любопытно, что приходят и девочки, причем у них программировать и мастерить роботов получается даже лучше, чем у ребят. Тут ведь главное не то, какого человек пола, а то, есть ли у него техническая предрасположенность. Начав с Lego, дети переходят на Arduino, у них формируются профессиональные навыки, возникает желание поступить в технический вуз. А это уже чистой воды профориентация.
Правда, в самом Холмске, признает Александр Коновалов, робототехнические и программистские навыки его выпускников не особо востребованы, поэтому ребята, которые стремятся реализоваться в этом направлении, уезжают в более крупные города как на острове, так и на материке. Стоит ли делать вывод, что педагог, развивая интерес детей к этому виду творчества, помогает оттоку молодежи из глубинки? Вряд ли, потому что, считает учитель, здесь тоже можно найти работу по профилю, например, в «Кванториумах» и техноклассах. К тому же есть традиция восполнять вакансии в школах и домах творчества, выращивая смену из своих же воспитанников. Надо быть оптимистом! Да и в целом, если посмотреть на то, как сегодня востребованы технически подкованные люди, насколько развиты печать на 3D-принтере или услуги компьютерного мастера, можно быть уверенным: работа найдется везде.
– Как учитель физики я знаю, что физические задачи связаны с математикой, – рассказывает Коновалов. – А бывает так, что ученики не умеют решать мои задачи, потому что не знают математики, не умеют выводить формулы, вычислять углы, синусы, косинусы, дроби. Поэтому я на своих занятиях учу самым разным предметам. Например, тему «Строение вещества» у нас изучают в 7-м классе, еще до того, как ребятам об этом расскажут на уроках химии. Или же первоначальные представления о том, как устроен мир, у детей есть с начальной школы, но об атомах и молекулах я рассказываю в 7-м классе, а учитель химии – в 8-м. Словом, мы коллегами часто дублируем друг друга, и это вполне нормально, я думаю.
Как и любой другой преподаватель, Коновалов периодически проводит не только занятия по своему предмету, но и совместные уроки: химия + физика, биология + физика. Для изучения некоторых тем (например, работа сердца или свойства вещества) это бывает очень полезно и наглядно. Однако, по его мнению, вместо того чтобы два учителя вели один урок, лучше, чтобы, наоборот, один учитель мог на своем уроке охватить два, три и более других предметов, если это связано с изучаемой темой. Хотя тут тоже есть свои проблемы: невозможно глубоко знать все обо всем, есть риск распылиться по разным предметам, потеряв себя как узкопрофильного специалиста в рамках своего предмета.
– Даже внутри предметной области «Естествознание» нельзя владеть одинаково хорошо и географией, и химией, и физикой, и биологией, – убежден педагог. – Это, может быть, выгодно для школы, чтобы одним преподавателем закрывать сразу несколько предметов, но вот для системы образования в целом такой подход, мне кажется, ущербен. Любой предмет имеет свою специфику, и каждый учитель объясняет все по-своему. Поэтому плохо, если сразу несколько предметов он будет объяснять одинаково. А вообще я еще ни разу не видел, как готовят учителей естествознания, как они сами готовятся к уроку. Наверное, это должно быть невероятно сложно, ведь все эти предметы очень объемные и трудные. Честно говоря, не хотел бы этим заниматься.
Да, он стремится стать всесторонне развитой личностью, как обычно принято говорить об Учителе с большой буквы. Именно потому, что ему самому это интересно, он и старается соответствовать столь почетному и благородному статусу. А вовсе не потому, что от него этого требуют. Вот, например, он бы очень хотел изучить английский язык. Но все как-то не получается. Это важно не только для личностного роста, но и в чисто прагматических целях – чтобы общаться с иностранцами, читать художественную и техническую литературу по своему профилю, не бояться выехать за границу, на международные соревнования по робототехнике. Или чтобы помочь детям разработать и оформить проект на русском и английском языках, что также очень важно для участия в статусных мероприятиях.
А еще он ощущает явные пробелы в плане правового образования. И осознает, что эти белые пятна обязательно нужно ликвидировать, даже если нет стремления стать юристом и правоведом. Для себя. Для детей. Для коллег. Словом, чтобы помогать людям.
Но пробелы пробелами, а Александр Иванович признает: даже внутри одной предметной области есть темы, которые нравятся больше, и ты даешь их с огромным энтузиазмом, а есть те, которые ты просто знаешь, но особого тепла к ним не испытываешь.
– Если же брать мою родную физику, то там мне больше всего интересен раздел «Электричество», сборка электрических цепей, – признается педагог. – На втором месте «Оптика». Хотя я понимаю, это мои личные предпочтения, у детей, вполне естественно, может возникнуть страсть к совершенно другим темам и разделам. Поэтому стараюсь сделать так, чтобы они все темы знали хорошо. Вы спросите, как можно заставить себя дать блестяще тему, которая не очень нравится? Я просто заставляю себя и говорю – надо! А также привлекаю дополнительный материал, с помощью которого можно развить интерес у детей. Что же касается собственного удовольствия от прохождения нелюбимых тем, то тут удовлетворение может быть косвенное, связанное с успехами моих учеников. Им нравится, значит, и я счастлив. А еще можно поставить интересный видеофильм, дети смотрят и учатся. Я был на лекции одного известного физика из Москвы, он продемонстрировал, как работает терменвокс, и рассказал, как его можно использовать на уроках. Меня это очень заинтересовало, приехав домой, я рассказал об этом своим детям, они спросили, можно ли его сделать самим. Честно говоря, не ожидал от них такого энтузиазма, но потом нашел схемы, и в результате мы с младшими школьниками сделали прибор на Arduino. Оказалось, объяснять материал можно и вот таким творческим образом.
Александр Коновалов типичный представитель нового поколения учителей. Умеет пользоваться не только печатными изданиями, но и видеороликами, коих в Интернете великое множество. Знает коллег, учителей физики, ставших блогерами с миллионной аудиторией. Следит за свежими поступлениями в популярных социальных сетях, как отечественных, так и зарубежных. А потом перерабатывает полученную информацию, чтобы донести ее до своих учеников в максимально понятном и доступном виде. Вы разве не так поступаете?
– Когда мы работаем с учебником, я делаю рабочие листы, куда дети записывают то, что было на уроке, – делится опытом Коновалов. – Да, листы получаются одноразовыми, что весьма накладно, зато они хранятся у ребят, и когда их достаешь, можно освежить в памяти все, что было пройдено раньше.
В последние годы материальная база школ значительно обновлена, в том числе и благодаря появлению «Точек роста». По словам Александра, это помогло получить оборудование для подготовки к химии, биологии, информатике, физике. Здесь и цифровые датчики, и цифровые лаборатории, и ноутбуки, и нетбуки. Но учитель не был бы учителем, если бы не сравнил все это со старым добрым арсеналом советской школы и не пришел к вполне определенным выводам.
– Если брать функционал, то сейчас приборы и датчики на порядок более крутые, – говорит он. – Вот только раньше у каждого амперметра или электрофорной машины было подробное описание, как с ними работать и на каких уроках пользоваться. Сейчас такие сопроводиловки есть не всегда и не везде. То есть прибор может быть очень хорошим, а описания и методических рекомендаций к нему нет. Приходят, к примеру, мультидатчики, которыми можно померить сразу много чего – и давление, и температуру, и влажность, и магнитное поле. Но в прежние времена ученик должен был сначала понять, как работает вольтметр или амперметр, как его надо подключать – параллельно или последовательно. То есть человек понимал физический смысл процесса. А современный датчик – это черный ящик, ученик не понимает, как он работает, и просто получает готовый результат. Опять же в «Точке роста» современное оборудование позволяет все показатели выводить на экран. А с советским прибором надо ведь еще и разобраться, как с него снимать показатели, как градуирована шкала. А вот что касается старых учебников, то в них нет многих тем, которые появились за последние 30 лет. Например, ни слова про нанотехнологии и роботов. И все-таки у них было одно неоспоримое преимущество перед современными – раньше дети, получая книги в библиотеке, с упоением листали их и читали с интересом наперед. Теперь вряд ли какой учебник может этим похвастать.
…На конкурсе Александр Коновалов решил показать свой стандартный урок. Там были и межпредметные связи физики с химией, и эксперименты, и гипотезы. Дети плавили серу, получали новое вещество, пытались объяснить его свойства. Несмотря на то что это всего лишь 7-й класс и аллотропные видоизменения ребята еще не проходили, дети пришли к выводу: в зависимости от физических условий (плавление) атомы могут перестраиваться по-разному. А в итоге учитель задал им на дом… получить молекулу ДНК банана. А чтобы миссия не казалась невыполнимой, дал адрес видеоролика, где подробно объяснялось, как это сделать.
Вот в этом весь Коновалов.
Вадим МЕЛЕШКО, Сахалинская область, фото автора
Комментарии